Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Религия и различные ее конфессии как отражение культурных потребностей и норм морали общества имеет свойство зависеть от политических, социально-экономических, культурных изменений, происходящих в жизни людей. Осмысление пройденных этапов является способом рождения новой мысли, способствующей разрешению насущных трудностей.
Необходимость отвечать требованиям времени – задача религии. Появление новых религиозных течений, ответвлений, различная трактовка священных текстов и изменение отношения человека к Богу и с Богом становится одним из главных вопросов сразу нескольких наук современности. В этом смысле возникает необходимость возврата к истокам существующих конфессий, их переосмысления, что позволяет понять закономерности развития, и их критики, ибо, как известно, религия обслуживает политику и является мощнейшим инструментом влияния, а с изменением условий жизни, политической ситуации, возможностей и потребностей социума, взгляды на эту сторону также претерпевают изменения и должны отвечать изменениям в обществе. Поэтому обращение к эпохе Реформации как эпохе зарождения новой конфессии с принципиально новым взглядом на вероисповедание и его ключевые вопросы, основоположником которой стал М. Лютером (1483–1546) и его сподвижники, является актуальным вопросом. Тем более это становится интересным, если принять во внимание, что сегодня в мире насчитывается порядка 75 млн. людей по всему земному шару, исповедающих лютеранство, а в некоторых странах, например, в Дании, лютеранская религиозная община является ведущей и наиболее влиятельной.
В своей работе мы ставили целью осветить сущность религиозных взглядов Мартина Лютера, их практическую реализацию. Фундаментальными трудами в этой области явились сочинения Мартина Лютера , комментарии к ним и современная их трактовка .
Задачи наши следующие:
• осветить общественно-политическую ситуацию Германии периода Реформации, определив предпосылки возникновения религиозных воззрений М.Лютера;
• изучить материалы исследований богословского наследия Мартина Лютера и их отличия от традиционных католических взглядов;
• выявить, систематизировать основные положения его религиозной концепции, касающиеся всех сфер жизни общества;
• установить точки расхождения взглядов Мартина Лютера с католической церквью с обоснованием.
Объектом исследования является зарождение новой конфессии христианства в противовес католицизму.
Предмет рассмотрения - религиозные взгляды Мартина Лютера в контексте доминирующей католической конфессии, их конфликт и причины этого конфликта.
Проблемой исследования является недостаточная изученность и современный взгляд на сочинения М.Лютера, посвященные критике католической церкви.
База источников исследования является учебно-методическая литература, созданная Лютером для священников, семейного чтения - Большой Катехизис и Краткий Катехизис.
Основой исследования выбрана методология концепции целостности всемирного историко-религиоведческого, культурологического процесса.
Использованы аналитический (анализ источников), историко-сравнительный (сопоставление воззрений гуманистических, реформационных и контрреформационных взглядов), историко-хронологический (анализ общественно-политической ситуации Германии) методы.
Глава 1. Эпоха Реформации и ее значение в формировании взглядов Мартина Лютера
1.1. Общественно-политическая ситуация в Германии
Для понимания достижений эпохи Возрождения и Реформации в области образования необходимо осветить вопрос экономической, социальной и культурной ситуации, сложившейся в XIV–XVI вв. в Германии.
ХVI в. характеризуется кризисом римско-каталической церкви, что отразилось на ее учении, культе, институтах, роли в жизни общества, уровне образованности и нравах духовенства. Католическая церковь проповедовала изначальную греховность земного существования человека, прививая таким образом простым людям примирения со своим положением. «Спасением» заведует папская церковь, она распределяет в мире божественную благодать.
Католическое духовенство во главе с папой хотело установить свою гегемонию во всех сферах жизни государства, используя свое политическое влияние, финансовые возможности, а также раздробленность Германского государства. Всюду распространились сборщики церковных поборов, продавцы индульгенций.
Эти действия вызывали недовольства не только среди зарождающейся буржуазии, но и среди крупных светских феодалов.
Огромные суммы поступали из Германии в папскую казну через духовных князей и продавцов индульгенций. Это стало причиной объединения широких слоев населения, возникновения движения Реформации, идеологом которого становится Мартин Лютер. Как результат происходит раскол римской церкви и создание новых вероучений, пошатнулся католицизм как идеологическая сила, защищавшая средневековый строй.
Идейной подготовке Реформации принадлежит гуманистическому движению, хотя оно и не может рассматриваться как прелюдия Реформации . Оба движения были связаны с ростом самосознания личности, Гуманизм обращался к образованной части общества, Реформация – к широким слоям населения.
Гуманистическая культура эпохи Возрождения носила светский характер. Источником всех идей стала античная культура, вера в человека. Здесь гуманисты видели высокие и прекрасные образцы для создания своего мировоззрения. Главное, по мнению А.А. Марьенковой, античная культура открыла Возрождению идеи гуманизма и гармонии .
Исследователь подчеркивает определяющую особенность немецкого гуманизма: немецкий гуманизм по своей внутренней сущности был христианским гуманизмом: «И в таковом своем виде, несмотря на конфликт между гуманизмом и Реформацией, он, подкрепленный усилиями реформаторов, оказал воздействие на преобразование школьного дела в немецких землях» .
Теоретики нового движения провозглашали учение о непосредственной связи человека с Богом, без посредника (церкви), отрицали привилегированность духовенства, отказывались от церковной иерархии. Вторым важным положением идеологии Реформации стало признание Священного писания как единственного авторитета религиозной истины.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Большой катехизис д-ра Мартина Лютера. Перевод с немецкого Андрея А. Никитина. – Финляндия, 2012. – 160 с.
2. Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера и христианское учение. Составитель и редактор Маркку Сяреля. – Финляндия, 2015. – 296 с.
3. Христианство: энцикл.слов.: В 3 т. / под ред. С.С.Аверинцева. – М.: Большая Рос. Энцикл., 1995. – 738с.
4. Бейнтон Р.Х. На сем стою. Жизнь Мартина Лютера. — "Источник жизни",1996. — 400 с.
5. Всемирная история: Возрождение и реформация. – МН.:Харвест,М: АСТ,2001.-480с.
6. Кюнг, Ганс. Великие христианские мыслители // Пер. с нем., сост., вст. ст. и именной указатель О. Ю. Бойцовой. — СПб.: Алетейя, 2000. — 442 с.
7. Луценко Т.В. Эволюция богословских воззрений Лютера в контексте современности //Научные ведомости, 2010 № 14 (85). Выпуск 13. – с. 234-240
8. Марьенкова А.А. Педагогические аспекты немецкой философии XVI века// Путь науки Международный научный журнал, №9(9), 2014, Том 2 с.118-120.
9. Полякова М.А. Реформа церкви и начало регламентации всеобщего народного образования в немецких землях//Религиоведение, № 3, 2014, с.12-20
10. Порозовская Б.Д. Мартин Лютер (библиографический очерк). С.Петербург.: Типография Высочайше утвержд. товарищества "Общественная польза", 1898 г. - 112 с.
11. Фокин И. Л. Всемирно-историческое значение Реформации и 95 тезисов Мартина Лютера//Международная научная конференция: 500 лет Реформации и Нового времени 1517-2017,Выпуск № 1 (2015), с.3-14
12. Лютеранское наследие – www.lhf.ru/np/95t.htm. Опубликовано с разрешения. Легендарное произведение "Диспут доктора Мартина Лютера о силе индульгенций, состоящий из 95 тезисов, или положений против торговца отпущениями Иоганна Тетцеля, проповедника ордена, прибитых к воротам Виттенбергской церкви в день Всех Святых, 31 октября 1517 года".
13. Только Христос. Мартин Лютер. К христианскому дворянству немецкой нации. Интернет-источник. [Режим доступа]:
https://www.soluschristus.ru/biblioteka/istoriya_cerkvi/k_hristianskomu_dvoryanstvu_nemeckoj_nacii/ Дата обращения: 18.05.2018 г.