Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта по социальной адаптации детей-сирот
1.2. Характеристика технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. Процесс социальной работы, направленный на адаптацию детей-сирот, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
2.2. Анализ опыта деятельности специалистов СРЦН № 1 по адаптации детей-сирот
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Трансформация российского общества сопровождается значительной дисфункцией социальных институтов. Наиболее серьезной проблемой является институционализация детства, приобретающая все большее значение в современных условиях. Дестабилизация этой системы сопровождается усилением негативного процесса сиротства.
Анализ социальных причин сиротства показывает, что только 3% детей, помещенных в детские дома, забирают их, а около 60% - «отказники», т.е. дети, от которых родители отказались сразу в родильном доме. Среди родителей, отдающих детей в детские дома, около 30% - алкоголики, 60% матерей относятся к категории матерей-одиночек, причем некоторые из них в качестве причин называют отсутствие материнских чувств к детям и собственную психологическую незрелость [4, c.64].
По итогам 2022 года общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации составила 375 699 человек (2021 год – 390 949 человек), в том числе: 337 598 человек – на воспитании в семьях, 34 077 человек – под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в отношении 4 024 человек исполнение обязанностей опекуна или попечителя возложено на органы опеки и попечительства. В 2022 году были устроены в семьи 47 179 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2021 году было устроено 49 183 ребенка). Если сравнивать число устроенных с численностью выявляемых, то получается, что устроено в семьи в 2022 году на 4% детей больше, чем выявлено (в 2021 году – на 5% больше) [4, c.8].
По данным мониторинга, по состоянию на 1 января 2023 г. на территории 89 субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность 1 092 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них: 582 – в введении социальной защиты; 391 – в сфере образования; 111– в сфере здравоохранения; 8 – частных негосударственных организаций для детей-сирот. Всего на конец 2022 года в Российской Федерации 2 443 органа опеки и попечительства (2021 год – 2 481), специалистов органов опеки и попечительства – 12 198 человек (2021 год – 12 135 человек) [4, c.71].
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, представляют собой крайне уязвимую группу общества. Эта группа занимает особое положение в категории социально незащищенных, прежде всего потому, что их социально незащищенный статус является временным до достижения ими совершеннолетия, а жизнь представителей этой группы сопряжена с такими социальными проблемами, как депривация, недостаточная социализация и несоответствующая квалификация. Это связано с тем, что социальные проблемы сохраняются гораздо дольше. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях не в полной мере реализует их интересы и права. Негативный социальный опыт, эмоционально-психологическое недоразвитие, неудовлетворенное желание ребенка получить родительскую любовь и, как следствие, искаженное самовосприятие и деформация личности — все это сказывается на дальнейшей жизни ребенка. Дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются на попечение государства. Государство обеспечивает альтернативную заботу о таких детях. Существующая система содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях зависит от ряда объективных и субъективных факторов и не всегда позволяет обеспечить успешную адаптацию личности на всех возрастных этапах. Для этого в государственных учреждениях фактически используются методы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Это диагностика, социальная адаптация и коррекция. Конкретный опыт работы в различных учреждениях социальной защиты не позволяет создать однозначную программу деятельности. В то же время имеющийся опыт конкретных учреждений обогащает практику применения методов социальной работы и позволяет оптимизировать их для более широкого спектра условий реализации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // КонсультантПлюс: [справ.-правовая система] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/?ysclid=lpwxmmalod263635063 (дата обращения 14.12.2023)
3. Аплекаева, С. Р. Основные проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из детских домов / С. Р. Аплекаева, С. Н. Краснова // Студенческий форум. – 2020. – № 13-1(106). – С. 14-16.
4. Бойко, Е. А. Ориентация в информационной среде как метод социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. А. Бойко // Академия профессионального образования. – 2020. – № 2(93). – С. 64-69.
5. Голодов П.В. Проблемы законодательного регулирования пробации в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2023. № 7. С. 9 - 11.
6. Еременко, Л. А. Проблемы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л. А. Еременко // Среднее профессиональное образование. – 2019. – № 5. – С. 16-18.
7. Кононова, Л. И. Технология социальной работы : учебник для бакалавров / Л. И. Кононова, Е. И. Холостова ; ответственные редакторы Л. И. Кононова, Е. И. Холостова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 503 с.
8. Литнарович, С. Н. Педагогическая деятельность по социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С. Н. Литнарович // Педагогический поиск. – 2019. – № 1. – С. 8-10.
9. Огурцова, М. Л. Правовое регулирование вопросов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / М. Л. Огурцова // Социальное и пенсионное право. – 2022. – № 2. – С. 40-44.
10. Осипова, Н. В. Разработка и реализация программ сопровождения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н. В. Осипова // Образование. Карьера. Общество. – 2016. – № 2(49). – С. 38-42.
11. Осипова, Н. В. Подготовка педагогических работников к деятельности по сопровождению адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н. В. Осипова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 2. – С. 777-782.
12. Осипова, Н. В. Деятельность педагогических работников по сопровождению адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н. В. Осипова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – № 4(20). – С. 145-151.
13. Основы социальной работы : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Басов [и др.] ; под редакцией Н. Ф. Басова. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 213 с.
14. Рылова, Н. Т. Сопровождениие социально-профессиональной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н. Т. Рылова, Е. П. Кривцова // Образование. Карьера. Общество. – 2017. – № 2(53). – С. 28-30.
15. Социальная работа: теория и практика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Н. Приступа [и др.] ; под редакцией Е. Н. Приступы. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 306 с.
16. Фертикова, Д. О. Проблемы социальной адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Д. О. Фертикова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2017. – № 1-3(123). – С. 96-99.
17. Фирсов М.В. Технология социальной работы : учебное пособие / М. В. Фирсов. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 428 с.
18. Холостова, Е. И. Технология социальной работы : учебник / Е. И. Холостова, Л. И. Кононова. — Москва : Дашков и К, 2023. — 478 с.
19. Холостова, Е. И. Социальная работа : учебник для вузов / Е. И. Холостова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 755 с.
20. Чижова, Т. В. Модель постинтернатной профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональной образовательной организации / Т. В. Чижова, Н. В. Морозова // Академический вестник Академии социального управления. – 2015. – № 1(15). – С. 65-79.