Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Образовательная сфера является одной из самых уникальных и значимых в человеческой деятельности, где информация и знание играют роль не только объекта, но и инструмента, а также результатов педагогического труда. Именно поэтому образование занимает высочайший статус и требует особого внимания. Очевидно, что система образования является основой развития государства и общества, а также гарантирует их гармоничное развитие.
Образование - это направленный процесс обучения и воспитания, благоприятных для каждой личности, общества и государства. Вместе с тем, высокие общественные ожидания требуют от системы образования и ее управляющих ясного осознания большой ответственности перед обществом и государством за настоящее и будущее состояние образования, а также за модернизацию системы, сохраняя лучшие традиции и стандарты классической российской школы.
Система образования ставит своей задачей: обеспечение исторической непрерывности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического и социального государства, которые уважают права и свободы личности и обладают высокой моралью; многостороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; формирование у детей и молодежи целостного мировоззрения и современного научного мышления, а также развитие культуры взаимоотношений различных национальностей; постоянное обновление всех аспектов образования, отражающих изменения в культуре, экономике, науке, технологиях; непрерывность образования в течение жизни человека и других аспектов.
Российская система образования способна соперничать с образовательными системами передовых стран, но для этого необходима широкая поддержка общества, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, а также глубокое и всеобъемлющее совершенствование системы образования с оказанием всех необходимых ресурсов и созданием эффективных механизмов их использования.
Цель данной работы: изучить особенности регулирования сферой образования региона.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие об управлении;
-изучить принципы управления;
-описать особенности системы управления сферой образования на региональном уровне;
-проанализировать тенденции управления профессиональным образованием на примере Свердловской области;
-предложить основные направления по совершенствованию управления системой образования в Свердловской области;
-разработать мероприятия по совершенствованию управления системой образования в Свердловской области;
-описать ожидаемые результаты от предложенных мероприятий.
Объектом данной работы будет система образования Свердловской области.
Предметом исследования является современное состояние системы образования, проблемы системы образования Свердловской области.
Методы исследования составляют системно-структурный и сравнительно-правовой метод исследования, а также формально-юридический.
Структура работы. Работа состоит из введения. трех глав. заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие об управлении
Центральная категория нашей работы - категория «управление». При этом, учитывая, что системы образования функционируют, развиваются не случайно, но происходящие процессы в них упорядочены и направлены на целенаправленность, благодаря управлению, мы рассмотрим более подробно это понятие.
Вначале понятие «управление» было определено как непрерывное и целесообразное воздействие на коллектив человека, чтобы организовать и координировать его деятельность в процессе изготовления, чтобы добиться наилучшего результата при минимальной затрате. На протяжении последних лет термин «управление» стал довольно распространенным в педагогических науках. Впрочем, у него есть разные понятия. Не менее 80 разных определений этого понятия существует. В широком понимании управление понимает общую функцию организационных систем: биологических, технологических, социальных и педагогических систем.
Большой энциклопедический словарь определяет управление как функцию организации различных систем различного происхождения, которая обеспечивает сохранение определенной структуры системы, поддержку режима деятельности и осуществление их задач и задач [4].
Современные ученые различных видов управления системами образования глубоко раскрывают суть понятия «управление» и дают различные определения.
Таким образом, Т.И. Шамова считает управление активным взаимодействием руководителей учебного учреждения с другими участниками учебного процесса для его управления и перевода на новый качественный уровень, более соответствующий поставленным задачам [24].
По словам В.А. Сластенин, управление представляет собой деятельность, предназначенную для выработки решения, организации, контроля, управления объектом управления по заданной цели, анализа и подведения итогов, основанной на достоверных данных [19].
С.А. Езопов считает управление деятельностью, направленной на достижение определенных целей и основой которой является взаимодействие человека и согласование его действий [6].
В.Ю. Кричевский подчеркивает, что неизменный рост числа задач управленческой деятельности, необходимость решения совершенно новых задач при сохранении высокой ответственности по состоянию и качеству работы учебных заведений усиливает противоречия социально-педагогических требований руководителям учебных заведений и реального условия их деятельности [9].
Успешное функционирование организации в современном обществе определяется, по нашему мнению, большей частью тем, как эффективно выполняется руководство подсистемой организации. Отличительная особенность такого менеджмента заключается в том, чтобы найти оптимальную модель менеджмента, которая будет наиболее полностью соответствовать типу образовательного учреждения, количеству и качеству организационных структур и в итоге способствовать решению конкретной управленческой задачи.
Независимо от исторических периодов, процесс управления школой, по словам Н.Ю. Лозинской, стихийно не может быть осуществлен без наличия в руководителях школы профессионального мастерства и профессиональных профессионально значительных качеств личности без изменения методики организации работы всех педагогических коллективов, а также оптимального применения их индивидуальных и коллективных потенциалов [12].
Анализируя определение понятия «управление», мы показали, что он тесно связан с понятием «деятельность», которое в словаре Большого энциклопедического словаря определяется как особое человеческое отношение к окружающим мирам, содержащее его целенаправленное изменение для людей.
Ученые А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, Д.И.Фельдштейн и другие показали: деятельность является основой развития человека, в ней развивается психическое развитие, формируются ментальные и психические качества человека, его способности, характер. Именно в этом сложном преобразовании человек приобретает себя, становится творцом и деятелем. Еще более важным местом в развитии личности человека, по мнению Д.И. Фелдштейна, занимается деятельность, направленная на усвоение норм человеческих отношений [22].
В связи с тем, что понятие деятельности раскрывается достаточно полно в педагогических исследованиях, мы считаем, что следует рассмотреть дальше понятия: профессиональная деятельность, профессиональное образование, культура управления, управленческая культура, сущность которых крайне важна в раскрытии проблемы исследований.
Возникновение школы в качестве ведущего социальной организации способствовало формированию профессионального педагогического творчества, которое осуществляют педагоги в специальных образовательных организациях, организованных Обществом.
Профессиональная деятельность Л.В. Мардахаева рассматривается как специальная организованная и регламентированная профессиональная деятельность с применением определенных средств, направленная на достижение предсказуемого общественно важного результата [13].
По нашему мнению, профессиональная работа вообще более сложная, целенаправленная, организованная, регламентированная. По назначению специфики организации, в данном случае в педагогическом колледже, регламенту и прогнозированию профессиональной деятельности, она обладает количественным и качественным характером.
Профессиональное обучение - освоение определенных знаний и навыков по определенной профессии или специальности. В РФ основным путем получения профессиональной подготовки является обучение в профессиональных технических и средних профессиональных образовательных учреждениях техникумов, колледжей на базе общей и полной общей подготовки.
Исследования ученых Ю.Ю. Дворецко, С.Д. Некрасов и других показали успех современных выпускников и молодых специалистов, которые способны гибко отреагировать на изменяющиеся условия, уметь анализировать социальные и экономические тренды, принять и реализовывать нестандартное решение в ситуации конкурентной конкуренции, убрать стереотипы из производственного и личностного секторов деятельности [5].
Поэтому подготовка кадров, которые способны к профессиональному и социальному содействию, является одной из самых важных проблем современной профессиональной подготовки в России.
Далее рассмотрим понятия «культура управления» и «культура управления».
П.И. Третьяков считает, что культура управления представляет собой выработку и признание ценностей общества, организации, группы людей, социальных норм, установок, особенностей поведения [21].
И.В. Липсицкий предлагает разделить культуру управленческой деятельности на личные культуры руководителей и организационные культуры [11].
В широком понимании термин «управленческий стиль» применяется для того, чтобы характеризовать организационные и технические условия и традиции управления, а также профессиональное и моральное развитие руководителей. В узком смысле культура управленческой деятельности может быть трактована как служебное этика начальника.
Особенностью культуры управленческой деятельности является то, что ее основой являются определенные нормативные акты, которые руководителю строго следует соблюдать: юридические нормативные акты управленческой деятельности, отраженные в государственноправовых актах, моральные нормативные акты - нормативные акты, регулирующие поведение руководства в таких важнейших областях, как нравственность, мораль, организационные нормативные акты, устанавливающие структуру, состав, порядок работы функциональных подразделения и его руководителей, правила внутренного распорядка, и прочие нормативные акты организационной деятельности, принимаемые и применяемые в любом учреждении, экономические нормативные акты, регулирующие деятельность организаций [1].
Анализ этих подходов дает возможность рассматривать культуру управленца как комплекс типичных руководителю ценностей, правил, точки зрения, идей, которая сознательно образует образец поведения его.
Под управлением управленческой культуры директора педагогического колледжа и его ассистентов мы понимаем комплекс знаний, навыков и умений, которые обеспечивают эффективность работы педагогических кадров, которые выражаются в организации контроля внутриколледжей, методической работе с педагогами, анализе занятий педагогов.
Основными признаками культуры управленческой деятельности являются способности директора вести профессиональную деятельность коллектива, уметь общаться с человеком, уметь управлять организационной структурой.
Из этого «управленческая деятельность» рассматривается как интегральная характеристика, определяющая способность специалистов осуществлять работу по выработке решений, организации, контроля, управления объектом управления по заданной цели, анализе и подведению результатов на основании достоверных данных. При этом отметим, что менеджмент педагогического колледжа является сложной особой деятельностью, которая осуществляет планирование, организацию, руководство, контроль, направленный на достижение образовательных целей, развитие в целом образовательной организации.
Поэтому анализ разных подходов для определения сущности базовых категорий исследований позволяет выяснить, что эти базовые категории исследования обладают комплексным интегративным характером, часто дополняются и повторяются друг с другом.
1.2. Принципы управления
Принципы управленческого управления являются самыми общими и основополагающими правилами и рекомендациями, которые следует учитывать и выполнять в практическом применении на каждом уровне менеджмента.
Они отличаются от законов тем, что закон существует и действует объективно вне сознания человека, вне зависимости от воли или желания человека. Принципы являются законами, осознанно формируются для практики, применяются в соответствии с конкретными условиями. По своей предназначении принципы менеджмента являются соединительным звеном между основной основой управления, законами менеджмента, и практикой управления. Они, как будто, переводят на практике объективные правила и законы [17].
Принцип управления имеет одновременно объективный и субъективный характер, позволяющий говорить об однозначном характере управления принципа.
Основные принципы управления, как основные идеи управленческих действий, прямо выходят из законов, отражают реальную реальность, которая существует вне зависимости от сознания человека, т.е. объективна. Кроме того, каждый принцип является идеей, т.е. субъективной конструкцией, субъективной конструкцией, которую мысленно осуществляет каждый управленец на уровне своего понимания, общего и профессионального образования.
Основным требованием к принципам контроля является то, что их выполнение повышает эффект практического действия. Принципы управления своим предназначением могут быть выполнены только в тех случаях, когда их содержания соответствуют объективным правовым законам. В этом в первую очередь лежит признак научности их.
Принцип управления, правильно поняв и формулируя, становится основным правилом, по которому осуществляется управление. Но главное в том, чтобы выяснить и формулировать принципы. Очень важно уметь их использовать, уметь их воплощать в конкретные структурные схемы управления, функции органов управления, организационные формы работы, методы управленческой деятельности.
В литературе не существует единого отношения к классификации принципов. Классификации принципов должны основываться на отражении каждого из выделяемых принципов различной стороны взаимоотношений менеджмента. Правила должны соответствовать и частным, и общим целям повышения эффективности менеджмента [7].
К основным принципам управления можно отнести:
Наука. Для этого принципа необходимо построить систему управления, а также ее деятельность на строгом научном уровне. Как все принципы, отражающие развитие, они должны иметь внутреннюю противоречивость, потому что внутренняя противоречивость образует внутренняя логика, создает внутренний импульс к развитию.
Противоречия принципа науки относятся к: противоречиям теории, практики, единству и противостоянию субъективного и объективного.
Практика требует использования прогрессивных научной идеи и ее результатов как результатов научного знания: от явления до сущности, от явления первого типа, менее глубокой, до явления второго типа, более глубокой и так далее бесконечно.
Практика управления процессом в конкретной ситуации требует ограничения времени процесса знания.
Это противостояние разрешается применяя методы моделирования и вычислительных средств, которые связывают выводы теория и практика в рамках познанного феномена.
Второй противоречий универсален и относится ко всему другому принципу менеджмента. Объективная в принципе науки исходит из объективного характера законов контроля, основанных на принципах контроля. Субъективная реализация принципов менеджмента неизбежна, так как принципы менеджмента реализуются лишь через сознание, воля и желание человека.
Чем больше общая культура и профессионализм руководителя, тем больше возможностей проявить субъективизма.