Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Эмоциональная сфера личности тем или иным образом влияет на многие аспекты жизни всего общества. Одной из важнейших составляющих внутреннего мира человека, его эмоциональной жизни является любовь. Изучение понятия «любовь» обусловлено его универсальностью и разносторонностью, противоречивостью и глубиной.
Будучи по своей сути сложным и неоднозначным явлением, любовь - это глубокая привязанность и влечение к одному человеку или другой реальности. Уникальность понятия любви обусловлена тем, что в нем пересекаются духовные, личностные, биологические и социальные факторы.
Особый характер изучаемого концепта позволяет говорить об особенностях их восприятия в рамках отдельных культур, особенно Франции. Специфика понимания понятия «любовь» связана с общим взглядом на это явление, а также с представителями отдельных культур, особенностями конкретной культуры и индивидуальными аспектами взглядов на нее ее носителей.
Актуальность изучения концепта «любовь» на примерах французских произведений, в первую очередь, обусловлена особым статусом этого концепта в сознании представителей двух культур, а также подробностями французских взглядов на него.
Изучение природы концепта «любовь» как одной из основ человеческого мышления отражены в работах многих ученых-лингвистов. Природа концепта, его роль в конкретной культуре и различные способы понимания этого феномена отражены в работе С.А.Аскольдова «Концепты и слова: русская литература», С.Г. Воркачева «Лингвистика и культура, языковая личность, концепты: формирование человекоцентричной парадигмы в лингвистике».
Эмоциональная концепция любви как языка содержится в работе А.А.Ивина «Многообразный мир любви», Н.А.Бердяева «Смысл творчества. Философия любви», Э.Фромма «Психоанализ и религия. Сумерки богов», С.Г. Воркачева «Концепт любви в языковом сознании».
Цель исследования: проанализировать особенности базовой ценности «любовь» в французской лингвокультуре на примере произведений Анны Гавальда.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие базовых ценностей;
2. Изучить выражение базовых ценностей в французском языке;
3. Рассмотреть культурное содержание концепта «любовь» в французском языке;
4. Провести анализ конкретных слов и выражений, относящихся к ценности «любовь» на примере произведения на французском языке.
Объект исследования: базовые ценности.
Предмет исследования: базовая ценность «любовь» в французской лингвокультуре.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в том, что она может быть применена в курсовых, диссертационных и научных работах.
Структура. Работа включает в себя введение, две главы (теоретическую и аналитическую), заключение и список источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ИХ СТРУКТУРА В ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Понятие базовых ценностей
Базовые ценности являются результатом влияния истории и культуры на человека, а также результатом личностной ориентации, расстановки приоритетов в течение жизни. Ценность - это смысл чего-либо. Существует онтологический центр и распространенная антропоцентрическая интерпретация ценности.
В онтологии содержится, что там, где есть члены системной структуры и иерархии, ценностные отношения присутствуют повсюду. Другими словами, в данном случае идентификация ценности как элемента важности для достижения функции компонента системы более высокого уровня приобретает значение неосязаемого функционального механизма, обеспечивающего целостность системы [1, с. 88].
Точка зрения социального антропоцентризма основана на том факте, что ценностные отношения и ценностная форма мирового развития являются исключительно человеческими характеристиками. Однако в этом случае онтологическая центральная интерпретация ценности также невидима.
С одной стороны, ценности - это те «ценностные ориентиры», которые выражают взаимосвязь между выживанием человека и окружающей средой и средой обитания человека: обществом, людьми, страной, поселком и природой. В то же время ценность выражает важность чего-либо для человека, группы людей и общества.
С другой стороны, ценность выражает важность действий, их работы, их деятельности для суперсистемы: природы, биосферы, земли, вселенной и т.д. В этом контексте все ценности развиваются в истории, обществе и культуре, в которых сосредоточен живой исторический опыт выживания коллективов и общественных групп: расы, этнической принадлежности, общества, страны и местной цивилизации.
Ценности могут быть социальными, материальными и интеллектуальными, а также базовыми, человеческими. Универсальная или общечеловеческая ценность - это высший уровень абстракции, и ее выражение заключается в разнообразии культуры, местной цивилизации, мышления, социальной системы и т.д.
Основная ценность личности часто становится предметом экспериментального исследования для исследователей. Этот интерес обусловлен тем, что ценности человека отражают его культуру, уровень развития, желания, потребности и мотивацию. По ним можно судить о методах и приемах самореализации личности [5, с. 4].
Примером исследования базовой ценности экспериментов является анализ, проведенный Стивеном Райсом из Университета штата Огайо. Он опросил более 2 500 000 человек в возрасте от 12 до 76 лет, представляющих все расы и социальные группы, а также различные профессии. Ему удалось выявить 16 факторов - базовых ценностей, которые влияют на выбор человеком своей деятельности и показывают общее отношение к жизни. Основные ценности Стивена Райса:
- авторитет (или власть) - потребность во влиянии;
- независимость - необходимость полагаться только на себя;
- любознательность - потребность в приобретении новых знаний;
- признание другими - потребность быть принятым другими;
- честь - верность своей семье;
- идеализм - потребность в социальной справедливости;
- любовь;
- еда и физическая активность;
- мир - потребность в эмоциональном спокойствии и др.
Следовательно, за ценностями человека стоят его потребности, которые влияют на деятельность индивида, что мотивирует его предпринимать действия для достижения желаемого результата.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абульханова - Славская, К.А. Стратегия жизни и базовые ценности / К.А. Абульханова - Славская. - М.: Вита, 2021. - 245 с.
2. Анцыферова, Л.И. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу // Вопросы психологии. - 2020. - № 3. - С. 34-38.
3. Гильдебранд Д. Метафизика коммуникации: исследование сущности и ценности общественных отношений / пер. с нем. А. И. Смирнова. – СПб.: Алетейя: Ступени, 2020. - 372 с.
4. Елишев С. О. Изучение понятий ценность, ценностные ориентации в междисциплинарном аспекте // Ценности и смыслы. - 2021. - № 2 (11). - С. 82-96.
5. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2022. - С. 166-205.
6. Кошелева, Н. Человек в шестнадцати измерениях // Директор по персоналу. - 2019. - № 40. - С. 52-62.
7. Кумахова Л. М. Условия осмысления сущностного понятия милосердия как общечеловеческой ценности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - Нальчик: Изд-во «Кабардино-Балкарский государственный университет», 2019. - № 47. - С. 75-80.
8. Лосский Н. О. Характер русского народа / Н.О. Лосский. – М.: Наука, 2020. – 215 с.
9. Магун В. С., Руднев М. Г. Базовые ценности россиян / В.С. Магун. – М.: Наука, 2019. – 375 с.
10. Магун В. С., Руднев М. Г. Динамика базовых ценностей // Сборник материалов. - Москва: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, 2019. - С. 651-653.
11. Малисова, И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности // Психологический журнал. - 2020. - № 4. - С. 92 - 102.
12. Мотков, О.И. Личность и психика: сущность, структура и развитие / О.И. Мотков. - Самара: Бахрах, 2020. - 345 с.
13. Мотков, О.И. Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности / О.И. Мотков. - М.: Вита, 2019. - 245 с.
14. Мотков, О.И. О парадоксах процесса самоактуализации // Магистр. - 2020. - № 6. - С. 84 - 95.
15. Петракова, Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно - нравственном воспитании учащихся / Т.И. Петракова. – М.: Институт общего образования МО России, 2022. - 127 с.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Спб.: Питер, 2020. - 248 с.
17. Румянцева, О.М. Самореализация личности в контексте гуманизации образования // Юбилейный сборник трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - 2019. - С. 165 - 168.
18. Субетто, А.И. Ценности в системе общественного интеллекта // Академия тринитаризма. - 2020. - № 77. – С. 210-225.
19. Шалгина Е. А. Фрейм-анализ концепта «Милосердие» // Теоретическая и прикладная лингвистика. - 2020. - Т. 6. - № 1. - С. 186-199.
20. Шварц Ш. Уточнённая теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики, - 2019. - Т. 9. - № 1. - С. 43-70.
21. Гавальд А. Просто вместе. Электронный ресурс: https://www.labirint.ru/books/692221/