Фрагмент для ознакомления
2
Общеизвестным фактом считается, что «современное общество претерпевает экологический кризис. Данный процесс определен существенными изменениями в окружающей среде. Если современное общество не станет действовать, отбросив эту проблему и оставив ее без должного внимания, общество столкнется уже не с экологическим кризисом, а с экологической катастрофой, которая приведет в будущем к масштабным необратимым последствиям» [1, с. 1706].
Изменения, которые фиксируются экологами в рамках современного общества, в большей степени, имеют отрицательный комплексный характер. Разнообразные исследования и изучение природных явлений, причин их появления и прогнозирование последствий, которые могут быть востребованы, если ситуация не поменяется, предначертали зарождение наук, которые развиваются в русле нескольких научных парадигм.
Следовательно, отмечается такой процесс, как «расширение употребления экологических терминов на базе расширения или сужения их значения, на метафоризации, прагматических и семантических отношениях внутри символа с учетом его действительного функционирования»[2, c. 11].
В последние десятилетия существенное развитие получили междисциплинарные и комплексные изыскания. Одним из современных научных направлений в вопросах языкознания, которое выработалось на стыке социального, психологического и философского направлений в лингвистике, стала эколингвистика.
Эколингвистика, как новое научное направление в исследовании языкового пространства обитания человека и общества, ориентирована на обнаружение законов, принципов и правил, общих как для экологии, так и для развития языка, и изучает роль языка в мыслимом решении проблем окружающей среды, что является актуальным в связи с ухудшением экологической ситуации на всей планете.
Широкое распространение термин «экология» получил в языкознании в связи с исследовательской деятельностью известного американского социолингвиста Эйнара Хаугена. С тех пор, как была опубликована его книга «Экология языка» (1972), замечается стремительное развитие этого направления. Одно из сформулированных Э. Хаугеном положений сообщает, что языки как биологические виды рождаются, растут, изменяются, живут и умирают во взаимосвязи с другими языками и своей средой. Аналогично ситуации, когда биологические виды находятся на грани вымирания, языки подвержены такой же опасности, в связи с чем экология языка должна предлагать и разрабатывать пути решения и предупреждения гибели языков.
В качестве термина понятие «эколингвистика» было впервые употреблено в 1985 г. современным французским лингвистом-востоковедом, специалистом по арабскому языку, африканским языкам и общей лингвистике Клодом Ажежем. К. Ажеж акцентировал внимание на то, что необходимо отличать языковую экологию, которая ведет исследования, касающиеся взаимосвязей между языком и экологическими вопросами, от экологии языков, которая исследует взаимодействие между языками, в том числе сохранение языкового многообразия. О некоторых возможностях эколингвистики [4, с. 37].
Так, объект исследования – эколингвистика как научное направление.
Предмет исследования – особенности эколингвистики как научного направления.
Цель исследования – рассмотреть особенности эколингвистики как научного направления.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие эколингвистики;
-рассмотреть вопрос о базовых концепциях эколингвистических исследований;
-выявить проблемы эколингвистики в среде современной молодежи
-рассмотреть примеры исследований в эколингвистике.
Теоретической базой исследования послужили работы следующих авторов:Кислицыной Н.Н. [8], Курашкиной Н.А. [9], Лихачевой А.Н. [12], Меркуловой Н.Е. [14] и др.
Методы исследования: анализ и синтез научных и научно-публицистических источников, соответствующих теме исследования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы исследования в рамках преподавания дисциплин «Современный русский литературный язык», «Введение в языкознание» для студентов филологического направления.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ЭКОЛИНГВИСТИКА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИИ ХХ1 ВЕКА
1.1. Понятие эколингвистики
Отличительной чертой развития современной науки представляется то, что в настоящее время возникает много дисциплин, включающие в себя сразу несколько разных направлений и появляются на стыке уже имеющихся научных парадигм. Это можно объяснить тем, что человеческое общество продолжает развиваться и усложняться, и для того, чтобы продолжать совершать новые открытия, появляется востребованность развивать исследования в близких областях [17, с. 106].
В ХХ веке появление такой науки, как экология, обусловило очень любопытные изменения в перемене центра внимания, и, таким образом, идеи, сформулированные в биологии, начинают применяться к рассмотрению языка. Языкознание ХХ века разрабатывает идеи, связанные с системной организацией языка, предпринимая попытки различить внутреннюю и внешнюю лингвистику. Как и в экологии, ключевым становится понятие системы, где разработано учение об экосистемах. Эти положения еще раз доказывают то, что на сегодняшний день большинство наук из-за сложных, комплексных и многоаспектных объектов исследования развиваются на базе нескольких научных курсов [17, с. 106].
Сегодня эколингвистике отведено особое место в современном языкознании, она представляет систему междисциплинарных подходов к исследованию языка с экологического аспекта или по экологическим вопросам, т.е. в связи с влиянием человека на окружающую среду. Термин эколингвистика зачастую применяется как зонтичный термин, охватывающий две исследовательские традиции: «с одной стороны, традиционные лингвистические методы, которые применяются к текстам и дискурсам экологического смысла, а с другой стороны, боле детальные размышления о теориях языка, которые вдохновлены целостной парадигмой экологии» (перевод здесь и далее наш. – Н.М.) [17, с. 106].
Иначе говоря, эколингвистика в нынешнем понимании подразумевает под собой сфера лингвистики, которая охватывает два главных направления: экологию языков и языковую экологию. Эти два направления не сравниваются, а дополняют друг друга и определяют многоаспектность этой молодой отрасли исследования – эколингвистики.
Родоначальником понятия экологии языка традиционно считают американского лингвиста Эйнара Хаугена, который в 1970 году в своем докладе растолковал, что «экологию языка можно детерминировать как науку о взаимосвязах между языком и его окружением, где под окружением понимается общество, которое использует язык как один из своих кодов. Язык функционирует только в сознании коммуникантов и «работает» только при взаимоотношениях с другими коммуникантами и с их социальной и естественной (природной) средой. Отчасти экология языка имеет физиологическую природу (взаимодействие с другими языками в сознании говорящего), до некоторой степени социальную (взаимодействие с обществом, в котором язык употребляется как средство коммуникации). Экология языка зависит от людей, которые его изучают, применяют и передают другим людям» [17, с. 106].
Наиболее точную дефиницию этой науки, на наш взгляд, предложила Н. Н. Кислицынв. Эколингвистикой принято именовать одно из современных научных направлений в сфере языкознания, «которое сложилось в результате наслоения социального (соотношение социальных и языковых структур в процессе развития мышления на разных ступенях этногенеза), психологического (проблемы речевого воздействия) и философского (проявление в языке максимально общих свойств и закономерностей развития общества и познания) течений в лингвистической науке» [8].
Попытаемся определить, какое исследование можно считать экологичным, чтобы впоследствии выявить существенные характеристики будущего материала исследования.
Индивида невозможно обос
Фрагмент для ознакомления
3
1. Водопьянов П.А. Экологический кризис // Новейший философский словарь: 3–е изд., исправл. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – С. 1705–1707.
2. Белозерова Н.Н. Мир реальный и мир виртуальный: две экологические системы? Монография. – Тюмень: Изд–во ТюмГУ, 2010. – 250 с.
3. Белозерова Н.Н., Лабунец Н.В. Эколингвистика в поисках методов исследования. Монография. – Тюмень: Изд–во ТюмГу, 2012. – 255 с.
4. Дойникова М. И. О некоторых возможностях эколингвистики //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2016. – №. 5 (744). – С. 47–52.
5. Дрожащих Н.В. Экология языка и культуры: рекуррентность смысла природа: матер. междунар. науч.–практ. конф. (Тюмень, 11–13 ноября, 2010 г.). – Тюмень: Изд–во ТюмГУ, 2010. – С. 29–34.
6. Ионова С.В. Основные направления эколингвистических исследований: зарубежный и отечественный опыт // Вестник Волгогр. гос. ун–та. Серия 2. Языкознание. – 2010. № 1 (11). – С. 85–90.
7. Иванова Е.В. Цели, задачи и проблемы эколингвистики // Прагматический аспект коммуникативной лингвистики и стилистики : сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Б. Попова. – Челябинск : Изд–во ИИУМЦ «Образование», 2007. – С. 41–47.
8. Кислицына Н.Н. Эколингвистика – новое направление в языкознании [Электроный ресурс]. – Режим доступа: http://www.crimea.edu/tnu/magazine/culture/culture37 /part l /zip/kislitsina.zip. – дата обращения: 05.11.2023.
9. Курашкина Н.А. Эколингвистика или лингвоэкология? Терминологическая дилемма междисциплинарной научной области [Электронный ресурс] // Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 2. С. 143–156. URL: http://ecoling.sfu–kras.ru/wpcontent/uploads/2015/12/Kurashkina–N.A.pdf (дата обращения: 10.01.2018)
10. Косякова, Я. С. Проблемы эколингвистики в среде современной молодежи / Я. С. Косякова, Георгий Михайлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.4 (111.4). — С. 29–31. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28213/ (дата обращения: 11.11.2023).
11. Курашкина Н. А. Истоки и пути развития эколингвистики // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 246–250. – URL: http://e–koncept.ru/2016/86950.htm.
12. Лихачева А.Н. К вопросу о базовых концепциях эколингвистических исследований // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/04/14963 (дата обращения: 07.11.2023).
13. Лыкова Н.Н. Экологическая лингвистика и история французского языка природа: матер. междунар. науч.–практ. конф. (Тюмень, 11–13 ноября, 2010 г.). – Тюмень: Изд–во ТюмГУ, 2010. – С. 45–52.
14. Меркулова Н. Е. Эколингвистика: основные направления исследования и современные подходы к анализу языка как экосистемы //Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2018. – №. 2. – С. 58–66.
15. Нурушева Д.А. ЭКОЛИНГВИСТИКА КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5–4. – С. 890–893; URL: https://fundamental–research.ru/ru/article/view?id=34018 (дата обращения: 11.11.2023).
16. Прагматический аспект коммуникативной лингвистики и стилистики: сборник научных трудов / Отв. ред. . – Челябинск: Изд–во ИИУМЦ «Образование», 2007. – С. 41–47
17. Пылаева Е. М. Эколингвистика как новое направление в языкознании ХХI века //Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. – 2011. – №. 5. – С. 106–113.
18. Сковородников А. П. О предмете эколингвистики применительно к состоянию современного русского языка //Экология языка и коммуникативная практика. – 2013. – №. 1. – С. 194–222.
19. Суховерхов А. В. Современные тенденции в развитии эколингвистики //Язык и культура. – 2014. – №. 3 (27). – С. 166–175.
20. Чурюканова Е. О. Особенности экологического дискурса как основы экологической коммуникации в современном языкознании //ВОПРОСЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА. – 2016. – С. 116–120.
21. Шляхов В. И., Никонов А. Л. Эколингвистика и проблема экологии языка в российском языковом пространстве //Пространство и время. – 2011. – №. 4. – С. 138–144.
22. Fill, A. Ecolinguistics. State of the Art 1988 / A. Fill // The Ecolinguistics Reader: Language, Ecology and Environment / ed. by A. Fill, P Muhlhausler. – L. ; N. Y : Continuum, 2001. – P. 43–54.
23. Calvet, L.–J. Pour une ecologie des langues du monde I L.–J. Calvet. – Paris : Plon, 1999. – 188 р.