Фрагмент для ознакомления
2
Гостиничный бизнес является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей, на которую приходится около 6% мирового валового национального продукта и около 5% всех налоговых поступлений, стимулируя, кроме того, развитие других сфер: строительства, торговли, сельского хозяйства, товаров народного потребления. производство и др. Сегодня индустрия гостеприимства является мощнейшей системой экономики региона или туристического центра и важной составляющей экономики туризма.
С точки зрения фундаментальной экономики гостиничный бизнес представляет собой экономический комплекс, развитие которого объясняется скорее мирохозяйственными процессами и отношениями, чем внутренними причинами. Гостиничный бизнес также выступает важным катализатором экономического роста многих быстро развивающихся стран, поскольку выступает каналом перераспределения валового национального продукта между странами, не сопровождающегося экспортом (импортом) товаров и услуг. Гостиничный бизнес способен оказывать активное влияние на экономику региона (или страны), в которой он развивается, на ее экономические, социальные и гуманитарные основы. В настоящее время модели экономического воздействия гостиничного бизнеса на экономику значительно усложнились и базируются не на теоретических концепциях и гипотезах, а на статистических данных.
Термин «документационное обеспечение» характеризует совокупность работ по документированию управленческой деятельности учреждений и организации документов в них. Термин «документ» определяется как информация, зафиксированная любым способом на любом материале, опубликованная или полученная любым физическим или юридическим лицом в любой организации для использования в ее деятельности.
Таким образом, понятия «менеджмент», «информация», «делопроизводство», «документ» органически взаимосвязаны. Неслучайно авторы, изучающие эволюцию управленческой мысли, начинают отсчет с шумерской письменности на глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры. Эти первые документы содержат информацию о законах Шумера и о коммерческих сделках, являясь доказательством существования практики ведения учета и управления в древнем мире.
В современный период решение проблемы документооборота в развитых странах прошло два основных этапа. Первый этап - 1970-1980 гг. В то время большинство авторов считали, что традиционные методы работы с документами устарели, что бумажные документы будут заменены документами на электронных носителях. Публикации выходили под девизом «Менеджмент в XX веке». Однако в середине 80-х годов выяснилось, что, несмотря на обилие компьютеров, «бумажный» поток увеличивается, и был сделан вывод, что сосуществование традиционного делопроизводства с компьютерной обработкой информации будет очень долгим.
Итак, сегодня совершенствование управления производственно-экономическими системами, повышение уровня организации и эффективности управленческой работы во многом зависят от того, насколько рационально осуществляется делопроизводство в учреждениях и на предприятиях.
Важную роль играет документальное обеспечение предприятий, занимающихся туристическим бизнесом, особенно при приеме и размещении клиентов. Сегодня индустрия приема и размещения является мощнейшей системой экономики региона или туристического центра и важной составляющей экономики туризма.
Актуальность темы определяется тем, что документация в деятельности организации и государства в целом выполняет функцию обратной связи, позволяя сопоставлять полученные результаты с показателями, запланированным планом или программой, а также служит основу для текущего планирования и различного рода корректировок планов.
В гостинице, как и на любом предприятии, осуществляется документооборот. Администраторы составляют различные акты, заявления, договоры и т. д. Документация также используется при ведении номерного фонда, договора на оказание гостиничных услуг.
Цель работы – изучить документационное обеспечение деятельности гостиничного предприятия.
Задачи работы:
- дать понятие и изучить развитие документооборота;
- проанализировать входящий поток;
- проанализировать исходящий поток;
- проанализировать внутренний поток;
- изучить документирование работы с клиентами гостиничного предприятия.
Для четкой организации работы приказом Минфина РФ утверждены формы документов строгой отчетности, которые служба приема и размещения использует в своей работе. Эти формы заполняются администратором и передаются в виде отчета генеральному директору или вышестоящему руководителю гостиницы.
Глава 1. Документационное обеспечение в деятельности предприятия
1.1 Понятие и развитие документооборота
Понятие «документ» появилось в 20-е годы. В работах крупных специалистов в области управленческой работы и делопроизводства были сформулированы основные положения организации документооборота. В литературе того времени был обоснован метод изучения маршрутов и перемещения документов, разработана технология их доставки.
Первую попытку регламентировать единые принципы организации документооборота предпринял Институт инженерного контроля в 1931 году в проекте «Общие правила документирования и делопроизводства». В проекте изложены правила организации работы с документами и документооборотом, правила приема, сортировки, доставки, оформления, контроля отправки документов, т.е. все этапы обработки документов.
Документооборот на предприятии регламентируется следующими нормативными актами:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с последними изменениями от 30 декабря 2008 г.;
- Федеральный закон от 01 июня 2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке». Он направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации при подготовке документов на предприятиях и в исполнительных органах;
- Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (от 19.07.2009 № 205-ФЗ). Устанавливает требования к фирменному наименованию, бланкам, штампам, местонахождению общества, определяет правила составления устава общества, обязанность ведения протокола собрания акционеров и документирования деятельности исполнительного органа;
- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. Регулирует отношения, возникшие при реализации права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, использовании информационных технологий, обеспечении защиты информации.
Регламентирует единые правила организации работы с документами государственных органов и органов местного самоуправления.
- Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ (от 08.11.2007 № 258-ФЗ). Регламентирует обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается эквивалентной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе;
Документооборот – это движение документа с момента составления или поступления от других предприятий до передачи в архив.
Электронный документооборот – это способ организации работы с документами, при котором основная масса документов используется в электронном виде и хранится централизованно.
Документы являются основными информационными ресурсами экономического субъекта, работа с которыми требует правильной организации. Документы обеспечивают информационную поддержку принятия решений на всех уровнях и сопровождают управление всеми бизнес-процессами. Обработка документов – это непрерывный процесс перемещения документов, объективно отражающий деятельность компании и позволяющий оперативно ими управлять. Документооборот – это движение документов от момента их создания или получения до завершения, отправки или доставки.
Рабочий процесс — это важная ссылка в рабочем процессе; оно определяет случаи и скорость этого движения. Основное правило – быстро перемещать документы по наиболее перспективному пути с минимальными затратами времени и труда. Основу документооборота составляют организационные документы: Устав, положения о структурных подразделениях, приказы о распределении ответственности, инструкции по работе с документами, инструкции по делопроизводству, схемы документооборота и способы передачи отдельных видов документов.
График документооборота представляет собой информацию, представленную в табличной форме, описывающую правила движения первичных документов и их обработки на всех этапах «жизни»: от момента создания до передачи на хранение. После составления графика каждому лицу, участвующему в документообороте, вручается соответствующая выписка и определяется ответственность за несоблюдение требований документооборота.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб. 2000. - 192с.
2. Бондырева Т.Н. Секретарское дело. -- М., 1989. - 252с.
3. Бургонова Г.Н. Гостиничный и туристский бизнес. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 352с.
4. Веселов П.В. Вы -- секретарь. -- М., 1998. - 120с.
5. Веселов П.В. Современное деловое письмо в промышленности. -- М., 1990. - 160с.
6. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. -- М., 1961. - 612с.
7. Воробьев Г.Г. Автоматизированная контора // Кибернетика: Информационные материалы. -- 1986. -- № 2.
8. Глушков В.М. Основы безбумажной информации. -- М., 1982. - 552с.
9. Государственная система документационного обеспечения управления: Основные положения: Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. -- М., 1991. - 187с.
10. Гражданский кодекс РФ. Часть 1./ Принят Государственной Думой 21.10.1994г. - М.-СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 1998. - 448 с.
11. Гуляев В.Г. Организация туристкой деятельности. Учебное пособие. - М.: Нолидж,1996. - 312 с.
12. Единая государственная система делопроизводства: Основные положения. -- М., 1975. - 228с.
13. Еремченко В.П. Совершенствование документационного обеспечения управления в современных условиях // Использование принципов Единой государственной системы документационного обеспечения управления в работе с управленческими документами и обеспечении их сохранности в ведомственных архивах. -- Л., 1991. - 395с.
14. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Менеджмент туризма: основы менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 254с.
15. Зорин И.В., Квартальнов В.А Туризм как вид деятельности - М.: Финансы и статистика, 2001. - 204с.
16. Котлер Ф., Боуэн Дж. Мркетингю Гостеприимство и туризм: Учебник для ВУЗов/ Пер. с англ. под ред. Ноздревой Р.Б. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 787с.
17. Ларин М.В. Проблемы совершенствования документационного обеспечения управления в современных условиях // Экономика и жизнь 1999. №4. С. 18.
18. Лихачев М.Т. Документы и делопроизводство: Справочное пособие. -- М., 1991. - 271с.
19. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -- М., 1992. - 493с.
20. Научно-практический комментарий к Закону об основах туристской деятельности в Российской Федерации, Я.Е. Парций, Москва, Фонд "Правовая культура", 1998. - 87с.
21. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. - М.: Экономика, 2000. - 211с.
22. Сенин В.С. Основы квалификационных требований к некоторым профессиям и должностям работников гостинично - туристического комплекса. - М. 1997. - 187с.
23. Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство. -- М.: Приор, 1995. С. 124-131.
24. Справочник по подготовке и оформлению официальных документов. -- М., 1993.- 247с.
25. Спивак В.А.Делопроизводство. - Питер. - 2003. - 208с.
26. Стратегический менеджмент в туризме. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 496с.
27. Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации. -- М., 1992. - 55с.
28. Туризм и гостиничное хозяйство/ Под ред. А.Д.Чудновского. - М.:ЭКМО, 2000. - 400с.
29. Уокер Д. Введение в гостеприимство. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 463с.
30. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" от 14.11.1996г.// Собрание законодательства РФ. - 1996. - №49.- ст.5491.
31. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес. Учебник. - М.: Издательство ЭКМО, 1998. -168с.
32. Шадилова С.Н. Малый бизнес: С чегоначать и как его успешно развивать. - М.: Дело и сервис, 1998. С. 17- 18.
33. Шапкин А.С., Шапкин В.А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций. - М: Дашков и Кº, 2007. - 640 с.