Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сегодня все больше внимания уделяется развитию системы инклюзивного образования, направленной на удовлетворение интересов и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Разрабатываются новые методы терапии и реабилитации, программы социализации и адаптации. Проводятся различные мероприятия, направленные на поддержку и популяризацию этой сферы на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Важно обеспечить такое содержание терапии и реабилитации, которое обеспечит полноценное личностное, психическое и физическое развитие каждому члену общества, в том числе инвалидам, людям с нарушением физического и ментального развития.
Сегодня перед обществом стоит серьезная задача, направленная на активное вовлечение инвалидов в социальную и общественную деятельность, а также на повышение качества их жизни, уровня самостоятельности, способности к самообслуживанию. Это позволит им более успешно адаптироваться к обществу, реализовать себя, приспособиться к трудовой, учебной деятельности, овладеть профессий [1].
Все более остро стоит проблема нормального функционирования человека с ограниченными возможностями в обществе. Участие инвалида в различных сферах общественной жизни позволяет расширить и приумножить общественные связи и является важным достижением государства и общества. Вместе с тем возрастает и уровень ответственности, в частности, возникает необходимость создания специальных условий для обеспечения максимально удобных условий для достижения инвалидами определенных успехов на пути адаптации [2]. В связи с этим, первостепенная значимость отводится психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из серьезных патологий, препятствующих нормальному обучению и воспитанию детей, является нарушение зрения.
Проблематика исследования. Снижение зрения не позволяет детям с глазной патологией адекватно наблюдать и опознавать признаки и свойства
окружающего мира. Это обусловливает снижение успешности формирования
понятийного аппарата, отражающего многообразие характерных признаков и свойств окружающего мира.
Отсутствие зрения или тяжелые хронические нарушения его ведущих функций вносят существенные изменения в жизнь человека, затрудняя процесс успешного вхождения в социум. Вместе с тем, нарушение зрительных функций не является непреодолимым препятствием на пути формирования всесторонне развитой личности и ее взаимодействия с окружающим миром. Однако различная степень зрительных нарушений по-разному сказывается на психофизическом развитии детей, что указывает на то, что дети с нарушением зрения нуждаются в специальных условиях обучения и психолого-педагогическом обучении [3].
Степень разработанности тематики. Данным вопросом занимались такие специалисты, как Сивцова А.М. [19], Смирнов Н.К. [20-21], Шарманова С.Б.[25], Сергиенко Т.Е. [18], Ковалько В.И. [9] и др. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения зрения, позволяет говорить том, что чем раньше ребенок будет получать специализированную помощь, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке.
Объект исследования – психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения.
Цель исследования – изучить особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности и специфические потребности детей с нарушениями зрения.
2. Обобщить имеющийся отечественный и зарубежный опыт применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания детей.
3. Определить принципы и условия психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения.
4. Рассмотреть особенности социализации детей с нарушениями зрения
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что ребенок с нарушениями зрения нуждается в специальном психолого-педагогическом сопровождении, которое будет направлено не только на физическое развитие и реабилитацию, но и на социальное воспитание, т.е. решение коррекционных, компенсаторных и оздоровительных задач с целью преодоления дефектов физического развития, компенсации недостатков [1].
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования; изучение нормативно – правовых актов, международных документов).
Научная новизна. Изучили и обобщили опыт организации воспитания и обучения для детей с нарушениями зрения, выделили специфические потребности этих детей, условия психолого-педагогического сопровождения.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для написания методических рекомендаций, учебных пособий, для разработки курса лекций и практических занятий по психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушениями зрения. Также результаты могут быть полезны практикующим специалистам, работающим с детьми, имеющими нарушения зрения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Здоровьесберегающие технологии как основа психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения
1.1. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения
Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. При неправильном функционировании зрения или его отсутствии ребенок знакомится с миром и получает информацию, опираясь на слух, осязание, движения, обоняние и вкус. Такая информация не формируют целостного образа. Возникают сложности в установлении контактов даже с близкими людьми. Дети с нарушением зрения особенно осторожны в новых ситуациях.
Дети, привыкая к незнакомым людям, вынуждены тщательно прислушиваться к голосам. Развитие ребенка с нарушением зрения отличается от развития других детей, что позволяет говорить о том, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны близких и специалистов [4].
Говоря о развитии детей с нарушением зрения, важно отметить, что для них характерно нарушение дифференциации и воспроизведения эмоциональных состояний. У таких детей отмечаются двигательные и речевые стереотипии, дети тревожны, быстро утомляются. Им очень сложно идти на контакт. Важно помнить, что чем младше ребенок, тем более неадекватные реакции он может демонстрировать в незнакомой для него обстановке и с незнакомыми ему людьми.
Говоря о познавательном развитии детей с нарушением зрения, следует отметить низкий уровень психической активности, что сказывается на уровне познавательных интересов. Восприятие у таких детей характеризуется замедленностью, малым разнообразием образов, отсутствием цельности. У таких детей отмечаются трудности формирования образного мышления. Особенности отмечаются и в развитии речи детей с нарушением зрения. Не имея возможности целостно воспринимать объект и его отдельные свойства, дети зачастую неправильно используют слова. Наблюдается многоречивость фрагментарность, непоследовательность, трудности выделения главного, проблемы с логической связью.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
3. Вайнер, Э.Н. Валеология [Текст]: учеб. пособие / Э.Н. Вайнер. – М.: ФЛИНТА, 2001. – 416 с.
4. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа [Текст]: методич. пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004. – 240 с.
5. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика [Текст]: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
6. Ганиева, А.Р. Здоровьесберегающие технологии при обучении говорению на уроках англий¬ского языка младших школьников в средней общеобразовательной школе [Текст] / А.Р. Ганиева, О.В. Хасанова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. науч. тр. – Н.: Изд-во ЦРНС, 2016. – С. 116–122.
7. Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1. - С.25-30.
8. Зотеева, О.В. Пальчиковая гимнастика для учащихся младших классов на уроках английского языка [Текст] / О.В. Зотеева // Английский язык в школе. – 2014. – № 4 (48). – С. 60–65.
9. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007.
10. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
11. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
12. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
13. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
14. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. – СПб.: КАРО, 2016. – 136 с.
15. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: РЕЧЬ, 2012. – 176 с.
16. Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
17. Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004.
18. Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. - С.63-68.
19. Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.
20. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.
21. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст]: методич. пособие / Н.К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121 с.
22. Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. "Таврида", Симферополь, 1999.
23. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
24. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
25. Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4. - С.40-45.