Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим элементом хорошо функционирующей социальной системы является социальная защита и социально-экономическая поддержка населения. В условиях цивилизации, технического прогресса, развития культуры, распада семейно-общинных связей и соответствующих органов управления государство все больше берет на себя функцию гаранта социальной защиты личности. В настоящее время социальная защита семьи, обеспечение ее прав и прав ребенка регулируется Конституцией РФ [1] (далее – Конституция РФ), в частности ст.38 Конституции РФ, которая гласит, что "материнство, детство и семья находятся под защитой государства".
Актуальность темы исследования. Реализация мер государственной поддержки семьи должна основываться на сотрудничестве между федеральными и региональными органами власти. Региональная социальная политика направлена на защиту прав и интересов семьи, создание условий для ее функционирования в соответствии с федеральным законодательством. В условиях социально-экономического кризиса важнейшей задачей региональной политики является реализация дополнительных мер по поддержке семьи. Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" [4] (далее - ФЗ от 19.05.1995 №81-ФЗ) устанавливает единую систему государственных пособий при рождении ребенка и по уходу за ребенком для граждан, имеющих детей, и обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие правовые основы предоставления единовременного пособия при рождении ребенка в Российской Федерации.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права социального обеспечения, регулирующие правовые основы предоставления единовременного пособия при рождении ребенка в Российской Федерации.
Целью исследования является анализ правовых основ предоставления единовременного пособия при рождении ребенка в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть историю становления и развития законодательства о государственных пособий гражданам, имеющих детей;
2.дать общую характеристику единовременного пособия при рождении ребенка в Российской Федерации;
3.исследовать проблемы судебной практики при взыскании единовременного пособия при рождении ребенка;
4.проанализировать особенности обращения в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров при взыскании единовременного пособия при рождении ребенка.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство в сфере социальной защиты семей, воспитывающих детей в РФ; постановления судебных инстанций РФ и материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Зыков С.В., Журавлева О.О., Касаткина А.Ю., Костина С.Н., Павлюткин И.В., Тарусина Н.Н., Чирков С.А. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем предоставления единовременного пособия при рождении ребенка в Российской Федерации.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ПОСОБИЯ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.История становления и развития законодательства о государственных пособий гражданам, имеющих детей
Социальное обеспечение занимает одно из важнейших мест в жизни общества, напрямую зависит от уровня экономического развития и тесно связано с государственной политикой и социальным обеспечением. Содержание, виды и масштабы социального обеспечения постоянно меняются и формируются под влиянием развития системы социального обеспечения страны (социальной защиты) [10, с.102].
На протяжении всего развития человечества люди сталкивались с множеством проблем, связанных с содержанием пожилых людей, инвалидов и детей. В первобытнообщинных системах люди все еще боролись за пропитание, больные и слабые в семье были обречены на смерть, а община не могла поддержать больных. Беременные женщины и маленькие дети, пытающиеся содержать семью, имели преимущество. В рабовладельческий период забота о стариках, женщинах и детях была в первую очередь обязанностью семьи. Дети, достигшие определенного возраста, должны были заботиться о своих старых родителях, а за маленькими детьми присматривали их родители [15, с. 41].
В первом веке до нашей эры в Риме зародился прообраз социального обеспечения. В то время для свободных римских средних и бедных слоев населения существовали так называемые "коллегии самопомощи". Средства этих организаций использовались для распределения среди больных, престарелых и раненых. Эти "общественные организации помощи гражданам" или "коллегии самопомощи" были основаны на личной поддержке самих работников, и рабовладельцы не принимали в них никакого участия.
В период римского рабовладения было достаточно много войн, порабощение народов, завоевание и разграбление регионов и целых стран процветало в этот период. В результате многие погибли, а их жены и дети остались без кормильцев. Именно здесь зародились первые пособия. Они выплачивались раненым, вдовам и сиротам после смерти воина. Вдовам и сиротам выплачивалось пособие в виде земли. Вдовам и сиротам выдавались привилегированные акты, освобождающие их от налогов, торговых пошлин и всех повинностей. Этими льготами пользовались и бывшие военные, то есть бывшие воины и их семьи [16, с. 21].
За рабовладельческим периодом последовал феодальный период, характеризующийся преимущественно самодостаточной экономикой. Основой этого периода была семья. Семья отвечала за материальное обеспечение пожилых и немощных людей. В этот период возникло своего рода социальное пособие. Оно распространялось на тех, кто был не способен к труду и не имел какого-либо хозяйства.
Это "пособие" не было декретировано. Позже появились и другие денежные пособия, но они носили характер наград и наказаний. Они выдавались важным сановникам, епископам, префектам и т.д., которые оказали монарху определенные услуги. Вероятно, это был первый прообраз пенсий. Таким образом, появилась и выплачивалась первая социальная помощь и первые пособия для граждан. Следует отметить, что ни один из прообразов современного социального обеспечения не был официально прописан в правовых источниках.
Изучение процесса развития законодательства о социальном обеспечении граждан, имеющих детей, до Советского Союза показывает, что государственные пособия на детей были довольно слабо развиты в России в XVII-XIX веках, благодаря развитию частных и общественных систем пособий на детей, представлявших собой систему социальных услуг. Впервые она упоминается в XVIII веке.
Первое упоминание о нем появилось только в XVIII веке, когда 4 ноября 1714 года Петр I издал Указ о нуждающихся младенцах, который предусматривал денежное пособие для младенцев в размере трех рублей в день на ребенка и трех рублей в год и пол-унции хлеба в месяц для женщин, ухаживающих за ними. Эту политику продолжила Екатерина II, которая в 1772 году рекомендовала горожанам принимать незаконнорожденных детей, брошенных родителями на зиму, и платить 10 рублей за двухлетнего, 18 рублей за трехлетнего, 24 рубля за четырехлетнего и 30 рублей за пятилетнего.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации // www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СЗ РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - ст.3.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СЗ РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954
4. Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // СЗ РФ. – 1995. - № 21. - Ст.1929
Материалы судебной практики:
5. Апелляционное определение Московского городского суда от 08.02.2019 № 33-5025/2019
6. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.06.2019 по делу № 33-27703/2019
7. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.06.2019 по делу № 33-27703/2019
8. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.03.2019 по делу № 33-9858/2019
9. Определение Московского городского суда от 06.06.2018 № 4г-7273/2018
Научная литература:
10. Григорьев И.В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
11. Зыков С.В. О государственной правовой семейной политике в РФ / С.В. Зыков // Семейное и жилищное право. 2020. № 1. С. 13 - 17.
12. Касаткина А.Ю. Семья в РФ: проблемы теории и практики / А.Ю. Касаткина // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. С. 7 - 9.
13. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для академического бакалавриата / Е. Е. Мачульская. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 441 с.
14. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 406 с.
15. Спор о взыскании пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2023.
16. Тарусина Н.Н. Семья как общеправовая конструкция / Н.Н. Тарусина // Lex russica (Русский закон). 2020. Т. 73. № 4 (161). С. 21 - 33.