Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Целью современного дошкольного образование является формирование личности дошкольника через собственную продуктивную деятельность, познавательную активность и творчество детей. Современные инновационные технологии, в отличие от традиционных, когда рассматривались только знания и навыки, предполагают сформированность у субъекта личностные свойства и качества.
Современное занятие в ДОУ выстраивается на основе принципов сотрудничества, активных форм и методов обучения и развития дошкольника, формирование коммуникативных личностных качеств. Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста привлекает внимание многих исследователей. Л.С. Игнатккина, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева и др. рассматривали в своих работах опыт бережного и заботливого подхода к природе. А.К. Матвеева, Н.И. Ветрова и др. рассматривали опыт бережного подхода к природе [2, с. 17].
Перед образовательной средой стоит вопрос главенствующего значения экологического образования и становления личности, которые бы соответствовали всем этим требованиям. Чтобы субъекты образования заботились не только о своём собственном совершенствовании, саморазвитии и благополучии, но и прониклись бы заботой об окружающей природе, мире, человечестве. В настоящее время существует много образовательных технологий, которые позволяют подходить к решению такого рода вопросов индивидуально и дифференцированно.
Перед образовательной средой стоит вопрос главенствующего значения экологического образования и становления личности, которые бы соответствовали всем этим требованиям. Чтобы субъекты образования заботились не только о своём собственном совершенствовании, саморазвитии и благополучии, но и прониклись бы заботой об окружающей природе, мире, человечестве. В настоящее время существует много образовательных технологий, которые позволяют подходить к решению такого рода вопросов индивидуально и дифференцированно.
Для дошкольников также существуют различные технологии и методики, которые позволяют развивать детей и закладывать основы экологической образованности,
Для дошкольников также существуют различные технологии и методики, которые позволяют развивать детей и закладывать основы экологической образованности, которые в дальнейшем обеспечат им правильное понимание вопросов экологической культуры и экологического образования дошкольников.
Несмотря на множество подходов к исследованию экологического образования, эта проблема требует всестороннего дальнейшего изучения и сегодня можно говорить о том, что существует противоречие между обязательным экологическим образованием подрастающего поколения и недостаточностью всевозможных дидактических, методических и диагностических материалов.
Цель работы: разработать комплекс мероприятий по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с использованием новых технологий.
Объект исследования: процесс экологического образования детей старшего дошкольного возраста с использованием новых технологий.
Предмет исследования: содержание экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: экологическое образование детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться успешно, если на занятиях будут использованы новые образовательные технологии и будет разработан комплекс мероприятий по экологическому развитию и образованию.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретической и методической литературы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Изучить средства, методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть новые технологии обучения детей дошкольного возраста в области экологического образования.
4. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста. Рассмотреть связь экологического образования с развитием психических процессов ребенка.
5. Описать педагогические условия экологического образования детей старшего дошкольного возраста с использованием новых технологий.
6. Провести диагностику детей старшего дошкольного возраста (методики для диагностики уровня развития мышления, внимания и экологического образования детей).
7. Разработать методические рекомендации по использованию новых технологий для экологического образования детей.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, эксперимент.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы экологического образования старших дошкольников с использованием новых технологий
1.1. Анализ теоретической и методической литературы по экологическому образованию детей дошкольного возраста
Современный образовательный процесс сегодня регламентируют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). ДОУ работают в рамках ФГОС ДО (дошкольное образование). Элементы экологической направленности при работе с дошкольниками можно использовать как в рамках учебных занятий, так и в ходе игровой деятельности детей. Необходимо, чтобы экологическое образование затрагивало все виды деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы экологическое содержание образования было отражено как в основном содержании дошкольного обучения и развития детей, так и в содержании их дополнительного образования. Само понятие образования, не зависимо от возраста субъекта всегда подразумевает реализацию триединой образовательной цели – это реализация в воспитательном процессе обучения, воспитания и развитие личности субъекта.
В данном контексте термины обучение и воспитание являются неразрывными. Необходимо чтобы в ДОУ в обязательном порядке сохранялась преемственность экологического содержания, поскольку дошкольников постепенно начинают настраивать на будущую учебную деятельность в начальной школе.
Современные образовательные стандарты, помимо знаниевого компонента также подразумевают формирование универсальных учебных действий, что тоже необходимо учитывать в учебном процессе образовательной организации. В многочисленных исследованиях учёных рассматривается важность экологического образования в образовательной организации [15]. В ДОУ происходит интенсивное накопление знаний детей об окружающем мире, способствующее становлению личности и началу формирования экологической образованности старшего дошкольника и младшего школьника (Симонова, 1998).
В современной педагогике и психологии значительное место занимают исследования, которые посвящены экологическому образованию. Под экологическим образованием понимают процесс непрерывного обучения, который ориентирован на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде. При этом формируются взаимосвязи теоретических и практических знаний, ценностей, поведения и деятельности субъектов, которые обеспечивают ответственное отношение человека к окружающей среде.
Не секрет, что в современном мире все более глобальный масштаб приобретают проблемы окружающей среды. Их относят к экологическим проблемам. Они возникают из-за перенаселения, поскольку численность населения планеты постоянно увеличивается, из-за растущих потребностей мирового хозяйства энергией и природными ресурсами и др. [14].
Исследователи Э.В. Гирусов, А.Н. Кочергшин, Ю.Г. Марков, Н.Г. Васильев и др. рассматривают экологическое образование как совокупность взглядов, представлений и социальных эмоций, которые отражают проблемы отношения общества к природной экологической среде и её проблемам [25].
К числу актуальных экологических проблем относят загрязнение биосферы, изменение физических, химических, биологических свойств планеты. Это происходит из-за привнесения в окружающую среду большого количества отходов. Современная концепция экологического образования является долгосрочным решением возникших экологических проблем. Само экологическое образование выступает как долгосрочное средство для достижения всех поставленных целей в области экологии. Специалисты в области экологии считают, что необходимо создать новую модель поведения человека по отношению к окружающей среде.
Такая модель должна отражать понимание людей закономерности развития природы и общества. При этом необходимо формировать бережное отношение к имеющимся природным ресурсам, постоянно подтверждая это на практике. Люди должны хорошо понимать, каковы будут последствия их действий в случае неразумного отношения к природе. Они должны научиться прогнозировать последствия своих действий. Разрушение природной среды происходит в процессе производства и в результате потребления ресурсов и товаров массового спроса. Экологическое образование должно помочь людям осознать влияние человечества на состояние окружающей
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемов, В.А. Психология наглядности при обучении. [Текст] / В.А. Артёмов. – М.: Просвещение, 2014. – 345 с., с. 19-22.
2. Агеева, С.И. Обучение с увлечением [Текст] / С.И. Агеева // Тетрадь-пособие для малышей. – М.: Лайда, 2004. – 64 с.
3. Александрова, О.К. Разыгрываем сказки [Текст] / О.К. Александрова // Дошкольное воспитание. – 2018. – No12. – С. 26-28.
4. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Электронный ресурс] / Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений // М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: «Академия», 2010. – 400 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0018 (дата обращения: 05.04.2024).
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич // учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 2001. – 255 с.
6. Голд, Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 05.04.2024).
7. Григорьева, Т. П. Развитие речи дошкольников / Т. П. Григорьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения: 05.04.2024).
8. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В.В. Гербова // Вторая группа раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 120 с.
9. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы [Текст] / Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова // Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. – Ростов-н/Д: Учитель, 2012. – 132с.
10. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст] / М.М. Кольцова // пособие для педагогов и родителей. – М.: Просвещение, 2003. – 271 с.
11. Лаврентьева, А.И. Детская речь: становление языковой способности в онтогенезе [Текст] / А.И. Лаврентьева // учебное пособие. – М.: МГПУ, 2003. – 351 с.
12. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]: учеб. пособие для филол. спец. вузов / Под ред. Хомской Е.Д. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 340 с.
13. Мазур, Е.В. Место словарной работы в системе развития связной речи дошкольника / Е. В. Мазур, О. В. Дудина, Е. В. Короленко [и др.]. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3909/ (дата обращения: 05.04.2024).
14. Рождественский, Н.С. Речевое развитие младших дошкольников. [Текст] / Н.С. Рождественский // пособие для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009. – 371 с.
15. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова // учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 256 с.
16. Словарная работа с детьми в процессе наблюдений и экскурси [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://studfile.net/preview/9329063/page:15/ (дата обращения: 05.04.2024).
17. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева // книга для воспитателя детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 2012. – 280с.
18. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС. – Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 05.04.2024).
20. Флерина, Е.А. Разговорная речь в детском саду [Текст]: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2009. – 327 с.
21. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. [Текст]: Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
22. Эльконин, Д.Б. Развитие речи. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / Д.Б. Эльконин пособие для студентов пед. ун-тов. – М.: Просвещение, 1994. – 279 с.
23. Экскурсия как средство речевого развития [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/23096?ysclid=lev07l0pm180646035 (дата обращения: 05.04.2024).
24. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика. [Текст] учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Ядэшко, В.А. Сохина. – М: Просвещение, 2003. – 336 с.
25. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Академия, 2013. – 448 с.