Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Общение очень важно для формирования и развития человеческого разума, формирования рационального и культурного поведения. Без него немыслимы процессы воспитания, становления, развития личности, межличностные контакты, управление, обслуживание, научная работа и другая деятельность во всех сферах, требующих передачи, усвоения и обмена информацией. Общение не просто сопровождает деятельность человека, а выполняет самостоятельную функцию, которая через свои продукты (показательные схемы последующей деятельности) направляет всю его последующую жизнедеятельность и дает для нее теоретический инструментарий.
Общение играет важную роль, помогая людям освоить культурные и универсальные ценности и социальный опыт. Общение между людьми приводит к повышению продуктивности памяти, особенно показателей долговременной памяти, способствует слиянию объектов в оценках, мнениях, суждениях. При общении происходит обмен информацией, знаниями, способами действий, совместное обсуждение и выработка гипотез, путей и средств решения проблем, взаимная корректировка, уточнение и обогащение идей и мнений, сужение области поиска, концентрация усилий и т.д. Заинтересованность участников коммуникации в анализе перспектив и зон наибольшей вероятности. В результате общения информационный процесс гуманизируется. Умение эффективно общаться с людьми является неотъемлемой частью успеха в межличностной и профессиональной деятельности. Невербальные средства взаимодействия играют важную роль в общении.
Актуальность проблемы изучения невербального общения личности обусловлена практическими требованиями к использованию психологических средств, оптимизирующих невербальное взаимодействие, которым до сих пор нет достаточно убедительного психологического обоснования. Исследование системы средств оптимизации имеет также диагностическую ценность, поскольку она является одним из показателей развития личности и в некотором смысле ее продуктом и одновременно элементом развития личности.
Научное знание этого процесса и его психологических средств необходимо также для профессионального роста людей, которые по роду своей деятельности занимаются общением и осуществляют психологическое взаимодействие. Насколько далеко зашла проблема. Исследования в области невербального общения начались более 30 лет назад. К настоящему времени по данным темам накоплен большой объем теоретического, аналитического, учебно-методического материала.
Так, различным аспектам невербального общения посвятили свои работы такие авторы, как Аверкина Л.А., Ахьямова И.А., Белякова Н.В., Григорьянц Т.А., Екинцев В.И., Иванов В.Д., Кривых Л.В., Лабунская В.А., Ларионова А.С., Михеева Г.А., Оналбаева А.Т., Орлова М.А., Плетнева Е.Г., Ренц Т.Г., Романова М.В., Самохина М.А., Чиркова Е.И., Чуганская А.А., Эм Е.А. и др.
Разумеется, важность подобных исследований особенно важна для разработки общетеоретических аспектов проблем невербального общения. Однако вопрос о процессах, оптимизирующих невербальное общение человека, остается малоизученным. В настоящее время многое еще неизвестно о системе оптимизирующих сред, их взаимосвязях и управлении.
Целью данного исследования является изучение системы психологических средств невербального общения личности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие, функции и виды общения;
2) проанализировать природу невербального общения;
3) характеризовать невербальные средства общения;
4) определить особенности невербального общения в разных странах.
Объект исследования – невербальное общение людей.
Предметом исследования являются психологические средства невербального общения личности.
Методологическая основа исследования выражается в информационном подходе к изучению невербальных выражений. Эта основа базируется, прежде всего, на индивидуальном распределении коммуникативных потоков, на взаимодействии и взаимовлиянии телесности, социального облика и невербального языка.
В связи с этим считается, что человек обладает всеми структурными и содержательными компонентами «невербального выражения». Оно является отражением его взглядов, эмоций, мыслей и потребностей. Для решения задачи и проверки предположений был выбран набор методов, соответствующий объекту и теме исследования.
В ходе исследования использовались как проективные, так и речевербальные методики.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы для оптимизации различных видов невербального общения (например, профессионального, межличностного) при решении практических задач.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверкина, Л.А. Невербальная коммуникация - важный аспект межкультурной коммуникации / Л. А. Аверкина [Текст] // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 554. - С. 123-133.
2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.
3. Ахьямова, И.А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми / И.А. Ахьямова [Текст] // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. - С. 31-38.
4. Байкулова, А.Н. Дружеское общение в парадигме обыденного общения / А.Н. Байкулова [Текст] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. - 2010. - № 4. - С. 12-16.
5. Белякова, Н.В. Генезис невербальных средств общения / Н.В. Белякова [Текст] // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2009. - № 21. - С. 155-162.
6. Екинцев, В.И. Невербальная коммуникация и ее роль в самоорганизации мыслительной деятельности / В.И. Екинцев [Текст] // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 34. - С. 93-97.
7. Ковалева, С.Ю. Формы невербальной коммуникации / С. Ю. Ковалева [Текст] // Молодежь: образование, наука, творчество - 2019 : Сборник научных трудов по материалам Региональной научно-практической конференции, Ставропль, 19–22 апреля 2019 года. – Ставропль: Общество с ограниченной ответственностью "СЕКВОЙЯ", 2019. – С. 81-83.
8. Ларионова, А.С. Основные компоненты агрессивной вербальной и невербальной коммуникации / А.С. Ларионова [Текст] // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. - 2008. - № 3. - С. 8-13.
9. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. - М.: Владос, 2001. - 345 с.
10. Михеева, Г.А. Невербальные средства общения субъектов образовательного процесса вуза / Г.А. Михеева [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 65. - С. 427-435.
11. Невербальные средства коммуникации / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Е. А. Молчанова, Е. В. Часовских [Текст] // Вестник научных конференций. – 2022. – № 11-2(87). – С. 129-130.
12. Новикова, О. А. Невербальная коммуникация / О. А. Новикова [Текст] // Столица науки. – 2020. – № 6(23). – С. 457-463.
13. Розинова, А. В. Невербальная коммуникация / А. В. Розинова, Д. В. Сорокина [Текст] // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 10-4(78). – С. 130-132.
14. Сухов, А. Н. Социальная психология общения и отношений / А. Н. Сухов [Текст] // Человеческий капитал. – 2023. – № 1(169). – С. 182-191.
15. Тимохина, А. В. Невербальная коммуникация и ее признаки / А. В. Тимохина [Текст] // Вестник науки. – 2022. – Т. 5, № 7(52). – С. 73-76.