Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность разработки методики обучения обоснована проблемой выбора эффективных методов и приёмов обучения классическому танцу в младших классах хореографической школы, с учетом их психофизических и анатомо-физиологических особенностей. Младшие классы являются основой для всего комплекса знаний, умений и навыков будущего исполнителя. Данный период оказывает значительное влияние на дальнейший процесс обучения и его результаты.
Кроме того, в современной педагогике возникают тенденции, которые свидетельствуют об ее обновлении в аспектах единства, взаимовлияния, взаимопроникновения разнообразных составляющих процесса воспитания и формирования личности.
Социальный заказ общества в современной школе на воспитание подрастающего поколения реализуется в концепции гуманизации и гуманитаризации образования.
Изучение классического танца является сложным процессом, который требует от учеников и педагогов постоянного труда. Экзерсис, который основан на классическом танце, доказал право на первое место в освоение классического танцевального искусства.
Хореография представляет собой синтетический вид искусства, который тесно связан с музыкой (сопровождение), литературой (сюжетная основа), декоративно-прикладным искусством (костюм, декорации, реквизит) и непосредственно танцем (образность движений) [26, с. 88].
Вопросы содержания и форм занятий хореографией в определенной мере рассмотрены в научной литературе по обучению детей танцу такими известными исследователями, как А.Я. Ваганова [5], B.C. Костровицкая [10], A.M. Мессерер [15], ими разработаны методики обучения основам классического танца.
В частности, педагогический метод А.Я. Вагановой является ведущим и основополагающим методом всей русской хореографической школы.
Также в рамках актуальности темы исследования следует отметить проблему выбора эффективных методов обучения. Методика преподавания реализует воспитание через хореографическое обучение гармонически развитой личности. При этом основой выступает воспитание и обучение средствами танца. Методы обучения основываются на принципах психологии и педагогики. В процессе реализации методики обучения классическому танцу необходим постоянный поиск путей ее реализации с конкретным учащимся и группой в целом.
Цель исследования – проанализировать роль младших классов в процессе обучения классическому танцу.
Объект исследования: методические особенности обучения классическому танцу детей в младших классах.
Предмет исследования: техника классического танца в младших классах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать роль младших классов в построении балетной техники.
2. Рассмотреть порядок освоения техники классического танца.
3. Охарактеризовать построение урока классического танца в младших классах.
Методы исследования: анализ литературы, изучение нормативной регламентации дополнительного образования, анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ существующих педагогических подходов в художественном образовании.
1. Роль младших классов в построении балетной техники
Младшие классы: младшие классы это самый важный период в обучении танцовщика, ведь это фундамент и первоначальная база ко всему последующему изучению [13, с. 74]. С первых же дней работа протекает над постановкой ног, корпуса, рук и головы. Классический танец состоит из множества элементов и будущему танцовщику необходимо изучить каждый из них и усвоить. Изучаются все пять позиций ног, тут обращается внимание на навал больших пальцев их не должно быть, обе стопы равномерно касаются пола. Четвёртую позицию ног изучают после пятой позиции, так как она более трудная. Исключительно важная роль принадлежит рукам. Будущий танцовщик с помощью рук будет передавать множество чувств. Основных позиций рук их всего три. Руки должны быть закруглены в руках и запястьях. После усвоения позиций рук и ног учащиеся переходят к изучению у станка. Сначала лицом и после боком к станку держась одной рукой. Важно не висеть и не наваливаться на палку. Ученики изучают правильность выполнения plie оно развивает эластичность ног и присуще многим танцевальным движениям. При выполнении plie спина должна быть прямой и вес тела распределятся ровно на обе ступни. Уделяется большое внимание выворотности ног, от этого зависит качество выполнения движений. С первых лет обучения изучается Battements tendus оно развивает силу голеностопного сустава, даёт основу выворотности движений. Затем оно усложняется нажимом стопы в сторону, Demi-plie во второй и пятой позиции ног. Большое количество движений получат развитие в экзерсисе именно через Battements tendus [9, с. 6].
Младшие классы являются своеобразной базой или фундаментом для освоения, совершенствования и развития танцевальной техники будущего артиста балета. На данном этапе изучаются основные позиции ног и рук, вырабатывается осанка танцовщика, усваивается умение сопровождать движение рук головой, проходят базовое движения классического танца. Несмотря на то, что в балете существует шесть позиций ног, на уроках классического танца ученик будет изучать только четыре – первую, вторую, четвертую и пятую, третья и шестая будут изучаться на уроках исторического и характерного танцев. Руки имеют особое значение в балете, поскольку они завершают и могут давать эмоциональную окраску позам. Однако, в основе любого положения рук в классическом танце лежат только четыре позиции: подготовительная, первая, вторая, третья и именно их сочетание позволяет выполнить любую позу классического танца. Одно из самых отличительных черт танцовщика является его осанка. (Вырабатывается внутренний стержень ученика который позволит ему сохранять устойчивость при выполнении различных элементов. По мере изучения добавляются позы Epaulement Croisee et Effacee где значимую роль и законченность позы будет являться голова что и послужит вкладом будущего артистизма. Умение свободно держать шею и поворачивать голову придаст легкость и должный окрас позам) [23, с. 54].
К основным базовым элементам классического танца можно отнести прежде всего plie и battement tendus. Многие движения будут являться в той или иной степени производными от них [16, с. 21]. К примеру, логическим продолжением battements tendus будут являться battements tendus jete и grands battements jetes, сочетание plie и battements tendus можно считать battements fondus. В этих же классах выстраивается классическая модель урока, состоящего из экзерсиса у станка и на середине зала, allegro и изучение пальцевой техники у девушек. Следовательно, должны быть усвоены навыки прыжковой техники и техники танцы на пуантах. В прыжках основным базовым элементом можно назвать соте, по средствам которого ученик будет обучаться владеть высотой прыжка и держать ритм прыжка. Самым сложным прыжком будет являться assemble, требующий умение правильно делать plie, battements tendus, отталкиваться от земли и собирать ноги вместе, то есть
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список источников
1. Базарова, Н. Азбука классического танца / Н.Базарова //. - М.: Искусство, 2013. - 125 с.
2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А.Бернштейн //. - М.: Медицина, 2013. - 35 с.
3. Блок, Л.Д. Классический танец / Л.Д.Блок //. История и современность. - М.: 2013. - 41 с.
4. Валукин, М.Е. Педагогический вклад А. Я. Вагановой в развитие школы классического танца / М. Е. Валукин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 1. - С. 216-219.
5. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я.Ваганова //. - М.: Искусство, 1963. – 179 с.
6. Васильева-Рождественская, М. Историко-бытовой танец / М. Васильева-Рожденственская //. - М.: Издательство «Искусство», 2013. - 160 с.
7. Волынский, А.Л. Книги ликований. Азбука классического танца/
А.Л. Волынский. – Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2008. – 352 с.
8. Звездочкин, В. А. Классический танец / В. А. Звездочкин. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2003. – 416 с.
9. Ноткина, Н.А. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников / Н.А.Ноткина //. - СПб.: Образование, 2013. - 180 с.
10. Костровицкая, В. 100 уроков классического танца / В.Костровицкая //. - М.: 2014. - 390 с.
11. Коссов, А.И. Психомоторное развитие младших школьников / А.И.Коссов //. - М.: АкадемПресс, 2013. - 140 с.
12. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А.Крутецкий //. - М., «Просвящение», 2015. - 54 с.
13. Кудрявцев, В.Т. Развитие детства и развивающее образование / В.Т.Кудрявцев //. - Дубна, 2013. - 206с.
14. Лихачев, Б. Педагогика / Б.Лихачев //. Курс лекций. - М.: «Прометей», 2014. - 214 с.
15. Мессерер, A.M. Уроки классического танца / A.M. Meccepep. – Санкт-Петербург: Лань, 2004. – 400 с.
16. Нарская, Т. Б. Классический танец: учеб. метод. пособие / Т.Б. Нарская. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – 154 с.
17. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце и балетах / Ж.Ж. Новерр. – Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2007. – 384 с.
18. Тарасов, Н. И. Классический танец: Школа мужского исполнительства/ Н. И. Тарасов. – Санкт-Петербург – Москва: Лань, 2005. – 512 с.
19. Панасюк, Н.Б. Методические основы проведения уроков классического танца / Н.Б.Панасюк //. - Ярославль, 2015. - 49 с.
20. Подласый, И.П. Педагогика / И.П.Подласый //. - М.: Владос, 2014. -145 с.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн //. - М.: Учпедгиз, 2016. – 704 с.
22. Русский балет: энцикл. / ред. кол. Е. П. Белова . – Москва: Согласие, 2007. – 632 с.
23. Сафронова, Л. Н. Уроки Классического танца: методическое пособие для педагогов / Л. Н. Сафронова. – Санкт-Петербург: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2003. – 190 с.
24. Соковикова, Н. В. Введение в психологию балета / Н. В. Соковикова. – Новосибирск: Сова, 2006. – 300 с.
25. Тарасов, Н.И. Классический танец. 3-е изд / Н.И.Тарасов //. - СПб.: Издательство «Лань», 2015. – 496 с.
26. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство, 2015. – 511 с.
27. Эльяш, Н. И. Образы танца / Н. И. Эльяш. – Москва: Знание, 2007. – 239 с.
28. Ярмолович, Л. Классический танец / Л.Ярмолович //. - М.: Музыка, 2012. – 59 с.