Фрагмент для ознакомления
2
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Основные подходы к определению понятия «безопасность
Вопросы в отношении понятийного аппарата в системе обеспечения безопасности являются весьма актуальными в современном мире. Много-образие подходов понятийно базы затрудняет достаточно полно и пра-вильно определить смысл понятия «безопасность».
В русском языке понятие безопасность образовано по принципу ан-тимонии: за счёт простой приставки префикса опасность преобразуется в идеальное состояние отсутствия опасности, сохранности, надёжности .
В энциклопедических источниках Российской империи понятие «безопасность» толковалось как «состояние, при котором не угрожает опасность»; «защита от опасности; отсутствие всякой опасности; сохран-ность, надежность».
Близкой по значению является категория «защищенность», которая неоднозначно понимается в науке.
Так, «защищённость» понимается как «определённое состояние объекта, которое достигается в результате целенаправленной деятельности системы обеспечения безопасности, а также может быть количественно из-мерено, что позволяет оценивать эффективность функционирования систе-мы управления» .
При таком понимании защищённости акцент делается на систему обеспечения безопасности, при этом само понятие не раскрывается.
По мнению О.В. Григорьева, говоря о состоянии защищённости общества в совокупности с его устойчивым развитием, целесообразно об-ратиться к категории «стабильность». Применительно к социальной систе-ме категория «стабильность» определяется как «состояние социальной си-стемы, характеризующееся заданным уровнем устойчивости в течение определённого периода времени, выступает как предпочтительное состоя-ние системы, необходимое для её прогрессивного развития» .
Таким образом, можно считать, что одной из составляющих без-опасности является стабильность в обществе.
1.2 Понятие безопасности Российской Федерации
Безопасность в самом общем смысле — это отсутствие какой-либо опасности, а применительно к обществу - отсутствие любых рисков и угроз сложившимся общественным отношениям.
А.А. Косых, например, рассматривает безопасность как «состояние защищенности прав граждан, жизненно-важных интересов личности, при-родных объектов, окружающей среды и материальных ценностей от суще-ствующих или потенциальных угроз, последствий несчастных случаев, аварий и катастроф на промышленных объектах» . То есть, применительно к национальной безопасности, безопасность можно определить как состоя-ние защищенности от совокупности угроз национальной безопасности. Помимо прямых угроз, состоянию защищенности в сфере национальной безопасности могут угрожать не только прямые риски, но и потенциаль-ные угрозы.
Обращаясь к законодательному закреплению рассматриваемого понятия, отметим, что не действующий в настоящее время Закон Россий-ской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. сыграл важную роль в уточнении понятийного аппарата, определив понятие безопасности, как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Рассматриваемый термин в такой формулировке, в силу своей обобщенности, позволяет определять понятия различных видов безопасности в зависимости от объекта защища-емых общественных отношений. Однако, представленное определение яв-ляется чрезмерно обобщенным в силу неопределенности того обстоятель-ства, от каких именно угроз необходимо «защищать» личность, общество и государство. Кроме того, отмеченный нормативный акт утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ , при этом в новом законе отдельно понятие безопасности и в целом вопросы терминологии не нашли своего отражения.
В настоящее федеральный закон «О безопасности» оперирует таки-ми терминами как: «безопасность государства» (по смыслу закона она же «национальная безопасность»), «общественная безопасность», «экологиче-ская безопасность», «безопасность личности», «иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации». Исходя из смысла правовой конструкции статьи 1, дифференцировавшей эти понятия, в контексте этого федерального закона государственная безопасность, она же национальная безопасность является обобщающим понятием для дру-гих видов безопасности, в том числе и для общественной безопасности. В данном контексте общество является составной частью Российской Феде-рации, как государственного образования, что вполне объясняет логику законодателя.
Современная литература рассматривает понятие «безопасность» в качестве системы условий и факторов, в которых объект органично функ-ционирует и развивается по своим внутренним законам [10]. Так же без-опасность трактуют как состояние, при котором нет опасности, то есть «условий и факторов, угрожающих существованию индивида или сообще-ству» . Безопасность часто определяется как способность объекта сохра-нять свои системообразующие свойства при деструктивных воздействиях, дезорганизующих основные параметры и характеристики, потеря которых ведет к утрате объектом своей сущности . Кроме того, под данным поняти-ем так же имеется в виду система гарантий, обеспечивающая нормальное развитие любого явления.
Важно заметить, что практически все перечисленные определения подвергаются критике, как со стороны ученых, так и со стороны специали-стов-практиков . На наш взгляд, несостоятельность многих определений проявляется в том, что при конкретизации понятия «безопасность» не учи-тывается ее диалектическая противоположность - опасность, это обстоя-тельство не позволяет раскрыть данный термин наиболее точно и подроб-но. Безопасность обретает смысл в связи с проявлением опасности, как ее производная, верно пишет Г. А. Атаманов. Автор указывает, что «опас-ность» характеризует состояние объекта, при котором наличие внутренних или внешних воздействий нарушает механизмы жизнеобеспечения систе-мы, в результате чего возникает угроза нормальному режиму его функци-онирования. Он так же отмечает, что не всякая угроза дисфункции обязана восприниматься как опасность, а та - которая угрожает его функциональ-ной целостности: «безопасность возникает как преодоление опасности» .
В этом ключе прав В. П. Петров, говоря о том, что «система без-опасности, основанная на подходе, который не учитывает состояние опас-ности, утрачивает смысл, поскольку настроена не на преодоление опасно-сти, а на оправдание существования собственно социальной системы» . При этом автор констатирует, что в настоящее время не разработано тео-ретическое обоснование той предметной области, которая способна опре-делять сферу безопасности. «Понимание безопасности под углом «жизнен-но важных интересов личности, общества и государства» содержит в себе внутреннее смысловое противоречие и является недостаточно корректным в научном отношении» , - заключает автор.
Данную точку зрения поддерживает А. В. Макеев: «Интересы, важ-ность которых не вызывает сомнений, необходимо формулировать и реа-лизовывать, обеспечивая те или иные потребности личности, общества и государства посредством целенаправленной социально- политической дея-тельности» . Речь идет не о защите интересов людей как таковых, но базо-вых условиях существования людей, государства и общества в целом, за-крепленных в системе ценностей и жизненных устоев. В результате чего сфера безопасности должна быть представлена как социальное простран-ство, охватывающее основы общественного бытия и базовые ценности че-ловека.
Таким образом, можно заключить, что безопасность определяется, как возможность системы противостоять опасностям, а так же способность переходить в своем развитии к более высокому уровню. Процедура защи-ты безопасного состояния необходима для нормального функционирова-ния и прогрессивного развития системы. На наш взгляд, безопасность рас-сматривается в качестве одной из характеристик жизнеобеспечения любого объекта, а так же в качестве имманентной способности данного объекта ре-агировать на искажение собственных ценностей, целей, интересов, иначе, оснований существования данной системы.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасно-сти» (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 1. – Ст. 2.
3. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О Федеральной службе безопасности» // Российская газета. – 1995. – 12 апреля. – № 72.
4. Указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 (ред. от 27.02.2023) «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Фе-дерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 33. – Ст. 3254.
5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законо-дательства Российской Федерации. – 2021. – N 27 (часть II). – Ст. 5351.
Материалы судебной практики
6. Постановление ЕСПЧ от 21.06.2011 «Дело «Шимоволос (Shimovolos) против Российской Федерации» (жалоба № 30194/09) // Бюл-летень Европейского Суда по правам человека, 2012, № 1.
7. Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 № 1308-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ни-кифорова Алексея Вячеславовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 1, частью четвертой статьи 7, частями первой - чет-вертой статьи 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и частью второй статьи 282.2 Уголовного кодекса Россий-ской Федерации» // Источник СПС КонсульатнтПлюс.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстре-мистской направленности» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 8, август, 2011.
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о пре-ступлениях террористической направленности» // Российская газета, № 35, 17.02.2012.
Специальная литература
10. Алексеев С. С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 2022. – 320 с.
11. Атаманов Г. А. Информационная безопасность: сущность и со-держание // Бизнес и безопасность в России. – 2007. – N 47. – С.108-110.
12. Бабин С. В. Направления совершенствования деятельности до-рожно–патрульной службы ГИБДД МВД России в сфере охраны и обес-печения общественного порядка // Вестник Сибирского юридического ин-ститута МВД России. – 2019. – № 2 (27). – С. 94–102.
13. Бусс П.Э., Сидоров Ю.В. К вопросу о правовом регулирова-нии государственной службы Российской Федерации иных видов // Эконо-мические, историко-правовые, философские взгляды современности: Ма-териалы VIII всероссийской научно-практической конференции, Ростов–на–Дону, 26 мая 2022 года. – Ростов–на–Дону: Манускрипт, 2022. – С. 341–342
14. Воронов, А. М. Концепция общественной безопасности: вопро-сы правовой реализации // Пятый Пермский конгресс ученых–юристов. Избранные материалы / Отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. – М.: Статут, 2022. – 400 с.
15. Григорьев О.В. Национальная безопасность России сквозь призму дихотомии «Запад–Восток» // Историческая и социально–образовательная мысль. – 2019. – Т. 11. – № 2. – С 9–19.
16. Дзлиев М. И. и др. Проблемы безопасности: теоретико–методологические аспекты. – М.: МГУК, 2001. – 192 с.
17. Дихтиевский, П. В. Административно–правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности. Монография. – М.: Закон и право, ЮНИТИ–ДАНА, 2020. – 256 с.
18. Закроев Е.Г. Понятие национальная безопасность // Аспирант. – 2019. – № 6 (48). – С. 44–46.
19. Илембетов А.К. Вызовы обеспечению национальной безопас-ности Российской Федерации // Юридическая мысль. – 2021.– № 3 (123). – С. 28–32.
20. Кожевникова М.Д. Основные подходы к определению понятия «национальная безопасность» в современном мире // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 34. – С. 1731–1737.
21. Косых А.А. Понятие и социальное назначение безопасности в уголовно–исполнительной системе // Техника и безопасность объектов уголовно–исполнительной системы: сборник материалов Международной научно–практической конференции / ФКОУ ВПО Воронежский институт ФСИН России. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2017. – С. 399–400.
22. Кузнецов, В. Н. Российская идеология XXI века в обеспечении эффективности и безопасности динамично-устойчивого развития России [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://spkurdyumov.narod.ru/Kuznetsov25.htm, свободный (дата обраще-ния: 31.10.2023).
23. Куцый С. А. Проблемы и перспективы обеспечения националь-ной безопасности России // Войска национальной гвардии Российской Фе-дерации в системе органов обеспечения безопасности. Сборник научных статей Межвузовской научно–практической конференции. – 2019. – С. 41–46.
24. Макеев А. В. Основы политики национальной безопасности: структурогенез и механизм реализации: автореф. дис. ... д–ра полит. наук. – М., 1999. – 42 с
25. Осавелюк Е.А. Проблема регулирования и реализации полно-мочий Президента РФ, парламента и Правительства РФ в области нацио-нальной безопасности. – М.: Юнити– Дана, 2021. – 319 с.
26. Петров В. П. Информационная безопасность России в условиях глобализации [Электронный ресурс] // Политическое образование. 2014. Режим доступа: URL: http://www.lawinrussia.ru, свободный (дата обраще-ния: 31.10.2023).
27. Поддубный А.О., Удычак Ф.Н. К вопросу о понятии «нацио-нальная безопасность» // Российская юстиция. – 2019. – № 6. – С. 6–7.
28. Селезнева С.В. Правовые проблемы обеспечения безопасности органами иных видов государственной службы // Трибуна ученого. – 2020. – №5. – С. 230–231
29. Стрельцов А. А. Содержание понятия «обеспечение информа-ционной безопасности» // Информационное общество. М., 2001. N 4. С.10–16.