Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Особенности конструирования школьной системы образования в СССР в 20-е годы XX века
1.1 Предпосылки создания системы школьного образования в 20-е годы XX века в СССР
Конец XIX – начало ХХ вв. были связаны с переломными изменениями в жизни и сознании людей. Эти изменения получили название новая страница в истории Российского государства, которые были вызваны изменением политической системы: падение царского режима, приход к власти большевиков, становление марксистской идеологии, провозглашение всеобщего народного равенства.
Серьезным преобразованиям, после установления в стране советской реформы, подверглись все сферы человеческой жизни: укрепление народного хозяйства, разрушенного в ходе первой мировой войны, революции, гражданской войны и интервенции, зарождение процесса индустриализации и коллективизации. Однако, после установления в стране советской власти потребовалось изменение всей культуры народа, а, следовательно, и системы образования. 1920–30 гг. – это начальный и основополагающий период в строительстве системы образования, поэтому перед работниками педагогической сферы встала задача воспитания нового «советского» человека..
Пришедшие к власти большевики намеревались управлять страной, используя образование, как инструменты своего влияния. В начале первого этапа развития советской школы большевики занимались пропагандой коммунистических идей воспитания и осуществлением большевистских реформ школы. Влияние образования и педагогов на становление и развитие революции и советского государства партия определяла, как: «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти» . Огромный личный вклад внесли А.В. Луначарский, Н.К. Крупская и другие.
Первые шаги большевиков вызвали сопротивление учителей и педагогов, отказываясь подчиняться советской власти. Проходили массовые стачки учителей, участники которой настаивали на демократическом решении проблем образования, а также настаивали на проблеме дороговизны учебников, нехватки бумаги и чернил, запустении школ. Происходил окончательный распад учебных заведений, учителя массово уходили со школ.
Разрушение существовавшей системы образования началось сразу после Октябрьской революции: уничтожались прежние структуры школьного управления, было запрещено преподавание религии и т.п. В течение первого года конвертировались правительственные документы и указы большевиков, которые должны были стать законодательной основой школьной реформы: отделение церкви от государства и школы от церкви, введение во всех типах школ совместного обучения и др.
Дореволюционная структура школьного образования была фактически ликвидирована на протяжении 1920-х гг., а основу составляло положение «О единой трудовой школе».
Вводилась двухуровневая единая система совместного и бесплатного общего образования. Готовились новые учебные программы, вводилось трудовое обучение, одновременно происходила большевистская политизация просвещения. Независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, провозглашалось право всех граждан на образование, объявлялось светское обучение, равенство в образовании женщины и мужчины, обучение на основе соединения с производительным трудом. С целью ликвидации неграмотности создалась чрезвычайная комиссия и компания во главе с Н.К. Крупской. Процветало активное создание государственной системы образования для взрослых представленной по ликвидации неграмотности для людей 16–50 лет.
Восстановление сети учебных заведений происходило медленно и без особых успехов. Это было вызвано тяжелейшими экономическими условиями.
Дети оказались жертвами разрухи и голода. Происходило сокращение учебных заведений, так как они лишались государственной поддержки. Однако, ко второй половине двадцатых годов образование постепенно начало выходить из глубочайшего кризиса. Наблюдалось увеличение учебных заведений, вводилось всеобщее начальное обучение, а к 1930 г. было введено как обязательное начальное (четырехклассное обучение). Проходили поиски опытно-показательных учреждений с квалифицированные педагогами, внедрялись нововведения: комплексные учебные программы, западные формы и методы обучения («Метод проектов» и пр.), трудового обучения и др.
В связи с форсированным строительством социализма началось новое наступление на неграмотность: создавались новые ликбезы, культпоходы на деревню, были увеличены финансирования на аренду помещений, учебные и письменные принадлежности для обучающихся и т.д. Как показывает статистика, по переписи к 1939 г. более 90 % были грамотными, в целом «неграмотность была ликвидирована». Тем не менее, у новой сложившейся системы имелись изъяны, которые в дальнейшем отрицательно повлияли на школу: без альтернативность и чрезмерная унификация принципов, содержания и организации учебного процесса, лишая воспитанников на ранней ступени обучения самостоятельности, активности, умения ориентироваться в окружающей среде.
Пришедшая к власти большевистская партия включилась в решение проблемы образования, рассматривая её как решающую для судеб страны.
В начале 1920-х гг. существенного повышения грамотности у населения не произошло. Объем тех знаний, которые приобретали учащиеся общеобразовательной школы, был недостаточным, а школьные учреждения работали неудовлетворительно.
Значительные преобразования в школьном образовании произошли в 1930-х гг., в результате создания устойчивой школьной, стабильной программы и четкой организации обучения: регулярное предметное обучение, единый режим занятий, введение стандартных программ и учебников. Постепенно увеличивался общеобразовательный уровень населения страны за годы советской власти. В течение XX в. Россия пережила не одну модернизацию, каждая из которых определенным образом меняла социально-экономическое устройство общества и всякий раз доказывала, насколько сложным является решение проблемы развития и совершенствования образования.
1.2 А. В. Луначарский как один из основателей советской системы образования. Становление взглядов А. В. Луначарского
Рассмотрим преобразовательную деятельность первого советского народного комиссара просвещения Анатолия Васильевича Луначарского, по нашему мнению, недостаточно оцененного ни при его жизни, ни в настоящее время.
27 октября 1917 г. А. В. Луначарский был назначен Советом народных комиссаров на должность наркома просвещения, и ему удалось проработать на этом посту до 1929 года. С тех пор прошло 100 лет, и нам представляется вполне уместным задаться вопросом: что это был за человек и что он успел сделать за 12 лет работы на этом посту?
Судя по воспоминаниям А. В. Луначарского, он «еще мальчиком выступал как яростный противник религии и царя». Тринадцатилетним подростком Анатолий Луначарский вступает на путь революционной деятельности и впервые знакомится с марксистской литературой.
После окончания Киевской мужской гимназии он продолжает образование в Цюрихском университете, где интенсивно занимается вопросами истории, социологии, философии, естествознания (у проф. Р. Авенариуса), педагогики школьного образования, изучая труды И. Песталоцци, Фребеля. К этому периоду относятся его вступление в ряды Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), знакомство с Г. В. Плехановым и его группой «Освобождение труда», а также с другими деятелями социалистического движения Европы, что существенно расширило диапазон его марксистского образования и подвинуло на создание двухтомника «Религия и социализм». В 1898 году он возвращается в Россию, где начинает работать в социал-демократических организациях Москвы, Калуги, Вологды, а уже через год его арестовывают и высылают в Полтаву, а затем, в 1890 году, после ареста в Киеве ссылают последовательно то в Вологду, то в Тотьму.
Знакомство и частые встречи с В. И. Лениным в 1902–1904 годах, вступление в ряды большевиков – важнейшие вехи на жизненном пути молодого революционера, который в качестве «идеальной сущности» пролетариата указывал на его «естественный коллективизм» и «преобладание в нем классовых тенденций над личными» как сверхиндивидуальных величин над индивидуальными.
Будучи по-юношески впечатлительным, Анатолий Луначарский увлекается идеями богостроительства. В статье «Основы позитивной эстетики», опубликованной в 1903 году, он пришел к выводу, что религия нового человека «есть совокупность чувств и мыслей, делающих его сопричастником жизни человечества и звеном той цепи, которая тянется к сверхчеловеку, к существу прекрасному и властному, к законченному организму, в котором жизнь и разум отпразднует победу над стихиями» .
Реакция его соратников по революционному движению на такие высказывания А. В. Луначарского была весьма резкой: Г. В. Плеханов язвительно назвал его «блаженным Анатолием», а В. И. Ленин фактически разгромил его богостроительство в своих философских трудах.
А. В. Луначарский «покаялся» и отказался от своих взглядов, признав религию неприемлемой для социализма. В 1903 году А. В. Луначарский вступил в партию большевиков, а в конце 1904 года В. И. Ленин вызвал его за границу для работы в большевистских газетах «Вперед» и «Пролетарий».
Фрагмент для ознакомления
3
1) Вехова А.П. Крупская и отечественное образование// УЧЕБНЫЙ ГОД. 2019. № 2. С. 25-29
2) Дубицкая Е.А. Отечественная школа 20-х годов XX века в отзывах зарубежных педагогов//ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ. Москва, 2022. С. 185-192
3) Дьюи Дж. Впечатления о Советской России // История философии. – 2000. – № 5. – С. 224–275.
4) История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. – М., 2005.
5) Балицкий И.И. Образовательная политика России в конце 1917–1920 гг. //Социально-гуманитарные знания. 2013. № 1. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-politika-rossii-v-kontse-1917-1920-gg
6) Корге Л. Ю., Свистунова И. В. Использование метода проектов в сельской школе в 20-е годы XX века//АГРАРНАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: СВЯЗЬ ВРЕМЕН. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 140-летию Тюменского Александровского реального училища, 60-летию Тюменского государственного сельскохозяйственного института - Государственного аграрного университета Северного Зауралья. Том 2. 2019. С. 382-390
7) Королев Ф.Ф., Корнейчик Т.Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики 1921–1931 гг. / под ред. Королева Ф.Ф., Смирнова В.З. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961.
8) Костычева А.Д. Становление образования в СССР в 1920-1930 –е гг//НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Саратов, 2020. С. 124-128
9) Криворученко В.К., Цветлюк Л.С. Советское общество в воспитании молодёжи. 1917–1941 гг. // Знание. Познание. Умение. – №4. – 2011.
10) Мижериков В.А. А. В. Луначарский как один из основателей советской системы образования//КОНФЕРЕНЦИУМ АСОУ: СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ И МАТЕРИАЛОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ. 2017. № 3. С. 1024-1026
11) Основные принципы единой трудовой школы (от Государственной комиссии по просвещению 16 октября 1918 г.) // Народное образование. – 1999. – № 10. – С. 40–47.
12) Очерки истории российского образования: к 200-летию Министерства образования Российской Федерации : в 3 т. / Министерство образования Российской Федерации. – М.: МГУП, 2002. – Т. 3. – 228 с.
13) Френе С. Месяц с русскими детьми Антология гуманной педагогики – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 224 с.
14) Шалаева Н.В. Революция и «новая школа»: формирование советского человека (1920-е гг.) // Развитие социогуманитарного знания в меняющемся мире. Сб. статей по материалам Национальной конференции. – Саратов, 2019. – С. 204–211.
15) Шалаева Н.В. Власть – культура – школа: формирование нового идеала в 1920-е гг. // Государство и развитие образования в России XVIII-XX вв.: политика, институты, личности. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. М-во образования и науки Российской Федерации, Российский университет дружбы народов, Факультет гуманитарных и социальных наук; ответственные редакторы: В.М. Козьменко, В.В. Керов. – М., 2009. – С. 323–30