Фрагмент для ознакомления
2
Россия – государство, создавшее великую культуру. На протяжении всей российской истории именно культура сосредотачивала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, во многом определяла влияние России в мире. Без нее невозможно полноценное развитие любого общества, поскольку она влияет абсолютно на все жизненные сферы. Культура есть симбиоз развития человеческой цивилизации и умения преобразовывать накопленные навыки в определенные формы. Историческое развитие культуры несомненно зависит от деятельности общества и государства.
На уровне государства культура признана стратегическим ресурсом обеспечения инновационного развития, ключевым институтом общественного сознания и системы ценностей. Региональная политика в сфере культуры нацелена на формирование благоприятной культурной среды, создание условий для воспитания духовно-нравственной, творческой, ответственной личности, реализацию творческого потенциала деятелей культуры и искусства, а также широких слоев населения в целом.
Поэтому, в условиях современного развития общества и регионов РФ сфера культуры и искусства является основополагающей сферой общего развития населения РФ и в том числе Санкт-Петербурге.
Благодаря культуре и её «ветвям» повседневная жизнь обычного человека становится более разнообразной. При этом важно обеспечить преемственность между самобытным историко-культурным наследием и современной культурой в сфере интеллектуально-духовной и повседневной деятельности населения, и это важнейшая задача государственного управления в области культуры, осуществление которой представляется в данном контексте весьма актуальным.
Объектом исследования является Санкт-Петербург.
Предметом исследования является управление развитием культуры Санкт-Петербурга.
Цель работы – провести анализ государственного управления в области культуры Санкт-Петербурга.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
– рассмотреть понятие и определить цель государственного управления в области культуры;
– изучить механизм государственного управления в области культуры;
– дать характеристику органа государственного управления в области культуры Санкт-Петербурга;
– провести оценку реализации государственного управления в области культуры Санкт-Петербурга
– выявить проблемы и определить перспективы государственного управления в области культуры Санкт-Петербурга.
Методы исследования. В процессе исследования применялись следующие общенаучные методы исследования: анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, обобщение, описание, систематизация, диалектический метод, метод индукции и дедукции.
Теоретическую основу исследования составляют работы ученых-специалистов в сфере государственного управления в области культуры, таких как: Р. И. Агаев, Л. И. Гатина, Р. Г. Григорян, М. В. Кириллова, И.М. Шейман, А.П. Марков, А. А. Одинцов, А. Ю. Смирнов, С. А. Яковлев и др.
Эмпирическую основу исследования составили данные официальных сайтов Президентского фонда культурных инициатив, администрации города Санкт-Петербурга.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
1. Теоретические аспекты государственного управления в области культуры Санкт-Петербурга
1.1. Понятие и цель государственного управления в области культуры
Государственное управление сферой культуры – это система ценностей человека, регулирующая всю его социальную жизнедеятельность, в последующем это особый социокультурный опыт хозяйствования, традиции воспитания и образования социума – и, наконец, это образ жизни, и целостная, глобальная многоуровневая система с многогранным представлением о мире и его взаимосвязях с людьми. Она соединяет одновременно устойчивость бытия в больших исторических масштабах, но и допускает изменчивость «картины мира» .
Под государственным управлением культурой также понимается правотворческая и исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц по выработке и реализации политики государства по сохранению, развитию и распространению культуры .
Согласно закону РФ о культуре «государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) – это совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры» .
Значение сферы культуры в обществе заключается в выполняемых функциях, таких, как социализация, идентификация, эстетическое удовлетворение, развитие интеллектуальных способностей, сохранение наследия, способствование экономическому росту через креативные индустрии, развитие межкультурного понимания. Исходя из чего, сфера культуры включает в себя такие виды деятельности и взаимоотношений:
1) сохранение и использование культурно-исторического наследия;
2) художественное, эстетическое образование и детское творчество;
3) искусство, творческую, концертную деятельность;
4) организацию досуга и развлечений;
5) этнографические, фольклорные искусства и ремесла;
6) деятельность по обеспечению функционирования сферы культуры (распространение и потребление ценностей культуры, правовое регулирование, финансирование и управление культурой, социальный маркетинг и т.д.).
Говоря о государственном управлении в сфере культуры, является необходимым вспомнить о ее целях. Главная цель – это формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества за счет приоритетного культурного и гуманитарного развития. Этого можно добиться путем доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам, а также безусловным созданием условий для патриотического и эстетического воспитания граждан, чтобы каждый человек мог проявить свою уникальность .
Цель государственного управления сферой культуры также заключается в предоставлении равных прав и создании условий для человеческого творчества по усвоению, созданию, сохранению и распространению материальных и духовных ценностей и норм, без которого невозможно удовлетворить потребности и интересы общества, отдельных социальных групп и личности. Кроме того государство, инвестируя в сферу культуры, вкладывает в развитие человеческого капитала, в качестве и высоком уровне развития которого заинтересовано .
Функционирование всех существующих инструментов управления культурой должно основываться на нормативной базе. Эта база – правовое поле, в котором реализуется культурная политика современной России.
В нынешних условиях управление культурой осуществляют органы государственной власти, соответствующие государственному устройству общества. В управлении отраслью выделяют три уровня: федеральный, региональный (республика, край, область) и муниципальный (городское, сельское поселение).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации 1993. Новая редакция (с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года). – М.: Проспект, 2022. – 116 с.
2. Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-I (ред. от 10.07.2023) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Российская газета. – 1992. – № 248.
3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.05.2004 № 806 (ред. от 23.08.2023) «О Комитете по культуре Санкт-Петербурга» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. – 2004. - № 7.
4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 488 (ред. от 14.04.2023) «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие сферы культуры в Санкт-Петербурге» // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gov.spb.ru.
5. Агаев, Р. И. Государственное управление сферой культуры на уровне региона / Р. И. Агаев // Интернаука. – 2022. – № 46-5(269). – С. 44-45.
6. Гатина, Л. И. Цифровая трансформация государственного управления в сфере культуры в РТ / Л. И. Гатина // Научный альманах. – 2023. – № 6-2(104). – С. 81-84.
7. Григорян, Р. Г. Совершенствование государственного управления в сфере культуры / Р. Г. Григорян // Качество жизни населения и экология : Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 21–22 августа 2023 года / Под редакцией Г.В. Ильиной. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. – С. 41-44.
8. Кириллова, М. В. Основы государственной политики в области культуры / М. В. Кириллова, А. В. Туркулец // Природа. Человек. Культура : Материалы Третьего Международного научно-просветительского форума, Кисловодск, 04–08 октября 2022 года / Под общей редакцией С.Е. Туркулец, Е.В. Листопадовой. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2022. – С. 248-251.
9. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / И.М. Шейман, Л.И. Якобсон, Л.С. Демидова [и др.]. – Москва : Наука, 1995. – 156 с.
10. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. – Санкт-Петербург : Изд-во СПб ГУП, 1997. – 260 с.
11. Одинцов, А. А. Государственно-правовое управление в сфере культуры / А. А. Одинцов, А. В. Туркулец // Природа. Человек. Культура : Материалы Третьего Международного научно-просветительского форума, Кисловодск, 04–08 октября 2022 года / Под общей редакцией С.Е. Туркулец, Е.В. Листопадовой. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2022. – С. 303-306.
12. Смирнов А.Ю. Формирование рациональной системы управления сферой культуры: теоретические и методические подходы: монография / А.Ю. Смирнов. – СПб.: Издат. дом «Герда», 2019. – 384 с.
13. Яковлев, С. А. О Комитете по культуре Санкт-Петербурга / С. А. Яковлев // Молодой ученый. – 2023. – № 13 (460). – С. 132-133.
14. Отчет о работе Комитета по культуре Санкт Петербурга за 2020 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_culture/current_activities/speeches/11810/.
15. Отчет о работе Комитета по культуре Санкт Петербурга за 2021 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_culture/current_activities/speeches/11811/.
16. Посещаемость учреждений культуры в Петербурге за год выросла в два раза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gorod-plus.tv/news/116094.
17. Президентский фонд культурных инициатив / Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://фондкультурныхинициатив.рф/.
18. Президентский фонд культурных инициатив выбрал победителей грантового конкурса. – Режим доступа: https://www.asi.org.ru/news/2022/03/31/prezidentskij-fond-kulturnyh-inicziativvydelit-1-mlrd-rub-na-podderzhku-proektov-v-sfere-kultury/.
19. Статистика посещений учреждений культуры в Санкт-Петербурге / Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_culture/statistic/.
20. Структура ИОГВ – Комитета по культуре в Санкт-Петербурге / Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_culture/iogv_structure/.