Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбора темы исследования: происходящие перемены в социально – экономическом устройстве нашего общества не могут не затрагивать школу, которая в изменяющихся условиях тоже изменяется, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям социума. Обучение и воспитание есть жизнь, а не подготовка к жизни. Воспитывая и обучая, надо исходить не из наших взрослых представлений, а из потребностей и возможностей учеников, природы ребенка. Только заинтересованность учителя и ученика в процессе совместной деятельности может привести к успеху.
Проблема управления сферой образовательных услуг на муниципальном уровне всегда была в центре внимания видных оте-чественных просветителей, общественных деятелей, ученых и педагогов- практиков. Об этом свидетельствует творческое наследие Ю.К. Бабанского, И.И. Бецкого, П.Ф. Каптерева, A.C. Макаренко, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлин- ского, К.Д. Ушинского, выдающихся педагогов современности В.П. Беспалько, Л.Ф. Колесникова, М.М. Поташника, В.А. Сластенина, П.И. Третьякова, И.К. Шалаева, Т.И. Шамовой и других исследователей. Примечательно, что боль¬шинство из указанных педагогов-исследователей не только имели опыт препо¬давания в школах, но и руководства ими.
Объект исследования - система управления сферой образовательных услуг на муниципальном уровне.
Предмет исследования - процесс управления общеобразовательной школой Омская область, школа 94.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ научных подходов в исследовании проблемы управления сферой образовательных услуг на муниципальном уровне.
2. Изучить организацию управления сферой образовательных услуг на муниципальном уровне.
3. Провести анализ организации управления Омская область, школа 94.
4. Предложить рекомендации по разработке концепции организации управления школой.
Методы исследования. Использованы теоретические и эмпирические ме¬тоды исследования, наблюдения, изучения документов, регламенти¬рующих управление школой, экспертных оценок, проведения социологических опросов; проанализирована эффективность системы управления школой.
Экспериментальная база исследования. Основная опытно- экспериментальная работа осуществлялась Омская область, школа 94.
Глава 1. Общие теоретические вопросы проблемы управления сферой образовательных услуг на муниципальном уровне
1.1. Анализ научных подходов в исследовании проблемы
управления сферой образовательных услуг на муниципальном уровне
Учреждения общеобразовательной школы сегодня дифференцированы. Ряд исследователей отмечают объективное существование элитных школ (лицеи, гимназии, школы со статусом экспериментальных площадок и т.д.), школ среднего уровня и депривелигированных [9,13,15,16,29].
Поскольку система общеобразовательной школы действует в динамично- меняющейся социальной среде в условиях усиливающегося социального рас¬слоения общества, школа вынуждена работать в режиме развития, учитывать базовые интересы учащихся и их родителей, адаптироваться к логике рыночно¬го развития. Система управления образованием сегодня трансформировалась. В ней появились муниципальные органы управления образованием городского и районного уровня, в школьном управлении - общественные структуры управ¬ления (методические советы, инициативные группы, попечительские советы и т.д.). По своему характеру система управления современной школой является государственно-общественной. С тем, чтобы определить место системы управления школой и ее роль в организации управления необходимо определить его сущность и особенности в педагогической среде.
Управление является функцией организационных систем различной при¬роды (технических, биологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание определенного состояния или перевод в другое со¬стояние в соответствии с объективными закономерностями существования дан¬ной системы, реализацией программы или сознательно поставленной целью [14, с.233]. Под управлением понимается деятельность, направленная на выра¬ботку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе досто¬верной информации [16, с. 421]. Управление осуществляется путем воздейст¬вия управляющей подсистемы на управляемую посредством управленческих воздействий на протекающие в ней процессы. Объектами управления могут быть биологические, технические и социальные системы. К разновидностям социальных систем относится система управления школой, функционирующая в рамках образовательных структур страны. Субъектами управления данной системой выступает государство в лице его институтов, министерство образо¬вания РФ, его структурные подразделения органов управления образованием различного уровня. Одна из предпосылок оптимальной организации социально¬го управления - это расчленение его на технологические фазы.
Управление в системе школы представляет собой целенаправленное, соз¬нательное взаимодействие участников педагогического процесса на основе по¬знания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.
Традиционное управление осуществлялось в таких формах, как целе-направленное воздействие субъекта на объект управления; влияние системы управления на управляемую систему с целью ее перевода в качественно новое состояние, научная организация педагогического труда и так далее [15, с. 57]. Сегодня в области управления осуществляется кроме того и философия «сотрудничества», «взаимодействия», «рефлексивного» управления [16, с.421]. В сфере управления персоналом существует возможность использовать теорию менеджмента. Ряд педагогов обосновывает идею необходимости при¬менения этих идей во внутришкольном управлении (Т.Н. Шамова, Ю.А. Конаржевский, С.М. Сантурова).
Каковы основные методы социального управления? Что понимается сего¬дня под ними? Словарь «Социальные технологии» определяет метод социаль¬ного управления как способ или совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия решения, организации и контроля за выполнением управленческих решений [19, с. 84].
Выделяют четыре основных типа методов: экономические; организацион¬но-распорядительные; правовые; социально-психологические.
По степени общности применения они подразделяются на глобальные и частные, по характеру воздействия на объект управления выделяют инноваци¬онные и консервативные методы.
К экономическим методам управления социальными системами относятся способы достижения целей управления на основе сознательного использования экономических законов, обеспечивающих единство интересов общества, кол¬лектива и отдельной личности, заинтересованность человека в эффективных ре¬зультатах деятельности. Это анализ на безубыточность, анализ производствен¬ных операций, материальное стимулирование труда и так далее.
К организационно-распорядительным методам управления относятся кон¬троль, решение, распоряжение, подчиненность, отчетность, дисциплина, норма¬тивный подход, кадровая политика и тому подобное.
Правовые методы управления основаны на нормах действующего законо¬дательства и включают формирование правового пространства, соблюдение за¬конности, меры юридической ответственности (материальной, уголовной, гра¬жданско-правовой и административной).
Социально-психологические методы управления включают социальную диагностику, педагогический анализ, пасипативное управление, инновацион¬ные метод, манипулирование сознанием и другие методы.
Управление сложными динамическими системами, к числу которых отно¬сится система управления школой, осложняется тем, что она функционирует в условиях непрерывного изменения внешней и внутренней среды. Роль управле¬ния состоит в том, чтобы наиболее эффективно отвечать на эти изменения, ней¬трализуя их возмущающие воздействия. Противодействие влияющим на систе¬му факторам дезорганизации осуществляется адекватными им управленчески¬ми воздействиями в соответствии с возможностями ее элементов. Используют-ся наиболее соответствующие ситуации методы руководства, так например, ис¬ходя из нестандартной особенности управленческой ситуации, может быть наи¬более действенным ситуационный подход [14, с. 169].
В практике работы системы управления школой советского периода ис¬пользовались административный и системный подход. В современной системе задействованы и компоненты поведенческого подхода, представляющего в сущности современную модификацию бихевиоризма. Между тем, современная ситуация в общеобразовательной школе свидетельствует о том, что данные подходы не обеспечивают адекватного ответа на существующие внешние вызо¬вы среды, которые сегодня выраженно агрессивны и динамичного развития школы как системы.
Функциональный подход (определение функций, входящих в процесс управления) представлен в педагогике работами М.М. Поташника, П.И. Треть¬якова, Т.И. Шамовой B.C. Лазарева, Т.К. Чекмарёвой, В.А Якунина и др. Ис¬следователи по- разному определяют приоритетность функций. Так Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова в рамках проблемно- ориентированного подхода ведущими функциями управления считают прогно¬зирование и анализ.
В.А. Якунин и Т.К. Чекмарёва считают системообразующим фактором управления цель. По мнению М.М. Поташника к основным функциям управле¬ния относится планирование, организация и руководство (включая мотивацию и контроль). Все авторы едины во мнении, что управление - это це¬ленаправленный, циклический процесс, который состоит из совокупности дей¬ствий, направленных на достижение цели.
Существуют различные подходы к его организации. Т.И. Шамова, Ю.А. Са¬марин и другие в программном управлении выделяют этапы: актуализации ра¬нее усвоенных знаний; установление связей между старыми и новыми знания¬ми, фиксация и закрепление новых знаний; обобщение новых знаний в единую систему, закрепление обобщенного знания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, Л.Н. Общественные организации и управляющие советы школ в образовании Подмосковья // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 4. С. 1-9.
2. Богословский, В.И., Конасова, Н.Ю. Развитие системы государственно-общественного управления, практики общественной оценки деятельности школы//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2019. -№ 152 -С. 180-185.
3. Бордовский, Г.А., Нестеров, А.А., Трапицын, С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 169 с.
4. Василенко, Н. В. Управление образованием: институциональный подход: монография. СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2017.
5. Волков, В.Н. Кадровая политика общеобразовательного учреждения как основа достижения нового качества общего образования/Кадровая политика школы: сборник/сост. В.Н. Волков; под ред. И.В. Гришиной. -СПб.: СПб АППО, 2019. -С. 10-37.
6. Волков, В.Н. Определение концептуальности изменений в общем образовании как научная проблема.//Социология и право. 2018. № 4 (26). -С. 29-30.
7. Волков, В.Н. Тенденции развития инновационной инфраструктуры системы общего образования в России//Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. -2020. -№ 174. -С. 17-25.
8. Гарькина, И.А., Данилов, А.М., Волкова, О.В. Формальные методы при моделировании и идентификации организационных систем // Современные проблемы науки и образования. –2018. – №6.
9. Гельмс, А.В. Реформы системы образования в Российской Федерации: концептуальный замысел, практическая реализация, общественное восприятие (1991-1999 гг.): автореф. дис.. канд. ист. наук. М. 2019. 20 с.
10. Георгизова, Е.В., Кокоева Н.В. Основы деятельности по управлению современной школой / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2018. № 6-2 (86). С. 24-28.
11. Горева, О.М., Осипова, Л.Б. Управление системой образования в условиях повышения качества обучения /О.М. Горева, Л.Б. Осипова//Современные проблемы науки и образования. -2019. -№ 1
12. Грибоедова, Т. П. Содержание понятия и особенности реализации социального партнерства в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2019. — № 68. — С.50-60.
13. Грушевский, С.П., Остапенко, А.А. Сгущение учебной информации в профессиональном образовании. Монография. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2017. 188 с.
14. Егоршин, А.П. Управление российским образованием. Н. Новгород, 2019. 384 с.
15. Зборовский, Г.Е., Костина, Н.Б. Социология управления /Г.Е. Зборовский. -М., Гадарики, 2018. -272 с.
16. Карпова, С.И. Управление общеобразовательной школой как фактор развития детской одаренности: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. -М, 2019. -45 с.
17. Клячко, Т. Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т. Л. Клячко. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 48 с. — (Научны е доклады : образование).
18. Корчинская, Т.И. Особенности управления современным учреждением образования: методы управления и виды управленческих функций.//Проблемы и перспективы развития экономики и управления. -Новосибирск: Изд. «Априори», 2019. -228 с. -С. 206 -211.
19. Косарецкий, С.Г., Моисеев, А.М. и др. Государственно-общественное управление образованием: от прецедентов к институту. Исследования и разработки/под общ. ред. С.Г. Косарецкого, Е.Н. Шимутиной: монографический сборник. -М.: Вердана, 2018.
20. Костылёва, С. Ю. Институт высшего образования в контексте экономического развития//Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2019. № 1 (45). С. 148-154.
21. Костылёва, С. Ю. Экономические отношения субъектов образовательного пространства в РФ//Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарные науки. Тамбов, 2020. № 5 (97). С. 52-60.
22. Ларионов, Г.В. Теоретические и методологические аспекты инновационного менеджмента в сфере управления персоналом. -М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2019.
23. иддэ, А.Л. Реформы образования в России: Лекция. /А.Л. Пиддэ. -Изд-во РАГС, 2019. -267 с.
24. Попова, Н.А. Инновационная школа: управленческие аспекты деятельности в условиях изменения парадигмы образования.//Современная высшая школа: инновационный аспект. -2018. -№ 2. -С. 97-101.
25. Прудникова, А.С. Муниципальное право России: учебник / под редакцией А.С. Прудникова, И.А. Алексеева. Издательство: ЮНИТИ -ДАНА, Закон и право, 2019-320с
26. Рогач, О.В. Экспертная оценка качества государственного управления сферой образовательных услуг в современной России. Материалы Афанасьевских чтений. 2017. Т. 1. № 11. -С. 215 -218.
27. Рысбекова, С.Т., Рысбеков, Т.З. Информационные технологии в управлении современной школы / Знание. 2018. № 12-2 (29). С. 87-90.
28. Цирульников, А.М. Развитие образовательных систем. Методология и методы социокультурного анализа. Часть 1//Управление образованием: теория и практика. 2017. -№ 4. -С. 29-56.
29. Чемоданова, О. Н. Совершенствование управления коммуникационными процессами в современных организациях с использованием инновационных технологий//Вестник Финансового университета. -2018. -№ 6 (66). -С. 21-26.