Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Информации о масонах много, однако она очень противоречива. Отношение к данному течению также неоднозначно. Важно подчеркнуть, что масонство – это не религия, это именно объединение людей, преследовавших общую идею.
Периодом наибольшего развития идей масонства в Российской империи, куда с 1772 г. входили восточные белорусские земли, считаются 1770 – 1790-е годы, когда на смену вольтеровскому деизму и рационализму пришла масонская религиозность.
Масонство являлось нравственно-религиозным направлением философской и общественной мысли, связанным с удовлетворением религиозных потребностей на внецерковной основе. Масонские идеи распространились среди дворянства, которое ставило своей целью улучшение нравственности современного ему общества. Так как в идеологии масонства исключительное значение придавалось символам и знакам, то основные идеи не записывались, а отображались в символической форме.
«Масонство, – гласит конституция «Великой ложи Франции» – есть всемирный союз, покоящийся на солидарности.
Цель масонства – нравственное совершенствование человечества.
Его девиз – Свобода, Равенство и Братство. В глазах масонов все последователи равноправны, невзирая на различия национальные, расовые, религиозные, на различия в состоянии, звании и положении ... Конечное стремление масонов – объединение на основе свободы, равенства и братства всех людей, без различия рас, племен, наций, религий и культур в один всемирный союз для достижения царства Астерий, царства всеобщей справедливости и земного Эдема (рая)» . Эти слова отражают дух, цель и философию масонства. Разговор следует начать, обозначив взгляды масонов на основные сферы жизни общества, поскольку мировоззрение этих людей находит прямое выражение в их деятельности.
Целью данной работы является рассмотрение темы масонства в России в эпоху Петра Первого.
Задачи:
- рассмотреть философию масонства;
- описать теорию масонов: восприятие теории общего блага;
- изучить масонство при Петре I: взгляд Р. Коллиза;
- рассмотреть масонство при Петре I: точку зрения А. П. Башуцкого.
Объект исследования – масонство. Предмет исследования – различные точки зрения на масонство при Петре Первом.
Глава 1 Общая характеристика масонства. Идеи масонов при Петре I
1.1 Философия масонства
По мнению В.Ф. Иванова, масоны не испытывают положительных эмоций в отношении христианства . Об отношении масонов к культуре и искусству сказано немного.
«Отсутствие работ по теме «Масонство и культура» в общем-то свидетельствует о желании скрыть корни нашей нынешней, мирской культуры и желании выдать ее за нечто «объективное», то есть как бы упавшее к нам с неба, как результат «объективного» хода истории» – пишет В.М. Острецов . Создать полную мировоззренческую картину масонства в разрезе времени пока не представляется возможным. Тем не менее, в силу известного отношения масонов к искусству, культуре и архитектуре (большинство входивших в масонские ложе являлись деятелями данных сфер) можно судить об историческом процессе и архитектурном стилевом развитии XVIII в. в их трепетном отношении, а также глобальном желании самовыражения, потому что искусство – это, пожалуй, самый мощный путь увековечить свои мысли.
Мировое масонство изначально было предрасположено и к бинарному и к тринитарному мышлению. С одной стороны, постоянный диалог с мировыми религиями лег в основу известной логико-философской антитезы «Свет – Тьма», по аналогии с классической аксиологической парой «Добро – Зло». С другой стороны, к примеру, в учении о «мистическом квадрате», что нашло свое непосредственное отражение и в масонской философской лирике, наметились очевидные тенденции к поиску определенной объединяющей сердцевины.
Этика масонства выдвигает на первый план новое третье звено – концепт Добродетели. По определению М.М. Хераскова, Добродетель – это примиряющее все со всем особое «внутреннее зеркало». Исходно двойственное, бинарное по своей природе (есть отражающая, «светлая», – и темная, «черная» стороны), зеркало на самом деле представляет собой в этом контексте поиск пути к высшей истине мира; триаду с ним образуют представления о Боге (мир вовне человека) и о Совести (мир внутри).
Однако до отношений в системной триаде такая модель еще не эволюционировала: Добродетель первично берет на себя роль некоего «организатора процесса», сознательно занимающего положение «судьи над схваткой». Таким образом, точкой отсчета становятся тенденции триады переходного типа.
Обратимся к небольшому экскурсу в историю философии.
Идеал Добродетели еще с античного учения о калокагатии находился в мировой эстетике в неразрывной связи с представлениями о Прекрасном. В Новое время традиция продолжила свое развитие в европейской просветительской мысли. Особенно значимы каноны английской «моральной философии». Значительно активизируются все такого рода умонастроения и в самой переходного характера литературе последней четверти XVIII – начала XIX веков, ознаменованной во многом диалогом и взаимопроникновением сентиментализма и предромантизма.
Показателен в свете проблемы тринитарного мышления и еще один теоретико-методологический момент. Суть его – в том, что если бинарность нередко и контрастна и консервативно-инертна, то триада сразу нацелена на процесс. К. Фишер в свое время противопоставил в этике представления о статичной Святости – и динамичной Добродетели. Последняя связана как раз с «борьбой за нравственность» . Близкий одно время масонам Н.М. Карамзин своеобразно продолжил эту мысль, утверждая, что человеку необходимо «… возвыситься до страсти к добру, питать в себе святое, никакими сферами не ограниченное желание всеобщего блага…» .
В мировой эстетике, начиная еще с Платона, внутренняя добродетель человека понималась как единственный путь его возвышения, восхождения по «лестнице» постижения мира . Раннее Просвещение в Европе возвращается именно к платоновской теории («Исследование о добродетели и достоинстве» Э. Шефтсбери; «Опыт о человеке» А. Поупа).
Одно из заметных масонских изданий России последней четверти XVIII века журнал «Утренний свет» отмечал: «Добродетель есть красота человеков, творения возвышенного над бездушным и зверским миром …» .
Как видим, по мере эволюции идет движение от триады линейно-нарастающей («бездушный мир» – «первичные чувства человека» – «очищенные гармоничные моральные устои» с Добродетелью во главе) к триаде переходного типа. При таком, более усовершенствованном, раскладе «первичные» чувства образуют «дружественную пару» с «добродетельными знаниями», а венцом, расположенным уже над ними, выступают «возвышенные и очищенные чувства».
Существенный шаг в направлении к тринитарности мышления предпринял один из основателей германской философии Нового времени И.-Г. Зульцер, культовая фигура для российских сентименталистов рубежа XVIII–XIX веков.
Поражает слаженность единомыслия «вольных каменщиков» – как в переводных, так и в оригинальных трудах. С одной стороны, интенсивно переводятся такие сочинения, как «Небесная манна…» В. Вейгеля (с примечательным подзаголовком в русском переложении: о «…чудных неизреченных силах и добродетелях», перевод 1787 года), «Описания трех действующих основания – свойств человеческой души, яко источников моральных добродетелей» А.-С. Флейшера (рукописный вариант переложения – около 1786 года).
С другого полюса – показательны собственные изыски русских теоретиков масонства: «Добродетельная душа, или Нравоучительные правила в пользу и научение юношества…» (1777) А.А. Артемьева; «О добронравии» (1782) С.И. Гамалеи; «О добродетелях» (между 1789 и 1791 гг.) В.М. Милонова; «Начальная дверь к христианскому добронравию…» (1805) А.Ф. Лабзина и ряд других.
Тринитарная система позиционирована очень отчетливо. Над «царством Тьмы», местом обитания падших духов и злых людей, располагаются три неразрывно взаимосвязанных ореола Высшего Света: «чувственный», «духовный» и «не созданный Божественный». Вся эта система и управляет мирозданием .
Для человека в этом «окружении» первая ступень к главной цели – «возвращение внутрь сердца нашего» (по терминологии видного масона Захара Карнеева). С этой помощью достигается вторая ступень, более высокого порядка – осознание того, что «…возвышая и познавая себя, человек познает и возвышает всю натуру» .
Все это и способствует достижению истинной Гармонии. Не случайно в масонской среде был известен трактат Ф. Видал-Комнена «Гармония мира» (в переводе И.С. Гагарина, конец XVIII века) – «Согласие мира»). Интересная параллель продолжается в художественном творчестве поэтов так называемого «радищевского кружка»: ода В. Дмитриева «Гармония мира» (1809), ранее – «Гимны» Д. Дмитревского в «Московском журнале» Н. Карамзина и некоторые другие). Таким образом, тринитарное мышление достигает итогов главного своего назначения.
В мире, осознаваемом как единство противоположностей Света и Тьмы (сравним речь Ф.П. Ключарева – «Целое ма
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андреева Т. В. Тайные общества в России в первой трети XIX в.: правительственная политика и общественное мнение : дис. ... д-ра ист- наук. СПб. : Нестор-История, 2010. 1101 с.
2) Балашова К. А. Философы петровского времени// Переломные моменты истории: люди, события, исследования. К 350 - летию со дня рождения Петра Великого: матер. междунар. науч. конф.: в 3 т. Санкт-Петербург, 1 апреля 2022 года / под ред. С. И. Бугашева, Ю. В. Ватолиной, А. С. Минина. Т. 2. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2022. С. 124-126
3) Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней. С.-Петербург. 2000.
4) Вернадский Г. Русское масонство в царствование Екатерины Второй. СПб., 1999.
5) Дмитриев А. В. Истоки государственно-правовых идей русских масонов конца XVIII –первой четверти XIX века// XXI российская научно-практическая конференция (с международным участием) (г. Екатеринбург, 12–13 апреля 2019 года). С. 210-215
6) Иванов В.Ф. Православный мир и масонство. М.: ТРИМ, 1993.
7) Каганов Г. З. «Святый град»: Иерусалимские черты в образе Санкт-Петербурга XVIII – начала XIX века // Библия в культуре и искусстве. М., 1996. Вып. XXVIII. С. 175–192
8) Карамзин Н. Что нужно автору? // Русская литературная критика XVIII века. М., 1978. С. 300–302.
9) Клизовский А. Правда о масонстве. Рига, 1990.
10) Коллиз Р. Масонство и оккультизм при дворе Петра Великого.FREEMASONRY AND OCCULT AT THE COURT OF PETER THE GREAT // ARIES. - LEIDEN, 2006. - VOL. 6. - P. 1-26.
11) Лосев А. Классическая калокагатия и ее типы // Вопросы эстетики. 1960. Вып. 3. С. 411–475.
12) Миндлина М.А., Портнова И.В. О семантике масонских знаков в московской архитектуре XVIII века//ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ. Труды международной конференции. Российский университет дружбы народов. Москва, 2022. С. 188-199
13) Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем. М.: Прогресс, 1990. 304 с
14) Острецов В.М. Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки. Издательское общество. ООО «Штрихтон». 1998.
15) Пашкуров А.Н. Тринитарное мышление в религиозно-философском учении масонства в России//ФИЛОLOGOS. 2018. № 3. С. 38-40
16) Сафонов М. М. Петр I – «Великий строитель»//Петр Великий: исследования и открытия. К 350-летию со дня рождения. Материалы Международной научной конференции «Значение преобразований Петра в новой и новейшей истории России». Москва, 17–19 мая 2022 г. / отв. ред. В.Н. Захаров. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2022. С. 581-590
17) Серков А.И. Русское масонство. 1731–2000: Энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН, 2001. 1222 с.
18) Шикан В. Н. Башуцкий А. П. // Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. М., 1989. Т. А–Г. С. 189–192.