Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА
2.1.Правовые основы регулирования и построения кадровой службы государственного органа
Государственная служба являются важнейшим механизмом государственного управления. В этой отрасли работают миллионы граждан, и ее общественная деятельность должна быть высокопрофессиональной и эффективной. Управление человеческими ресурсами состоит из множества функций, позволяющих государственным учреждениям наиболее эффективно использовать имеющиеся трудовые ресурсы и добиваться наиболее полного и качественного достижения организационных и личных целей, формировать желаемое поведение сотрудников, изучать факторы. Организация работы по кадровым вопросам является деятельностью органов управления, должностных лиц и кадровых служб, а содержанием такой работы являются цель, назначение, принцип и совокупность форм, направлений и технических приемов реализации кадровой политики [16, стр. 44].
Содержание кадрового дела и полномочия кадровых служб государственных учреждений определяются законодательством РФ. Правовой аспект является неотъемлемой частью организации работы с государственными служащими.
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственных гражданских служащих РФ» №79-ФЗ (далее - ФЗ №79-ФЗ) существенно расширен перечень функций кадровой службы. На основании этого нормативно-правового акта был узаконен термин «кадровая работа», а также указано его содержание. Статья 44 ФЗ №79-ФЗ точно определяет, что входит в кадровое дело государственных органов РФ.
Инструкции по кадровым вопросам регулируются правовыми актами различного уровня: от федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ до директив ведомств. Рекомендуем рассматривать данные направления в рамках нормативных правовых актов РФ.
Одним из первых крупных направлений кадровой работы является уточнение кадрового состава должностей государственной службы. Данное направление регулируется Федеральным законом «О системе государственной службы РФ» №58-ФЗ (далее - ФЗ №58-ФЗ) статьей 11 «Формирование кадрового состава государственной службы» и статьей 60 «Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы» ФЗ» №79-ФЗ.
Федеральный закон №58-ФЗ определяет основные условия и порядок формирования государственных служащих. К этим нормам относятся такие аспекты, как: создание кадровых резервов (федеральных, субъектов РФ, отдельных государственных органов), развитие и оценка профессиональных качеств государственных служащих, использование современных кадровых технологий. Закон также определяет, что различные нормативные правовые акты РФ устанавливают порядок приема и замещения вакансий государственных служащих [10, стр. 85].
Федеральный закон №79-ФЗ (статья 60) определяет основные направления по укомплектованию кадрового состава гражданской службы:
- профессиональная подготовка и переподготовка гражданских служащих, повышение их квалификации, стажировка;
- оценка профессиональной деятельности путем аттестации и квалификационных экзаменов;
- формирование и эффективное использование кадрового резерва;
- ротация государственных служащих;
-способствовать расширению занятости на основе конкурентоспособности;
-применение современных кадровых технологий.
Как видите, второй закон повторяет, дополняет и прописывает первый закон о государственных служащих. Очень четко обозначены основные направления работы кадров в этой области.
Один из юридических новелл можно обозначить как конфликт интересов государственных служащих. Закон №79-ФЗ дает легальное определение этого термина, перечисляя возможные условия и признаки ситуаций, связанных с конфликтом интересов, механизмы их преодоления и возможные правовые последствия. Федеральным законом №79-ФЗ предусмотрен организационный механизм разрешения конфликта интересов. Для этого в государственных органах формируются и работают специальные комиссии. Следует отметить, что административно-правовая и психологическая природа конфликта интересов все еще находится в стадии изучения.
Основным документом о трудовой деятельности работника и стаже работы является трудовая книжка. На кадровую службу возложено ведение и хранение трудовых книжек государственных служащих. Информация о других государственных органах и расторжении, изменении или расторжении служебных контрактов, продвижении по службе и награждении государственных служащих. Ответственность за ведение, хранение, учет и издание трудовых книжек возлагается на специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом работодателя.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. от 24.10.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3
4. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об акционерных обществах" // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 1.
5. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2022) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // Собрание законодательства РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1915,
6. Постановление Правительства РФ от 13.05.2022 № 867 (ред. от 24.03.2023) "О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (вместе с "Правилами функционирования единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России") // Собрание законодательства РФ, 23.05.2022, № 21, ст. 3446.
7. Илаева, З. М. Теоретические основы кадровой политики в условиях цифровой трансформации / З. М. Илаева, Д. Ш. Алихаджиева // ФГУ Science. – 2023. – № 1(29). – С. 82-89.
8. Коршун, И. В. Концептуальные основы кадровой политики в муниципальном управлении / И. В. Коршун // Вектор экономики. – 2018. – № 5(23). – С. 108.
9. Курбацкая, Т. Б. Новая парадигма институционализации трудовых отношений, обучения и заработной платы / Т. Б. Курбацкая, Г. М. Нуруллина, Н. Х. Мугинова // Вестник евразийской науки. – 2022. – Т. 14, № 3.
10. Лужбина, Т. А. Концептуальные основы кадровой политики в органах государственной власти / Т. А. Лужбина // Молодой ученый. – 2019. – № 49(287). – С. 83-87.
11. Мустафаева, Ю. Ф. Правовые основы формирования кадровой политики / Ю. Ф. Мустафаева // Вестник науки. – 2023. – Т. 5, № 4(61). – С. 256-271.
12. Мухаметзянова, Д. Р. Совершенствование кадровой политики на государственной службе в Российской Федерации / Д. Р. Мухаметзянова, А. Ш. Газгиреев // Плехановский барометр. – 2023. – № 1(33). – С. 31-35.
13. Новикова, С. Л. Основы формирования кадровой политики предприятия / С. Л. Новикова // Матрица научного познания. – 2019. – № 6. – С. 174-179.
14. Паршин В.Н. О кадровой службе как структурном подразделении органа государственной власти: понятие, задачи, полномочия, особенности / В. Н. Паршин, Л. А. Лебедева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 19 (414). - С. 302-311.
15. Пленкина, В. В. Теоретические основы формирования кадровой политики предприятия / В. В. Пленкина // Вестник Академии знаний. – 2019. – № 33(4). – С. 193-197.
16. Синельник, С. А. Теоретические основы кадровой политики предприятия / С. А. Синельник, Е. В. Зарубина // Молодежь и наука. – 2018. – № 2. – С. 44.