Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: особенности написа-ния и содержания
Поэма «Руслан и Людмила» является одним из выдающихся произведений отечественной литературы.
История создания поэмы отсчитывается с начала 1917, в то время когда А. С. Пушкин ещё учился в Царскосельском лицеи.
Работу над содержанием поэмы автор начал в 1818, а закончил в 1820 году. В этот же год Поэма была опубликована и получила широкое признание.
Публикация поэмы «Руслан и Людмила» стала для А.С. Пушкина триумфом. Поэма произвела значительный успех в кругу именитых писателей и сделала автора первым поэтом на Руси.
В своём содержании Поэма имеет сказочную основу фольклорную старину. Этим можно объяснить некую сложность в прочтении поэма, в её понимании.
Лирический эпилог поэмы («Так, мира житель равнодушный…») был написан Пушкиным во время ссылки на Кавказ 26 июля 1820 г. Однако эпилог не попал в первое издание поэмы и был напечатан отдельно в журнале «Сын отечества». Тон и содержание эпилога резко отличаются от шутливого тона и веселого сказочного содержания поэмы. Такой контраст обозначает переход А. С. Пушкина к новому направлению в творчестве — романтизму.
Поэма была издана дважды. В 1828 г. Пушкин выпустил второе издание «Руслана и Людмилы», существенно переработав ее. В эту книгу впервые вошло вступление к поэме («У лукоморья дуб зеленый...»), которое было написано в Михайловском в 1825-1826 гг. Пролог состоит из сочетания русских народных сказок, известных многим. Окончание пролога сводится к рассказу о ученом коте. Именно в прологе обозначается, что поэма рассказывается со слов учёного кота.
Всего Поэма состоит из 6 частей (песней).
По замыслу поэта «Руслан и Людмила» - героическая поэма, подводящая итоги патриотическим настроениям 1812 года. В образе Руслана... намечены черты русского народного характера, столь ярко проявившиеся в 1812 году: спокойное мужество, решительность, находчивость и вместе с тем терпение в бедствиях, великодушие к побежденному врагу, доверчивость. Победа Руслана над Черномором изображается как торжество «русской силы». «Преданья славы и любви» - вот основной предмет поэмы, по собственному определению Пушкина. Годы, когда Пушкин писал «Руслана и Людмилу», были временем развития дворянского революционного движения и возникновения тайного общества декабристов. Революционные симпатии поэта не могли так или иначе не отразиться и в его сказочно-былинной поэме... Вся поэма представляет собой картину борьбы с «кознями вероломства» (Сломинский, 1969).
Действие в этой поэме истинно художественное; оно не запутано, просто, поэтически естественно и мастерски оживленно, расцвечено разнообразием, мастерски сосредоточенным в единстве... Людмила похищена Черномором. Здесь начинается действие поэмы; Руслан отправляется искать своей супруги. Дорогой он освобождается от двух соперников, от Рогдая, которого победил на поединке, от Ратмира, который, влюбившись в пастушку, забыл про Людмилу. Покровительствуемый волшебником Финном, он отыскивает Черномора, лишает его силы волшебства, и едет со своею Людмилой в обратный путь. Но тут встречается новое препятствие: Фарлаф, третий соперник, руководимый Наиною, убивает его. Казалось бы, все кончилось, и цель осталась бы недостигнутою; но Финн вспрыскивает Руслана мертвою и живою водою, - и Руслан снова на коне - с карлом за плечами; он приезжает в Киев, разбивает печенегов, является в княжеских палатах, пробуждает волшебным кольцом долго спавшую Людмилу.
Характеры в «Руслан и Людмила» определенны, индивидуальны и развиты, сколько позволял объем поэмы; нельзя сказать, что каждый из них резко обрисован, но этого нельзя строго требовать от нашего поэта, - он почти первый у нас выступил на эпическое поприще и, к чести его должно сказать, первый вывел на сцену к «Руслану и Людмиле» людей, а не тени. Эпические характеры, в каком бы то ни было государстве, образуются веками и переходят из поколения в поколение, из поэмы в поэму.
Таким образом, поэма «Руслан и Людмила» представляет собой образ того времени, мысли и чувства, которые были вызваны у автора и воплощены в содержании поэмы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Айрапетян, А.Ш. К вопросу о таксономических классах глаголов / А.Ш. Айрапетян // Символ науки. - 2015. - №7-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-taksonomicheskih-klassah-glagolov (дата обращения: 09.11.2023).
2. Арзамасцева, О.О. «Глаголы речи» как часть метаязыка художественного текста: семантико-прагматическая характеристика / О.О. Арзамасцева // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. - 2009. - №11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/glagoly-rechi-kak-chast-metayazyka-hudozhestvennogo-teksta-semantiko-pragmaticheskaya-harakteristika (дата обращения: 09.11.2023).
3. Артыкова, Г.Ш. К вопросу об использовании глагольных форм в художественном тексте / Г.Ш. Артыкова, Н.Р. Атаева // Молодой ученый. – 2016. – №6. — С. 889-892. – URL: https://moluch.ru/archive/110/26675/ (дата обращения: 08.11.2023).
4. Васильев, Л.М. Принципы семантической идентификации глагольной лексики / Л.М. Васильев // Семантические классы русских глаголов: межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1989.
5. Васильев, Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи. Очерки по семантике русского глагола / Л.М. Васильев. - Уфа, 1971. – С. 213 - 266.
6. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3 / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2003. - 316 с.
7. Борисова, И.Н. Предикаты познания как функционально-семантический класс лексики / И.Н. Борисова // Русское слово в языке, тексте и культурной среде: сб. ст. Екатеринбург: Арго, 1997.
8. Ермолаева, И.А. Семантическая классификация глаголов в русском языке / И.А. Ермолаева // Вестник СПбГУ. – 2017. Т. 14- В. 3. – С. 362-372.
9. Джуманиязова, Г.К. ГЛАГОЛ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ / Г.К. Джуманиязова // Talqin va tadqiqotlar ilmiy-uslubiy jurnali. - 2022. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/glagol-v-russkom-yazyke (дата обращения: 09.11.2023).
10. Кашпарова, В.С. Особенности семантики и функционирования некоторых коннотативных глаголов со значением говорения / В.С. Кашпарова. - М., 1989
11. Константинова, А. Ю. Современный русский язык. Морфология /А. Ю. Константинова. – М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина. 2008.
12. Константинова, А.Ю. Оценочные способы глагольного действия в группе глаголов речи / А.Ю. Константинова // МНКО. - 2018. - №2 (69). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnye-sposoby-glagolnogo-deystviya-v-gruppe-glagolov-rechi (дата обращения: 09.11.2023).
13. Кролль, М.И. Глаголы речи в современном французском языке: Автореф. Дис…канд.филол.наук / М.И. Кролль. – М., 1969. - C 7-9.
14. Костицина, Р.В. Новый проект семантической классификации глагольной лексики русского языка / Р.В. Косницина // Филологические науки. Вопросы тории и практики. 2023. – Том 16. – Выпуск 8. – С. 2592-2599.
15. Костицина, Р.В. К вопросу о классификации глагольных предикатов / Р.В. Косницина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. - № 4.
16. Милых, М.К. Прямая речь в художественной прозе / М.К. Милых. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1958. - 38 c.
17. Ничман, З.В. Глаголы говорения (устной речи) в современном русском языке: автореф. дис. ...канд. филол. наук / З. В Ничман. - Томск, 1980. - 22 с.
18. Палоши, И. К основным вопросам о категории способа глагольного действия в русском языке. Slovène. International Journal of Slavistic / И. Палоши. – 2014. – 2. – С. 194 - 208.
19. Петрухина, Е.В. Русский глагол: категории вида и времени (в контексте современных лингвистических исследований) / Е.В. Петрухина. – М.: МАКС Пресс, 2009.
20. Пирогова, Л.И. Русский глагол: Грамматический словарь-справочник / Л. И. Пирогова. — М.: Школа-Пресс, 1999.
21. Теплякова, Л.С. Глаголы говорения как средство художественно-образной конкретизации (На материалах авторских ремарок произведений Ф.М. Достоевского) / Л.С. Теплякова // Функционирование языковых средств в художественной речи. – Омск, 1979. - 38 c.
22. Слонимский, А.М. Статья-послесловие "О поэме "Руслан и Людмила", книга "Руслан и Людмила" / А.М. Слонимский. - 1969.
23. Стилистика русского языка: учебник / М. Н. Кожина, P. Дускаева, В. А. Салимовский. — М.:Флинта:Наука,2008. — 464с.
24. Шахматов, А.А Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов.– М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 624 с.
25. Шахнарович, А.М. Проблемы психолингвистики / А.М. Шахнарович. – М., 1987. – 288 с.