Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что Конституция Российской Федерации закрепляет, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, черты социального государства отражаются в его социальной политике, распространяющейся на всей территории страны. В зависимости от профессиональной деятельности человека, территории проживания и субъектов социальной политики она может приобретать отличительные особенности.
Социальная защита представляет собой форму государственного обеспечения, которая гарантирует гражданам поддержку при наступлении трудной жизненной ситуации в виде пенсий, социальных пособий и социальных пособий, и социальных услуг, которая также при этом включает различные мероприятия по профилактике и предотвращению социальных рисков.
Любое общество включает в себя группы населения, вследствие определённых причин не способные к поддержанию своего дохода на уровне, соответствующем жизненному стандарту данного общества. Для таких групп граждан осуществляется специальная социальная защита. Сегодня такую государственную и общественную поддержку необходимо оказывать не только инвалидам, многодетным семьям, пенсионерам, но и военнослужащим.
Вооружённые силы обеспечивают независимость, суверенитет и территориальную целостность государства, реализуют потребность общества в обеспечении безопасности граждан. Одновременно с этим, военнослужащих контрактной службы, исходя из специфичности их труда, следует отнести к особой социально-профессиональной группе.
Военнослужащие никогда не были оставлены без должного внимания со стороны государства, так как военная служба отличается повышенной опасностью и рисками для жизни и здоровья. Достойное пенсионное обеспечение лиц, служивших в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации – важное направление деятельности государства в социальной сфере
Система социального обеспечения Российской Федерации относит военнослужащих к кругу привилегированных лиц, в отношении которых устанавливаются дополнительные меры социальной защиты. Наиболее показательной системой социального обеспечения военнослужащих и является система государственного пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей.
Тема социальной защиты военнослужащих на сегодняшний день приобретает особую актуальность ввиду специфической составляющей военной службы, постоянного высокого риска, вплоть до потери жизни при исполнении воинского долга, особенно в связи со сложившейся военно-политической ситуацией в мировом сообществе.
Таким образом, встает вопрос об оценке эффективности нынешнего пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей в современных социально-экономических реалиях.
Все вышеперечисленные доводы обосновывают высокую степень актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в ходе осуществления государственного пенсионного обеспечения военнослужащих.
Предмет исследования - правовое регулирование государственного пенсионного обеспечения военнослужащих.
Цель исследования - проведение комплексного анализа особенностей правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих, а также выявление актуальных проблем, связанных с пенсионным обеспечением военнослужащих и предложение возможных вариантов их решения.
В соответствии с поставленной целью, для успешного ее достижения были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть пенсионное обеспечение как основу социальной политики государства в отношении военнослужащих.
2. Изучить правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих.
3. Проанализировать виды пенсионного обеспечения военнослужащих.
4. Выявить проблемы, возникающие в области пенсионного обеспечения военнослужащих.
5. Предложить пути решения проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации.
Реализация задач исследования осуществлялась путем комплексного использования общенаучных и специальных методов: логического, этимологического и сравнения – при углубленном анализе понятийного аппарата и формировании теоретической базы исследования; анализа и синтеза – для осмысления отдельных вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей; категориального анализа – при уточнении таких понятий, как «социальная защита военнослужащих», «пенсионное обеспечение военнослужащих» и т.д.;моделирование – при разработке модели взаимодействия субъектов управления в процессе реализации политики социальной защиты органами власти и военными структурами; анализа и обобщения – для теоретического обоснования результатов исследования.
Научные исследования в этой сфере, в частности работы, посвященные освещению вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих, пока не имеют комплексного научного подхода, особенно с учетом процессов, связанных со становлением гражданского общества в РФ. Теоретической основой данной работы послужили отечественных ученых Д. Гусакова, Н. Тютюнова, И. Кинашенко, В. Корякина, А. Шишканова.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1.1. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики государства в отношении военнослужащих
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы социального обеспечения военнослужащих в связи:
- с проводимым комплексом мер социальной политики государства, необходимость которой обусловлена негативными трендами, сложившимися в социально-экономическом развитии страны в результате перехода к рыночным отношениям;
- с углублением противоречий в социальном развитии нашей страны (коммерциализация социальной сферы, а именно платность медицинских, образовательных и прочих социально-значимых услуг) и снижение для военнослужащих и членов их семей части социальных гарантий;
- со сложившейся ситуацией на политической арене, необходимостью обеспечения национальной безопасности и проведением различного рода военных действий и контртеррористических операций, что предъявляет требования принятия дополнительных мер социальной защиты военнослужащих, участников боевых действий и членов семей, погибших военных [15].
В ст. 2 ФЗ № 166-ФЗ [3] содержатся основные понятия, которые используют во время правового урегулирования исследуемой отрасли.
И в качестве основного понятия, которое рассматривается в данной статье будет понятие «пенсия». Если исходить из точного содер¬жания, данного понятия то это материальные выплаты, которые производит государство помесячно конкретным катего¬риям граждан, у которых есть право на данные выплаты. При этом идет указание на то, что выплаты носят компенсационный харак¬тер, а значит данная форма выплат исполняет прежде всего компенсационную функ¬цию.
Среди граждан, которые подпадают под действие государственного типа пенсионного обеспечения выделяют воен¬нослужащие, а помимо этого граждан, которых к ним приравняли.
Пенсия, которая предусматривается в результате выслуги лет, это вариант вы¬плат, которые производят в форме пенсионного обеспечения и данный факт обозначен в ст. 5 ФЗ № 166-ФЗ. Но несмотря на это такого понятия как «выслуга лет» в рассматриваемой статье отсутствует и как результат появляется вопрос относительно того, что именно подразумевается под данным понятием.
Пенсионное обеспечение военнослужащих по выслуге лет напрямую связано с понятием стаж. Для того чтобы раскрыть понятие «выслуга лет» обратимся к термину стаж в социальном обеспечение.
Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется двумя законами – Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ и Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I. Первый нормативно-правовой акт регулирует пенсионное обеспечение военнослужащих в случае инвалидности, а членов их семей в случае потери кормильца военнослужащего. Второй же закон регулирует общественные отношения по назначению пенсии за выслугу лет.
Пенсия за выслугу лет назначается целому ряду категорий граждан, проходящих государственную службу. Условно можно разделить данные категории на две группы: лиц, проходивших военную службу и лиц, проходивших службу, приравненную к военной службе [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (от 12.12.1993 с измен. от 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // СЗ РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" // СЗ РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
4. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // СЗ РФ, N 22, 01.06.1998, ст. 2331.
5. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" // СЗ РФ, 30.03.1998, N 13, ст. 1475.
6. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" // "Собрание законодательства РФ", 16.01.1995, N 3, ст. 168.
7. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // СЗ РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965.
9. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // СЗ РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4179.
10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 №11-П // "Сборник решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВАС РФ по вопросам деятельности ПФ РФ", ч. 1, 2004.
11. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2019 № 58-КГ19-7.
12. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.11.2020 по делу № 88-23693/2020.
13. Определение Калужского областного суда от 19.11.2012 по делу № 33-2716/12.
14. Багдасарян И.А. О пенсионном обеспечении военнослужащих // Право в Вооруженных Силах – военно-правовое обозрение. – 2019. – № 2(259). – С. 24-28.
15. Белянинова Ю.В. Ваша пенсия. Ответы на все вопросы / Ю.В. Белянинова. - М.: Эксмо, 2021. - 320 c.
16. Воронин Ю.В., Столяров А.В., Угодников К.В. Формы стимулирования частных пенсионных накоплений: тенденции и перспективы // Социальное и пенсионное право. – 2021. – №3. – С.21.
17. Ефремов А.В. Конституционное правосудие по вопросам социальных прав военнослужащих на пенсионное обеспечение // Гражданин и право. 2019. № 2. С.216.
18. Зимина А.С. Вопросы пенсионного обеспечения в отношении военнослужащих в РФ // Сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2020. С.73.
19. Инютин, Г. К. Право на перерасчет пенсии. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 2021. - 318 c.
20. Козюлина В.И. Современные проблемы назначения и предоставления пенсии за выслугу лет военнослужащим // Молодежь и XXI век - 2022. Курск, 2022. С. 52.
21. Киселева А., Старцева С.В. Понятие выслуги лет и ее роль в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним в пенсионном обеспечении лицам // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 11-1 (62). С. 143-145.
22. Калинин А.А., Назарова И.С., Шеншин В.М. Военное законодательство // Наглядное пособие / Белгород, 2019. С.107.
23. Тютюнов Н.В. Сущность и специфика пенсионного обеспечения российских военнослужащих // Проблемы экономики и юридической практики. – 2021. – № 4. – С. 59–64.