Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Практика инициативного бюджетирования в РФ 5
1.1 Инициативное бюджетирование как инструмент сбалансированного развития РФ 5
1.2 Инициативное бюджетирование в России: развитие, промежуточные результаты 8
1.3 Цифровые технологии в инициативном бюджетировании 12
1.4 Перспективы активизации участия населения РФ в решении вопросов местного значения 16
Глава 2. Практика инициативного бюджетирования за рубежом 19
2.1 История развития инициативного бюджетирования в зарубежных странах 19
2.2 Современный опыт использования партисипаторных практик и механизмов инициативного бюджетирования: США и Португалия, Армения, Польша 22
2.3 Партисипаторное бюджетирование в Италии, Азии, Южной Африке, Индии 26
Заключение 32
Список использованных источников 35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общемировые тренды развития системы публичного управления такие как обеспечение открытости и прозрачности, расширение использования в деятельности органов власти цифровых технологий спровоцировали значительные изменения в системе местного самоуправления. В последние годы в фокусе внимания исследователей и практиков муниципального управления находятся способы, инструменты и технологии вовлечения жителей в осуществление местного самоуправления, обеспечения понятности действий муниципальных органов, в том числе в сфере бюджетного процесса, формирования открытого диалога населения и власти. На все эти задачи работает технология инициативного бюджетирования, хотя основной замысел ее применения на муниципальном уровне изначально заключался в повышении эффективности управления бюджетными расходами . Данная технология, прототипом которой в международном опыте публичного управления является партисипаторное бюджетирование, в России прошла несколько этапов становления и внедрялась в субъектах федерации ассиметрично. В частности, анализ регионального опыта свидетельствует, что отдельные практики вовлечения граждан в процесс принятия бюджетных решений в регионах формировались с 2007 года при содействии Всемирного банка.
Целью данной работы является рассмотрение отечественного и зарубежного опыта инициативного бюджетирования.
Задачи:
- описать инициативное бюджетирование как инструмент сбалансированного развития РФ;
- рассмотреть инициативное бюджетирование в России: развитие, промежуточные результаты;
- проанализировать цифровые технологии в инициативном бюджетировании;
- описать перспективы активизации участия населения РФ в решении вопросов местного значения;
- рассмотреть историю развития инициативного бюджетирования в зарубежных странах;
- проанализировать современный опыт использования партисипаторных практик и механизмов инициативного бюджетирования: США и Португалию, Армению, Польшу; Италию, Азию, Южную Африку, Индию.
Объект исследования – инициативное бюджетирование.
Предмет исследования – опыт отечественного и зарубежного инициативного бюджетирования.
Глава 1 Практика инициативного бюджетирования в РФ
1.1 Инициативное бюджетирование как инструмент сбалансированного развития РФ
Инициативное бюджетирование – это совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов. Одновременно с этим инициативное бюджетирование является механизмом определения приоритетов в расходовании бюджетных средств с участием инициативных групп граждан.
Все существующие на сегодняшний день практики инициативного бюджетирования регулируются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .
Очевидно, что люди гораздо больше осведомлены о большинстве проблем их населенных пунктов и, конечно же, выбор граждан более оправдан, чем решение властей. К сожалению, выбор властей, без обсуждения управленческих решений и одобрения гражданами часто приводит к взаимному отказу и росту неудовлетворенности населения результатами деятельности исполнительных органов власти как регионального, так и местного уровня .
От страны к стране, от региона к региону механизмы вовлечения граждан в бюджетный процесс несколько различаются . В своем большинстве в общем виде алгоритм предусматривает следующие этапы:
1. Принятие решения регионального государственного органа о размере бюджетных средств на инициативную программу бюджетирования.
2. Определение структуры и состава практики, ее календарный цикл, определяемые соответствующими нормативно правовыми документами. В редких случаях вносятся изменения в действующее региональное законодательство.
3. Проведение общественных обсуждений, на которых граждане формулируют и обсуждают вопросы, направленные на решение самых насущных проблем. В этих дискуссиях, граждане обмениваются мнениями, формулируют свои предложения и узнают о других предложениях. Для всех важно иметь возможность высказать свое мнение о приоритетах расходов.
4. Затем при участии консультантов происходит отсев тех идей, которые не соответствуют формальным критериям (минимальная и максимальная стоимость реализации проекта, имущественные вопросы, полномочия и др.), после чего проводится голосование, посредством которого граждане выбирают самые важные идеи.
5. При поддержке консультантов и представителей муниципальной администрации, инициативные группы работают над идеями с наибольшим числом поданных голосов, и готовят проектную документацию для них.
6. Реализация проектов обеспечивается финансированием. В некоторых практиках инициативного бюджетирования предусмотрен конкурс: не все проекты выдвигаемые гражданами обеспечиваются финансированием, а только те, которые набрали наибольшее количество баллов в соответствии со сформулированными критериями. Другой особенностью является софинансирование проектов гражданами, количество которых определяется самими гражданами на одном собрании.
7. В соответствии со стандартной процедурой государственных закупок отбираются подрядчики ответственные за практическую реализацию проектов.
8. Проекты реализуются под контролем граждан .
Практика инициативного бюджетирования не только решает местные проблемы, но и имеет ряд положительных эффектов социального характера:
- Определяются и решаются актуальные социальные проблемы местных сообществ;
- Минимизируется коррупции за счет максимальной прозрачности проекта и подлинного общественного контроля за ходом реализации проектов;
- Формируется социальный капитал муниципальных образований;
- Активизируется совместная деятельность власти, бизнеса и населения, формируется общая вовлеченность и ответственность;
- Стимулируется самоорганизация граждан и минимизируются иждивенческие настроения;
- Повышается доверие населения к власти через конструктивный диалог между населением и муниципалитетами;
- Появляются территориальные сообщества граждан, живущих рядом друг с другом и объединенных необходимостью решения общих проблем .
Помимо социальных эффектов, конечно же, имеется и ряд дополнительных экономических результатов практики инициативного бюджетирования, среди которых:
- Снижение стоимости проектов, повышение эффективности расходования бюджетных средств;
- Повышение качества выполняемых работ благодаря общественному контролю;
- Повышение сроков эксплуатации объектов;
- Софинансирование проектов – важный ресурс развития общественных финансов;
- Повышение уровня бюджетной грамотности населения.
Таким образом, инициативное бюджетирование на уровне муниципалитетов выступает как практический инструмент, с помощью которого местное население вовлекается в управление муниципальными финансами, воплощая идею открытого бюджета на низовом бюджетном уровне. Таким образом, граждане активнее вовлекаются и в практики бюджетирования на региональном и федеральном уровнях.
Инициативное бюджетирование в его многогранности, положительном эффекте как экономическом, так и социальном, позволит развивать муниципальные территории. Повысить привлекательность территории проживания для населения, привлечь дальнейшие инвестиции в развитие могут практики инициативного бюджетирования. Конечно, результат будет не быстрым. Однако совместные усилия власти, бизнеса и населения в рамках инициативного бюджетирования позволят постепенно привести регионы к балансу.
1.2 Инициативное бюджетирование в России: развитие, промежуточные результаты
Масштабному развитию инициативного бюджетирования как элементу открытости и прозрачности управления государственными и муниципальными бюджетами способствовала поддержка Министерства финансов России, оказываемая регионам с 2015 года. Просветительская, организационно-методическая и информационно-коммуникационная работа Центра инициативного бюджетирования, созданного в этой связи в Научно-исследовательском финансовом институте Минфина России, предопределила рост числа регионов, реализующих различные формы участия населения в решениях о направлениях расходования бюджетных средств .
В 2016 году по итогам мониторинга таких регионов было 35, в 2019 году – 69. С развитием описываемой технологии в научном и экспертном
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.11.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения 14.11.2023)
2) Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 20.07.2020 N 216-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357761/ (дата обращения 14.11.2023)
Статьи, учебники, монографии
3) Айдапов Д. П. Инициативное бюджетирование как инструмент развития социальной сферы территории//WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS. Сборник статей XLVIII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 297-300
4) Баклаева Н.М. Развитие инициативного бюджетирования в России в условиях цифровой трансформации экономики и общества // Цифровизация: наука и образование в условиях современных вызовов: материалы I Международной межфилиальной научной конференции, г. Ташкент. - Ташкент: Ташкентский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2021. - С. 104-109
5) Бегинина И. С., Развитие инициативного бюджетирования: региональный опыт // Финансы. — 2022. — № 9. — С. 8-15
6) Боярская О. В., Инициативные проекты в местном самоуправлении: демократический институт или коммерческий интерес? // Государственная власть и местное самоуправление. — 2023. — № 4. — С. 38-40
7) Вагин В.В., Шугрина Е.С. Роль инициативного бюджетирования в формировании экосистемы гражданского участия в государственном и муниципальном управлении // Финансовый журнал. - 2021. - Т.13, №2. - С.9–24.
8) Вагин В. В., Инициативное бюджетирование: эволюция теории и практики: Монография. — Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. — 270 с.
9) Гегедюш Н. С., Масленникова Е. В. Цифровые технологии в инициативном бюджетировании//МУНИЦИПАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ. 2021. № 1. С. 125-127
10) Левина, В.В. Особенности и проблемы региональных практик инициативного бюджетирования [Текст] / В.В. Левина // Финансовый журнал. – 2021. – Т. 13. – № 4. – С. 110-121
11) Лихолетова Н.В. История развития инициативного бюджетирования в зарубежных странах//ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ НАУКИ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 114-116
12) Мошненко О. В., Актуальные вопросы нормативно-правового регулирования инициативного бюджетирования в РФ // Право и государство: теория и практика. — 2021. — № 12, Ч. 2. — С. 244-246.
13) Печенская-Полищук, М.А. Развитие партисипаторного бюджетирования как фактор роста бюджетного потенциала территории [Текст] / М.А. Печенская-Полищук // Проблемы развития территории. – 2020. – № 5 (109). – С. 49-66.
14) Розе Н.Ш. Анализ зарубежного опыта использования партисипаторных практик и механизмов инициативного бюджетирования// СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ ГАНУ "ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН". Том Выпуск 2. Уфа, 2017. С. 50-61
15) Романов С.В., Багдасарян Т.А., Вагин В.В. Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. М., 2020. 82 с.
16) Стырин Е.М., Дмитриева Н.Е., Синятуллина Л.Х. Государственные цифровые платформы: от концепта к реализации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 4. С. 31-60.
17) Фадейкина Н.В. Инициативное бюджетирование как инструмент системы общественных финансов // Сибирская финансовая школа. 2020. № 1 (137). С. 52–57.
18) Щербакова Д.В. Инициативное бюджетирование как инструмент сбалансированного регионального развития РФ/ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА В ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ МАСШТАБАХ. Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 216-219
19) Шпарова С. С., Инициативное бюджетирование как инструмент развития экономики страны: практика и тенденции развития в Российской Федерации // Аудиторские ведомости. — 2022. — № 2. — С. 74-77.
20) Яралян Н. А., Новикова И. И. Практика внедрения инициативного бюджетирования в России и за рубежом//СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ТЕРРИТОРИЙ: В ПОИСКЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ. Сборник научных статей 3-й Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. Том 2. 2020. С. 269-272