Фрагмент для ознакомления
2
Имущественные отношения в сфере землепользования выступают одной из движущих сил социально-экономического развития государства. Широкий ряд субъектов и видов правомочного распоряжения объектами недвижимости позволяет удовлетворять разноплановые потребности и решать множество задач обеспечительного характера как для отдельной экономической единицы, так и для всего общества.
Актуальность выбранной темы обусловлена важностью роли земельно-имущественных отношений в жизни общества. От функционала и управленческих возможностей регулирования взаимосвязей между субъектами и объектами таких правоотношений зависит не только состояние и эффективность использования имущественных ресурсов, но и защита паритета прав и интересов всех участников земельно-имущественных взаимоотношений.
Цель данной работы — изучение регулирования земельно-имущественных отношений на примере Рязанской области.
Исходя из поставленной цели определены следующий задачи:
рассмотреть содержание понятий «субъекты» и «объекты» земельно-имущественных отношений на примере Рязанской области;
ознакомиться с нормативным правовым регулированием земельно-имущественных отношений РФ и Рязанской области;
исследовать особенности и проблемы регулирования земельно-имущественных отношений в Рязанской области.
Объект исследования — земельно-имущественные отношения на примере Рязанской области.
Предмет исследования — содержание нормативных правовых актов, регулирующий сферу земельно-имущественных отношений.
Материалами для исследования стали законодательство федерального уровня и нормативная правовая база органов управления Рязанской области, информация официальных сайтов органов власти региона, а также научно-исследовательская литература по теме работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1. Субъекты и объекты земельно-имущественных отношений (на примере Рязанской области)
Исходя из содержания земельно-имущественных отношений возможно в качестве вектора дальнейшего исследования принять рамочное определение, согласно которому - «имущественные отношения в земельном праве - это фактические, возникающие между субъектами права экономические отношения по поводу земли как имущества, представляющие собой круг отношений по переходу прав на землю, которые подлежат урегулированию в целях устойчивого развития.»[7].
В круге участников отношений с земельно-имущественным комплексом ст. 5 ЗК РФ[2] определены следующие субъекты права: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В зависимости от наличия правомочий по использованию земельных ресурсов среди субъектов правоотношений, земельным законодательством определяются:
собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);
обладатели публичного сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками[2].
Среди данных субъектов земельно-имущественных отношений значимое место занимают органы государственной и муниципальной власти. Их особая роль объясняется наличием властных управленческих функций, посредством которых они удовлетворяют общественные и частные потребности в земельных ресурсах. Своими правомочиями данные органы власти и управления вовлекают в гражданско-имущественный оборот земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, региональным субъектам государственной власти и муниципальным образованиям, а также земли не разграниченной государственной собственности, распорядителями которых эти субъекты права являются по закону. Это дает возможности участия всего гражданского общества в экономическом обороте земель и реализации таким образом своих нужд и потребностей жизни, профессиональной деятельности, управленческих функций, а также публичных нужд и потребностей общества, охраны окружающей среды.
Государство как собственник обладает земельными участками, принадлежащими на праве федеральной собственности Российской Федерации, и теми участками, которые на праве собственности принадлежат регионам Российской Федерации (в их числе города федерального значения, области, республики, края, автономные области и округа), а также землей, не находящейся в муниципальной или собственности.
Полномочными представителями, осуществляющими от имени государства являются органы государственной власти, область компетенции которых установлена актами, определяющими статус этих органов.
На примере Рязанской области можно рассмотреть деятельность органов власти и управления в качестве субъектов земельно-имущественных отношений, в данном случае — Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее - Министерство)[4], которое действует на основании постановления Правительства Рязанской области от 11.06.2008 г. № 98 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Рязанской области»[4].
Согласно данному Положению, Министерство выступает «исполнительным органом Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере имущественно-земельных отношений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанной сфере иных исполнительных органов Рязанской области, государственных учреждений Рязанской области»[4].
Свою деятельность Министерство осуществляет «непосредственно и через государственные учреждения Рязанской области, во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами Рязанской области, государственными органами Рязанской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области (далее - органы местного самоуправления), организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы»[4].