Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В современном обществе всегда одной из важных педагогических задач являлось воспитание зрелой и гармоничной личности, чтобы обеспечить устойчивое духовно нравственное воспитание и развитие личности. Именно это позволит противостоять любым кризисным явлениям, которые в последние десятилетия наблюдаются в мире. Яркой характеристикой отдельной личности всегда является многообразие ее свойств и их проявлений. На каждом этапе жизненного пути у индивида формируются определенные отношения в социуме. Основой таких отношений являются общезначимые ценности и нравственные ценностные ориентиры.
Исследователи говорят о глобальных рисках кризисного десятилетия в период с 2023 года по 2033 год. Это и Кризис стоимости жизни, природные катастрофы, геоэкономическая конфронтация и др. Здесь важно рассмотреть духовно-нравственные аспекты кризисных явлений в современном мире. Существует мировое экспертное сообщество, которое рассматривает главные глобальные риски ближайших лет. Кризисное десятилетие предполагает новую комбинацию уже существующих рисков, с вновь приобретёнными. В большинстве своём это касается экономических и политических аспектов в мировом сообществе, но духовно-нравственные аспекты кризисных явлений также присутствуют. В последнее время можно часто услышать такой термин как поликризис. Эксперты поясняют это как возникшую ситуацию, когда различные риски пересекаются и вся их взаимозависимость ощущается очень остро.
Если говорить о духовно-нравственных аспектах кризиса в современном мире, то в этом случае, приоритетными в жизни человечества должны стать знания, культура, воспитанность и интеллигентность каждого субъекта образования. Формирование положительного отношения к нравственным ценностным ориентирам, является актуальной проблемой. Это одна из главных задач в современном образовательном пространстве. К нравственным ценностным ориентирам можно отнести патриотизм, социальную солидарность, семью, здоровье, труд, творчество, традиционные религии России и др. Ценностные ориентации человека выступают основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы. Можно говорить о том, что процесс формирования ценностных ориентаций субъекта является неотъемлемой частью развития личности.
Цель работы: изучить и обосновать духовно-нравственные аспекты кризиса в современном мире.
Объект исследования: процесс формирования нравственных ценностных ориентиров.
Предмет исследования: духовно-нравственные аспекты кризиса в современном мире.
Задачи:
1. Провести анализ понятий кризис и кризисные явления в современном мире.
2. Рассмотреть особенности духовно-нравственных аспектов кризиса в современном мире.
3. Рассмотреть способы преодоления кризисных явлений в современном мире.
4. Описать необходимость формирования духовно-нравственных аспектов в условиях кризиса в современном мире.
5. Обозначить роль образовательной среды при формировании духовно-нравственных аспектов личности обучающихся.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1. Анализ понятий кризис и кризисные явления в современном мире
В обществе всегда присутствует интерес к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики и др. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы в том, или ином обществе, будут рассматриваться и духовно-нравственные аспекты кризисных явлений в современном мире. Речь может идти о проблемах формирования ценностных ориентаций субъектов, которые рассматривали исследователи М.В. Богусловский, Л.И. Новикова, В.А. Сластёнин и др. Наибольшую роль в формировании устойчивых духовно-нравственных позиций в современном обществе играет целостная система непрерывного образования. Это дает педагогам большие возможности для создания различных инновационных педагогических проектов, которые позволяют развивать ценности и ценностные ориентиры индивидуально у каждого субъекта.
Под кризисом в современном мире понимается любое событие или период, которые приведут или могут привести к нестабильной и опасной ситуации, затрагивающей отдельного человека, группу или все общество. Кризисы – это всегда негативные изменения в человеческих или экологических делах, особенно когда они происходят внезапно, практически без предупреждения или вообще без него. Помимо духовно-нравственных аспектов, кризис может иметь самые разнообразные причины и направления. Это может быть нестабильная финансово-экономическая ситуация в стране. Речь может идти об острой конкуренции, или непрофессиональном управлении. Существует понятие рискованного развития, или ошибочного решения и др. Сложная социально-политическая обстановка в стране, или мире, может также рассматриваться как кризисное явление [11]. Природные катаклизмы также относятся к кризисным явлениям. В данном описании речь пойдёт лишь о проблемах духовности и нравственности в периоды затяжных кризисов.
Система образования является стратегически важной сферой человеческой деятельности и одним из социальных институтов, значимость которого неуклонно возрастает по мере продвижения общества по пути прогресса. Современная образовательная среда как социальное явление ориентирована на формирование личности, и на выполнение важнейших функций профессионализации, социализации и воспитания человека, что несомненно позволяет формировать духовно-нравственные аспекты в периоды кризисных явлений.
Мир сегодня столкнулся с целым рядом рисков, которые кажутся одновременно новыми и, в то же время давно знакомыми. В мир вернулись старые риски, в частности, инфляции, кризиса стоимости жизни, торговых войн, широкомасштабных социальных волнений, геополитической конфронтации и угрозы ядерной войны. В мире добавились относительно новые риски. Речь идёт о высоком уровне госдолга, низких инвестиций, риск деглобализации, торможение развития человеческого потенциала после десятилетий прогресса, растущее давление последствий изменения климата при постоянно сужающемся окне возможностей для смягчения этих изменений и др. Можно говорить о том, что так, или иначе все эти явления связаны с понятием духовности и нравственности человеческого сообщества. Все эти риски объединяются в грядущем десятилетии, делая его уникальным по уровню неопределенности и турбулентности. Называется это – десятилетие поликризиса. Многие из этих рисков уже реализуются [18].
Геополитическая фрагментация создает препятствия для глобального сотрудничества стран, которое часто служит защитой от глобальных рисков. Дальнейшее стремление к национальной обороне стратегических секторов – от сельского хозяйства и финансов до фармацевтики – будет иметь свою цену, которую способны заплатить лишь немногие страны. Рейтинг рисков составляется на основе опросов экспертов из академического сообщества, гражданского общества, правительств и бизнеса во всем мире. Главный глобальный риск 2023–2025 гг., - это кризис стоимости жизни. Это энергокризис, инфляция и кризис снабжения продовольствием. В топ-10 рисков ближайших двух лет половина – риски, связанные с окружающей средой, от стихийных бедствий и кризиса природных ресурсов до неспособности справиться с изменением климата и подготовиться к нему.
Как кризисное явление в мире можно отметить вновь вспыхнувшие проявления расизма. Неискоренимые лозунги расизма постоянно распространяются. Это не нуждается ни в анализе, ни в объяснении. Это прилив, который в любое время может затопить всё общество. Расизм имеет признаки аксиомы. Он не всеми принимается, но это навязчивая идея, которая охватывает многие группы людей, особенно тех, кто потерял ощущение своего социального и религиозного «я». Расизм был и остаётся глобальной проблемой современности. Социальная поляризация усиливается не только между странами, но и между людьми. Растущее неравенство и разрыв в ценностях бросают экзистенциальный вызов как авторитарным, так и демократическим системам, поскольку экономические и социальные различия трансформируются в политические. Это пока неискоренимая проблема, но любая проблема требует определенного решения. Расизм – производная от существительного раса. В прошлые времена было принято ссылаться на принадлежность к высшей расе. Люди всегда стремились причислять себя к наиболее высокой «породе». Подчеркивание своего происхождения было всегда и во все времена актуальным. Простолюдин мечтал о благородной крови. Принято считать, что Земля населена четырьмя или пятью расами. Различие между этими расами чрезвычайно велико. Многие исследователи настаивали на том, что понятие раса всегда было и остается спорной гипотезой, и скорее всего, беспочвенной [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. - 2012. - No 1. - С. 96–105.
2. Голянская, О.А. Психологические факторы развития ценностных ориентаций личности [Текст]: дисс...канд.психол.наук / О.А. Голянская. – Новосибирск, 2014. – 163 с.
3. Григорьева, С.Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике [Текст] / С.Н. Григорьева // Молодой ученый. - 2016. - No6.2. - С. 37-41.
4. Дивисенко, К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) [Текст] / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2008. – No8. – С. 118 – 122.
5. Ерофеева, И.А. Жизненные ценности современной молодёжи [Текст] / И.А. Ерофеева // Новаинфо. – 2016. – Т.1 - No 49. – С. 475 – 482.
6. Жильцова, Ю.В. Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи [Текст] / Ю.В. Жильцова, И.Р. Сорокина // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 41-43.
7. Завражнов, В.В. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте / В. В. Завражнов, Е. Д. Железнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43338/ (дата обращения: 12.11.2023).
8. Казаринова - Волшебная, Е.К. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи [Текст] / Е. К. Казаринова - Волшебная, И. Г. Комиссарова, В. Н. Турченко // Социологический журнал. - 2012. - No6. - С. 123-124.
9. Киреев, М.Н. Ценность как психолого-педагогическая категория [Текст] / М.Н. Киреев, А.Ю. Галиченко, Е.Н. Коренева // Наука. Искусство. Культура. - 2015. - Вып. 4(8). – С. 130 – 137.
10. Крапивка, И.А. Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте [Текст] / И.А. Крапивка // Общество: политика, экономика, право. – 2010. - No 1. - С.42 – 46.
11. Кризисное десятилетие: глобальные риски 2023–2033. URL: https://econs.online/articles/ekonomika/krizisnoe-desyatiletie-globalnye-riski-2023-2033/ (дата обращения: 12.11.2023).
12. Левина, А.А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект [Текст] / А.А. Левина // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - No 10. – С. 132 – 136.
13. Лодыгина, И.А. Особенности формирования семейных ценностей у современной молодежи [Текст] / И.А. Лодыгина, Е.В. Быстрова, Т.И. Митичева // Современная педагогика. - 2016. - No 2 (39). - С. 124 -126.
14. Низовских, Н.А. Психосемантическое исследование ценностно -мотивационных ориентаций личности [Текст] / Н.А. Низовских // Психологический журнал. – 2005. - No 3. – С. 25-37.
15. Панкова, Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников [Текст] / Т.А. Панкова // Социол. исслед. - 2002. - No 5. - С. 111–114.
16. Правила успешного тренинга с подростками [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://summercamp.ru (дата обращения: 12.11.2023).
17. Сивцова, А.А. Программа тренинга по ценностно-смысловому и личностному самоопределению старших подростков [Текст] / А.А. Сивцова. – Кочки: МКОУ Кочковский. - 2017. - 36 с.
18. Степанов, П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе [Текст] / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. – М.: Академия: АПКИПРО. - 2013. – 82 c.
19. Тренинговые занятия с воспитанниками на формирование эмоционально-волевой сферы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/656606019/ (дата обращения: 12.11.2023).
20. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения [Текст] / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188 с.