Фрагмент для ознакомления
2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
1.1 Содержание и предпосылки реструктуризации
Реструктуризация проводится специально обученной командой экспертов компании с участием консультантов и активно использует собственные внутренние возможности компании, что зарекомендовало себя как разумный механизм трансформации компании [5].
В этих условиях реструктуризация стала эффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий и рассматривается как комплекс мер по полной адаптации условий деятельности компании к изменяющимся рыночным условиям и стратегиям развития.
Реструктуризация включает в себя совершенствование административной структуры и функций, преодоление технических задержек в деятельности, совершенствование экономической и фискальной политики и на этой основе повышение эффективности производства, повышение конкурентоспособности продукции и услуг, повышение производительности труда, снижение издержек производства и улучшение финансово-экономических результатов.
Началу работы по реструктуризации предшествует комплексная диагностика, результатом которой является набор конкретных мероприятий и связанных с работой преобразований, по результатам которых принимаются решения.
Важно отметить, что необходимость в реструктуризации возникает не только тогда, когда компания и предприятие находятся в дисфункциональном состоянии (сокращение производства и оборота, методы банкротства и т.д.).
Можно сказать, что разработка и масштабная реализация корпоративных планов и планов реструктуризации компаний могут привести к изменению негативных тенденций в экономическом регионе и стране в целом. К сожалению, этот опыт не был полностью обобщен и формализован, что препятствует его широкому распространению.
Важнейшей задачей радикальных реформ, проводимых в нашей стране, является реформирование предприятий, их организационной структуры и методов управления.
Рыночные отношения открыли перспективы для российских компаний, но очевидно, что у многих компаний мало шансов «выжить» под давлением конкуренции и новых условий ведения бизнеса без серьезной реструктуризации. Экономика наследует структуру, при которой ресурсы (капитал, рабочая сила, земля и предпринимательство) недостаточно используются крупными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями [16].
В экономической литературе встречаются следующие определения понятия реструктуризации:
- реструктуризация направлена на обеспечение эффективного использования природных ресурсов, что приводит к увеличению стоимости бизнеса;
- реструктуризация - это изменение структуры производственной системы с целью стабилизации и создания условий для оптимального управления, то есть для восстановления функционального состояния системы;
- реструктуризация является важным этапом подготовки компании к достижению уровня эффективности, гарантирующего ее конкурентоспособность.
Реструктуризация - это комплекс мер по корректировке условий деятельности предприятия в соответствии с изменяющимися рыночными условиями и стратегиями развития. Реструктуризация включает в себя совершенствование административной структуры и функций, преодоление технических задержек в деятельности, совершенствование экономической и фискальной политики и на этой основе повышение эффективности производства, повышение конкурентоспособности продукции и услуг, повышение производительности труда, снижение издержек производства и улучшение финансово-экономических результатов.
Реструктуризация осуществляется на основе так называемого бизнес-плана или его более традиционной версии - организационного проекта, представляющего собой модель развития корпоративной структуры и функций на основе поставленных задач [17].
Реструктуризация является эффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности компании (организации), поскольку она может значительно повысить эффективность при минимальных затратах на внедрение.
Редко организационные и другие изменения происходят исключительно из-за внутренних проблем в компании. Чаще всего они являются реакцией на внешнее давление. Под воздействием неожиданных изменений во внешней среде организации вынуждены срочно менять свои рыночные стратегии. Это привело к появлению новых (дополнительных) видов деятельности, требующих приобретения новых навыков и создания новых отделов; другими словами, это требует переоценки и корректировки всех ключевых элементов управления: стратегии управления, структуры, систем и процедур, состава персонала, стиля управления, суммы навыков персонала, общих ценностей.
Основными целями реструктуризации являются:
- создание бизнес-ассоциаций между производственным, торговым, научно-техническим и финансовым секторами для обеспечения дальнейшего роста производства конкурентоспособной продукции;
- увеличение числа малых предприятий с 5 млн до 6 млн, принимая во внимание их возросшую роль в выполнении заказов населения и крупных компаний;
- повышение роли корпоративной системы (главным образом межведомственной) в укреплении экономических, межрегиональных и межстрановых связей, способствующих формированию свободного экономического пространства и справедливого общего рынка;
- укрепление финансово-экономических условий предприятий.
Для достижения этих целей необходимо учитывать прогрессивный опыт международного менеджмента, возрастающую роль корпоративной системы в ускорении национальных планов, а также экономическую и социальную эффективность производства.
С применением формы коллективного управления производством мир вступил в новый исторический период постиндустриального развития. Сформировался новый тип предприятия, представляющий собой производственный, коммерческий и финансовый комплекс с развитыми маркетинговыми службами и научно-технологическими подразделениями.
Теперь компании могут создавать конкурентоспособные продукты и инвестировать за счет собственных ресурсов и банковских кредитов. Они могут напрямую устанавливать устойчивые экономические связи с потребителями и совместно повышать качество продукции [18].
Ориентируясь на потребности платежеспособности, компании организуют своевременную продажу своей продукции, и практически нет необходимости в независимых спекулятивных торговых организациях.
Представляется целесообразным повысить роль правительства и федеральных структур в выполнении задач по реструктуризации компаний, организации и фактической деятельности. Для создания производственных, торговых и финансовых ассоциаций на базе компании, включая крупные ассоциации, такие как транснациональные компании и предприятия, межведомственный отдел должен давать обоснованные рекомендации компании.
Важно, что благодаря реструктуризации и реформированию предприятий повышается эффективность производства за счет ускорения НТП и внедрения новейших технологий. Только таким образом можно привлечь ресурсы для инвестиций и обеспечить устойчивый экономический рост. Эта задача наиболее успешна для крупных межведомственных компаний. Коммерческие банки, входящие в состав этих компаний, помогают им эффективно вести бизнес.
Малые предприятия эффективны в переработке сырья и производстве конкурентоспособной продукции, а также в повышении научно-технического уровня производства конечной продукции, но в составе компании. Это позволяет включить многие из них в бизнес-систему.
1.2 Стратегии и цели корпоративной реструктуризации
Многие компании активно используют стратегии внутреннего роста для максимальной реализации планов и поддержания компании как активной компании, стремящейся привлечь внешние факторы роста. Это направление процесса реструктуризации называется «стратегией» [2].
В первом стратегическом направлении целью расширения является увеличение ценности социального капитала за счет следующего:
- приобретения существующей компании (проще приобрести существующую компанию, чем создать новую);
- получения управленческих, технических и производственных преимуществ в случае объединения различных компаний (дополнительные эффекты, когда система дополняет недостающие элементы);
- объединения компании с различными видами деятельности, можно достичь возможных эффектов диверсификации и общего снижения рисков;
- укрепления конкурентного потенциала, обусловленного позицией объединенной компании на рынке;
- синергетического (системного) эффекта (этот эффект возникает, если атрибуты системы в целом превышают сумму атрибутов ее отдельных элементов).
Под слиянием компаний понимается возникновение новой компании, передача ей всех прав и обязанностей двух или более компаний и прекращение деятельности последней. Компании, участвующие в слиянии, заключают соглашение о слиянии, которое определяет процедуры и условия слияния, а также процедуры конвертации акций каждой компании в акции и/или другие ценные бумаги новой компании.
Вопрос о реструктуризации компании в форме слияния выносится на решение общего собрания акционеров объединяемой компании, и избирается совет директоров формирующейся компании.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балукова В.А. Методология корпоративного подхода к реструктуризации промышленных предприятий в условиях российской экономики. – СПб: СПБГИЭУ, 2022. – 204 с.
2. Белых Л.П., Федотова М.А. Реструктуризация предприятия: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. – 399 с.
3. Быстров В.В., Буртылев Д.В. Методологические основы реструктуризации и реинжиниринга бизнес-процессов на рыбопромышленных предприятиях: монография. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2019. – 196 с.
4. Воробьева О.Современная трактовка понятия «реструктуризация»// Проблемы теории и практики управления. – 2020. – № 2. – С.117-126.
5. Голик Ю.Ю. Реструктуризация бизнеса. – М.: Ди джи дизайн групп, 2020. - 72 с.
6. Горелик С.В. Инжиниринговые методы реструктуризации предприятий. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2019. – 179 с.
7. Гританс Я.М. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов: экономические, управленческие и правовые аспекты. – М.: Волтерс Клувер, 2019. – 213 с.
8. Давыдовский Ф.Н. Теоретико-методологические аспекты реструктуризации промышленности: монография. – СПб.: Ин-т упр. и экономики, 2020. – 218 с.
9. Демченко А.А. Маркетинг в основе конкурентоспособности реструктурированного предприятия. – Курск: КГУ, 2019. – 122 с.
10. Дондуков А.Н. Антикризисное управление и реструктуризация предприятий в РФ. – М.: Грааль, 2020. – 465 с.
11. Зыякова Э.Н. Совершенствование механизма реструктуризации промышленных предприятий. – Ижевск, 2020. – 22 с.
12. Карлина Т. Реструктуризация компаний в условиях кризиса // Проблемы теории и практики управления. – 2020. – № 4. – c. 106-114.
13. Козырев В.И. Организационно-экономические аспекты реструктуризации промышленного комплекса на инновационной основе. – М.: Ун-т проблем хим. физики РАН, 2022. – 155 с.
14. Лихачев М. Реструктуризация крупной компании как компонент эффективного управления и инструмент повышения ее конкурентоспособности // Проблемы теории и практики управления. – 2020. – № 3. – С. 23-32.
15. Маймина Э.В. Теоретико-методологическое обоснование реструктуризации деятельности организации. – М: Изд-во МГОУ, 2019. – 153 с.
16. Организационные системы и технологии в области реструктуризации предприятий промышленности. – М.: МГИУ, 2022. – 388 с.
17. Петухова А.Д. Оценка эффективности реструктуризации на основе определения рыночной стоимости бизнеса // Директор-инфо. – 2021. - № 15. – С. 10-12.
18. Рычихина Н.С. Реструктуризация как инструмент достижения стратегической устойчивости предприятия // Экономический анализ: теория и практика. – 2019. - № 10. – c. 57-62.
19. Саксин А.Г. Управление издержками в процессе реструктуризации предприятий: интернациональный подход. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2019. – 333 с.
20. Харченко Н.П. Управление реструктуризацией предприятий в современных рыночных условиях: монография. – Ставрополь: Диамант, 2020. – 58 с.