Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Группа – это относительно обособленное объединение небольшого количества людей, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некотором общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом, либо же групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в нем .
До настоящего времени общепринятой трактовки и типологии группы не существует ни в отечественной, ни в зарубежной науке. Социальную группу можно определить как объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно необходимые функции в структуре социального разделения труда и деятельности.
При достижении участниками индивидуальных и общих целей группа проходит через явления групповой динамики, или через определенный стадии развития. Принципы развития групп между собой похожи, даже если у групп разные цели, стили, методы работы. Но содержательная часть этапов может отличаться. Зная этапы развития группы, можно предугадать, каким будет следующий шаг в развитии группы. Данный подход можно применять в организационной, управленческой, психологической и другой работе.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы развития группы в социальной психологии.
Задачи:
- рассмотреть определение и функции группы;
- изучить формальные и неформальные социальные группы;
- проанализировать групповые роли;
- описать фазы развития группы; вклад Курта Левина в изучение группы;
- изучить факторы, влияющие на развитие групповой динамики .
Объект исследования – группа в социальной психологии.
Предмет исследования – вопросы развития группы.
1 Сущность группы и динамика ее развития
1.1 Группа: определение, функции
Современное общество пронизано сетями социальных отношений между работниками фирм, которые в свою очередь выступают устойчивыми системами связей между индивидами. Именно формальные и неформальные связи (сети) и управляют деятельностью фирм.
Он делает акцент в деловой экономической жизни на персональных личностных отношениях и социальных сетях, которые снижают трансакционные издержки и вероятность оппортунистического поведения. Люди более склонны доверять информации, основанной на личном опыте, поскольку лучшей информацией, чем известность о ком-либо как о человеке, на которого можно положиться, является информация от вызывающего доверие осведомителя о том, что он имел дело с этим человеком и находит его таковым. Но, одновременно, социальные сети, которыми пронизаны все сферы деятельности, могут привести к сложным конфликтным ситуациям. Определенные виды преступлений просто невозможно совершить без доверительных отношений. Поскольку личные отношения имеют достаточно большую силу, такие случаи редки, но, тем не менее, эта сила не беспредельна .
В случае, когда партнеры имеют давний опыт сотрудничества на рынке, они готовы пожертвовать многим и пойти на значительные уступки ради поддержания этих отношений. Слепое следование контракту может сильно повредить интересам фирмы, исключить ее из сети социальных отношений, испортить имидж и повысить трансакционные издержки. В конечном счете доверие является лучшим средством для борьбы с нарушением взаимодействия.
Данная теория позволяет объяснить существование на рынке большого количества мелких и средних фирм, успешно конкурирующих на рынке с огромными корпорациями. При этом, в случае возникновения конфликта, экономически равные фирмы оказываются в неравном положении политически.
Тогда одна фирма, занимающая на рынке доминирующее положение, выигрывает, другая склонна скорее уступить ей, чтобы уменьшить свои потери. Это не означает, что она полностью подчинится, достаточно просто удовлетворить требования. Личные связи особенно важны в условиях дефицита финансовых ресурсов или интеллектуального потенциала, когда именно они могут служить залогом под финансовые кредиты или инструментом подбора квалифицированного работника, действительно обладающего необходимой компетенцией .
Доверие опирается на общность интересов и ценностей, поскольку общность целей порождает не доверие, а трезвый рациональный расчет и прогнозирование действий контрагентов (рефлексивное управление).
Социальная группа – относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами. Данное понятие относится к наиболее фундаментальным в современной социологии. В основе объединения в группы лежит общий для всех ее участников интерес, выраженный определенным набором целей. Социальная группа – это связующее звено между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа – это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы.
Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как объединение индивидов, общающихся друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. В предоставленных определениях социальной группы выделяются четыре основные черты:
1) взаимодействие,
2) принадлежность,
3) единство,
4) разделяемые ожидания.
Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:
1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространственно-временном измерении;
2) относительно высокой степенью единства и сплоченности;
3) отчетливо выраженной однородностью состава, т.е. наличием устойчивых признаков, характерных для всех индивидов, которые входят в группу;
4) принадлежностью к более широким общностям людей в качестве структурных образований;
5) социальным контролем.
Социальные группы необходимы человеку для удовлетворения его потребностей и жизнеобеспечения. Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:
1) социализации, которая обусловливает развитие человека, овладение им необходимыми социальными умениями и навыками;
2) инструментальную, которая обеспечивает организацию совместной деятельности людей;
3) экспрессивную, которая удовлетворяет эмоциональные потребности людей в одобрении, уважении, доверии; человек получает удовольствие от общения с близкими и понимающими его людьми группы;
4) поддерживающую, когда люди стремятся к объединению друг с другом в трудных ситуациях, ищут психологическую поддержку именно в группе, чтобы ослабить чувства тревоги, беспокойства и неопределенности.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Анохин А. М., Коммуникативные стили в адаптационных процессах // Прикладная психология и психоанализ. — 2018. — N 4. — С. 24-26
2) Багратиони К., Управление рисками в проектах: психологический подход // Проблемы теории и практики управления. — 2019. — № 5. — С. 100-105
3) Бойко С.В., Покровская Н.Н., Тамбиев С.Г. Групповая динамика. Формирование команд//НАУЧНАЯ МЫСЛЬ. 2018. № 4. С. 30-32
4) Гостенина В. В., Баязитов А. В. Групповая динамика и ее влияние на индивида// Современные исследования основных направлений технических и общественных наук: материалы международной научно-практической конференции / Под редакцией профессора Насретдинова И.Т. – Казань: Изд- во «Печать-сервис XXI век, 2017. С. 291-296
5) Зерчанинова Т.Е., Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. — Москва : Издательская группа "Логос", 2020. — 304 с.
6) Кичаева Е.В. Понятия малой группы и коллектива // В сборнике: Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 258-265
7) Лисова Е. Н., Группа как объект: незрелость или деструкция? // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2020. — № 1. — С. 22-33.
8) Мамонов Е., Учимся управлять групповой динамикой тренинга // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. — 2020. — № 3. — С. 54-56
9) Мартынова В.С. Групповая динамика: власть и личное влияние на коллектив//МОЛОДЁЖЬ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. Сборник научных статей XLVII региональной студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть 1. Омск, 2023. С. 114-116
10) Нестик Т. А., Анализ больших данных в психологии и социогуманитарных науках: перспективные направления исследований // Психологический журнал. — 2019. — Т. 40, № 6. — С. 5-7
11) Паладийчук А. Ю. Вклад Курта Левина в развитие тренинговых учебных групп//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. 2019. № 1. С. 28-29
12) Сикорский И. А., Социальная солидарность как социологическая категория // Социальная политика и социология. — 2022. — Т. 21, № 3 (144). — С. 150-156.
13) Смолярова А. С., Роль публичной сферы в интеграции мультикультурного общества // Власть. — 2018. — № 7. — С. 50-55
14) Drucker Peter F. The Practice of Management. New York: Harper & Row, 1954.
15) Katz D., Kahn R. L. The Social Psychology of Organizations. New York: Harper & Organizations; Wiley, 1966.