Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты производства контента в современных СМИ
1.1. Типологические особенности интернет-СМИ
Интернет-технологии совершили качественный скачок в развитии в первом десятилетии XXI века, что в том числе повлияло на развитие средств массовой информации (СМИ): их число в сети Интернет кратно возросло. Чтобы определить типологические особенности таких изданий, необходимо определиться, отделять ли их от традиционных и какой ин-тернет-ресурс вообще можно считать интернет-СМИ.
Российское законодательство даёт следующее определение для сете-вых изданий: «под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации» . В соответствии с содержанием понятия, закон не отделяет традиционные СМИ от электронных, а единственным отличительным признаком является осуществление деятельности через веб-сайт. Согласно современным научным исследованиям, интернет-СМИ от традиционных отличают три признака :
наличие системы связанных гиперссылками текстов (гипертек-стуальность);
двустороннее взаимодействие с потребителем информации (ин-терактивность);
представление различных форматов информации в одном ме-дийном источнике (мультимедийность).
Объединив указанные типологические признаки, можно дать следу-ющее определение интернет-СМИ – это гипертекстуальный, интерактив-ный и мультимедийный сайт в информационно-телекоммуникационной се-ти «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой инфор-мации.
Когда интернет-СМИ только начали появляться, их стали делить на самостоятельные сетевые СМИ и онлайн-версии уже существовавших классических (бумажных) изданий. В практической среде было предложе-но классифицировать интернет-издания по способу выхода на собственно сетевые издания и сетевые версии традиционных СМИ с дополнительным определением характеристик по четырем критериям :
по типу представленного в СМИ контента – новостные, ком-ментарийные, смешанные или авторские, редакционные, смешанные;
по тематике – монотематические и политематические;
по принадлежности: принадлежащие государству, медийным группам, политическим группам, бизнес-группам и независимые;
по «географической» ориентации: общероссийские ресурсы и региональные ресурсы.
В свою очередь, в научной литературе можно встретить более широ-кую классификацию интернет-СМИ, сформированную на основе классифи-кации традиционных средств массовой информации. Данная классифика-ция состоит из следующих критериев :
1. Способ учредительства. По данному критерию интернет-СМИ можно разделить на профессиональные СМИ и любительские СМИ. К первому типу относятся преимущественно те издания, которые учреждены государством, ко второму – частные издания, в которых способ подачи информации и редакционная политика опираются на интересы компании.
2. Характер публикуемой информации. По данному критерию интернет-СМИ можно разделить на новостные СМИ и аналитические СМИ. Новостные издания, согласно этой классификации, специализируют-ся исключительно на оперативной подаче новостей. Для аналитических се-тевых изданий больше характерно подробное информирование о событи-ях и комментирование с экспертной точки зрения.
3. Характер аудитории. По данному критерию интернет-СМИ разделяются на общие издания и специализированные издания. Общие ин-тернет-СМИ не требуют от читателя наличия знаний в какой-либо области, в то время как специализированные СМИ предназначены для чтения узким кругом специалистов. К данному критерию относится и разделение изда-ний по массовости и элитарности. Если массовые СМИ существуют для привлечения аудитории сенсациями, шокирующими событиями, крими-нальным происшествиям, подробностям личной жизни популярных пер-сон и т.д., то элитарные издания отличаются выдержанностью стиля, освещением социально значимых тем, объективизмом и аналитичностью.
4. Доступность информации. По данному критерию в интернет-СМИ можно выделить платные издания и общедоступные. Платные изда-ния могут иметь общедоступную новостную ленту, но доступ к ряду мате-риалов может быть предоставлен только после оплаты подписки, в то вре-мя как весь контент общедоступных СМИ предоставляется для ознакомле-ния бесплатно.
5. Способы распространения издания. По данному критерию ин-тернет-СМИ делятся на сайты с использованием рассылок, СМИ в соци-альных сетях, СМИ на интернет-сервисах и медиаплощадках.
6. Частота обновления. По данному критерию сетевые издания делятся на регулярно обновляемые, нерегулярно обновляемые и обновля-емые по мере поступления информации. В регулярно обновляемых интер-нет-СМИ есть строгая периодичность обновления информации, в нерегу-лярно обновляемых этой периодичности нет. Обновляемые по мере по-ступления информации сетевые издания не имеют периодичности вовсе. Частоту обновления в интернет-СМИ определяет как владелец издания, так и редактор издания в соответствии с характером освещаемых новостей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Акулич М.В. Интернет-маркетинг: учебник для бакалавров / М.В. Акулич. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 352 с.
2. Александрова Н.А. Особенности монетизации контента в спе-циализированных интернет-СМИ / Н.А. Александрова, А.А. Тарасов // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2022. – № 2. – С. 265-272.
3. Белокопытова Ю.И. Интернет СМИ в Telegram (на примере ка-нала Mash) // Медиа-2022: теория и практика: к 150-летию МПГУ: матери-алы II международной научно-практической конференции, Москва, 03 марта 2022 года / Под общей редакцией Т.Н. Владимировой, В.А. Слави-ной, Н.В. Кодола. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2022. – С. 189-192.
4. Бирюков В.А. Преимущества и недостатки монетизации медиа-контента на основе использования кликбейт-заголовков / В.А. Бирюков, О.В. Дмитриева, М.В. Ливсон // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2020. – № 4. – С. 73-79.
5. Бондарева Н.А. Анализ специфики монетизации текста на раз-личных российских медиаплатформах / Н.А. Бондарева, Н.А. Замуруева // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные иссле-дования. – 2022. – № 15. – С. 122-126.
6. Дмитриев И.А. Интернет-реклама: определение, виды, оценка эффективности // Экономика и социум. – 2018. – № 6 (49). – С. 369-372.
7. Дубинина Е.С. Новые медиа в современном информационном пространстве / Е.С. Дубинина, Е.А. Беспалова // Язык, культура, менталь-ность: проблемы и перспективы филологических исследований: сборник II Международной научной конференции, Курск, 28-29 апреля 2020 года / Отв. редактор Н.И. Степыкин. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 101-105.
8. Дьякова Е.П. Методы монетизации медиаконтента // Потенциал инновационного развития Российской Федерации в новых геополитиче-ских условиях: сборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции, Казань, 22 ноября 2021 года. – Уфа: Обще-ство с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2021. – С. 63-65.
9. Жильцова О.Н. Рекламная деятельность: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О.Н. Жильцова, И.М. Синяева, Д.А. Жильцов. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 233 с.
10. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 13.06.2023) «О сред-ствах массовой информации» [Электронный ресурс] // СПС «Консуль-тант». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (Да-та обращения: 20.11.2023).
11. Иванов А. Сильный ход. Нестандартные решения в рекламе. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 224 с.
12. Каримова К.Р. Трансформация жанра заметки в онлайн-версиях деловых СМИ России на примере изданий «Коммерсант» и «Ве-домости» // Профессиональная культура журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций медиасферы: сборник материалов Все-российской научно-практической конференции с международным участи-ем (Екатеринбург, 23-24 апреля 2020 г.). — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. – С. 68-71.
13. Катаев А.В. Digital-маркетинг: учебное пособие / А.В. Катаев, Т.М. Катаева, И.А. Названова; Южный федеральный университет. – Ро-стов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университе-та, 2020. – 161 с.
14. Каталог Telegram-каналов и чатов [Электронный ресурс] // TGStat. URL: https://tgstat.ru/ (Дата обращения: 22.11.2023).
15. Кульпин С.В. Структура и содержание интернет-маркетинга: учебное пособие / С.В. Кульпин; под ред. Е.В. Попова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский феде-ральный университет. – Екатеринбург: Издательство Уральского универ-ситета, 2020. – 100 с.
16. Марков А.А., Молчанова О.И., Полякова Н.В. Теория и прак-тика массовой информации. Учебник / под общ. ред. А.А. Маркова. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 252 с.
17. Николаева М.А. Интернет-реклама в продвижении товаров и услуг: учебное пособие / М.А. Николаева. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного педагогического университета, 2017. – 166 с.
18. Новые стратегии монетизации контентных медиабрендов в ин-тернете [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5458399 (Дата обращения: 20.11.2023).
19. Олешкевич В.В. Телеграм-журналистика: информационные проекты в мессенджерах как новые массмедиа // Меди@льманах. – 2022. – № 5. – С. 75-84.
20. Петренко О.А. Использование мультимедийной истории в ин-тернет-СМИ «Коммерсант.ru» / О.А. Петренко, А.Р. Бабаян // Мультиме-дийная журналистика: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Минск, 01-02 марта 2018 года / Под редакци-ей В.П. Воробьева. – Минск: Белорусский государственный университет, 2018. – С. 153-158.
21. Попова О.И. Медиапланирование: учебное пособие / О.И. По-пова; Министерство науки и образования Российской Федерации, Ураль-ский государственный экономический университет. – Екатеринбург: Изда-тельство Уральского государственного экономического университета, 2019. – 155 с.
22. Распопова С.С. Особенности монетизации в качественных СМИ // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2021. – Т. 27, № 1. – С. 208-214.
23. Рахимов А.М. Монетизация СМИ / А.М. Рахимов, И.Р. Хали-тов, А.А. Елизарова // World Science: Problems And Innovations: сборник статей XXXV Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 сентября 2019 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 101-103.
24. Федотова Л.Н. Реклама: теория и практика: учебник для вузов / Л.Н. Федотова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 391 с.
25. Щепилова Г.Г. Реклама в СМИ: теории и модели: учебное по-собие. – М.: МедиаМир, 2013. – 192 с.