Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Трудно не согласиться с тем фактом, что все дети с ограниченными возможностями должны иметь право учиться вместе со своими здоровыми сверстниками. Но не следует забывать, что такое инклюзивное образование должно быть качественным, оно должно отвечать особым образовательным потребностям этого учащегося с ограниченными возможностями. Во-первых, необходимо создать особые условия обучения в образовательной среде массовой школы.
Основной целью реализации права детей-инвалидов на образование считается создание условий для получения всеми детьми образования, адаптированного к их психофизическим особенностям.
Необходимым условием организации успешного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полную интеграцию и самореализацию личности в Образовательном учреждении.
В настоящее время в России сформировалось единое образовательное пространство, а интеграция стала ведущим направлением в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, что выразилось в сближении систем массового и специального образования.
На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно признанным инструментом реализации прав детей с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире издавна принято отказываться от особого внимания к детям-инвалидам, их способности получать достойное образование и их потребностям во внимании, понимании и заботе со стороны взрослых.
Сегодня речь идет о придании нового социально-образовательного смысла процессу интеграции детей-инвалидов в образовательную практику. Особое значение приобретает организация не только и не столько основной совместной деятельности для определенного возраста (игры, тренировки), сколько совместного жизненного мира детей.
В отечественной системе образования формируется особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе (психолого-педагогическое сопровождение). Разрабатываются различные модели сопровождения на базе медицинских и социальных центров, школьных служб сопровождения, центров профессиональной ориентации, психолого-педагогических комиссий, центров психолого-педагогического консультирования, доверенных кабинетов и других.
Приоритетным направлением деятельности по реализации права детей на образование в соответствии с законом о гендерном равенстве является создание вариативных условий с учетом психофизических особенностей их развития в общеобразовательной среде.
Практическая потребность в обсуждении проблемы и поиске путей эффективной организации процесса интеграции и включения усиливается практически ежедневно. Причина - увеличение числа семей, решивших реализовать свое право на выбор вида и вида образовательного учреждения. Проблема развития инклюзивного образования является одной из сложных областей образовательной и психологической практики.
Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование особенностей взаимодействия с детьми с ОВЗ в условиях школьной среды.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Выявление особенностей обучения в условиях общеобразовательного интегрированного класса.
3. Разработка системы работ с обучающимися начальных и средних классов с ОВЗ в условиях школьной среды.
Объект исследования – процесс взаимодействия с детьми с ОВЗ в условиях школьной среды.
Предмет исследования: особенности взаимодействия с детьми с ОВЗ в условиях школьной среды.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты особенности взаимодействия с детьми с ОВЗ в условиях школьной среды
1.1. Характеристика детей с ОВЗ в психолого-педагогической литературе
Термин "дети с ОВЗ " отражает потребность общества в особой помощи этой категории детей в реализации их способностей и обязанность гарантировать и защищать их гражданские права. Одним из них является право на получение квалифицированной медицинской, психологической и педагогической помощи и, следовательно, возможность обучения, то есть создания особых условий, способствующих реализации его сохранившегося познавательного потенциала.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, у которых есть различные умственные или физические отклонения, вызывающие нарушения общего развития, которые не позволяют детям вести полноценную жизнь. Главной особенностью этой категории детей является незавершенность всех этапов их психологического развития. Синонимами этого понятия могут быть следующие определения таких детей: "дети с особыми потребностями", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении".
Наличие того или иного дефекта (изъяна) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или потеря зрения на один глаз не обязательно приводят к аномалии развития, поскольку в этих случаях сохраняется способность воспринимать звуковые и зрительные сигналы с сохраненными анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями можно считать детей с нарушениями психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) образовании и воспитании.
В зависимости от характера некоторые дефекты могут быть полностью преодолены в процессе развития, обучения и воспитания ребенка (например, у детей третьей и шестой групп), другие только сглажены, а некоторые только компенсированы. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования необходимых ему знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть только базовыми общеобразовательными знаниями (чтение по слогам и написание простых предложений), другой относительно безграничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой умственного развития или с нарушениями слуха). Структура дефекта также влияет на практическую деятельность детей. Некоторые нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетное и картонное производство, штамповка по металлу).
Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Следовательно, повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а тот, который возникает в результате молчания, - вторичным дефектом. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специальной подготовки и воспитания с максимальным использованием сохранившихся анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильной и вибрационной чувствительности.
Интеллектуальная недостаточность, возникающая в результате первичного дефекта, органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активное восприятие и внимание, произвольные формы памяти, абстрактно-логическое мышление, связная речь), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка. Третичные нарушения: неформированность психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных реакциях на окружающую среду, неразвитости эмоционально-волевой сферы: завышенной или заниженной самооценке, негативизме, невротическом поведении. Главный момент заключается в том, что вторичные и третичные расстройства могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематическая коррекционная и реабилитационная работа.
В процессе нетипичного развития проявляются не только отрицательные стороны, но и положительные способности ребенка, которые являются способом адаптации личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Например, у детей, лишенных зрения, остро развито чувство расстояния (шестое чувство), отдаленное различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов. – Москва: Просвещение, 2004. – 276 с.
2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; под общей редакцией Н. В. Лалетина; Сибирский Федеральный университет, Красноярск гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – С. 71 - 95.
3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы) / Ю. К. Бабанский. – Москва: Просвещение, 1989. – 192 с.
4. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский.– Москва: Просвещение, 1985. - 208 c.
5. Багаева, Г. Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. – Москва: ВЛАДОС, 2005. – 451 с.
6. Большакова, Ю. В. Психолого-педагогические особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве / Ю. В. Большакова. – Москва: Педагогика, 2002. – 349 с.
7. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации / Б. С. Бондаренко. – Москва: Владос, 2009. – 300 с.
8. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой и [др.] – Москва: Педагогика, 2004.
9. Волков, Б. С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б. С. Волков. – Москва: Академический Проект, 2008.
10. Выготский, Л. С. Основные проблемы дефектологии // Том 5 из собрания сочинений в шести томах / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1982.
11. Григорьева, Л. Г. Дети с проблемами в развитии / Л. Г. Григорьева. – Москва: Академкнига, 2002. – 213 с.
12. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва, 2009.
13. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. – Москва: Академкнига, 2005. – 247 с.
14. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
15. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – Москва: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
16. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Маллер. – Москва: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
17. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев // Российская академия образования. – Москва, 2008.
18. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – Санкт–Петербург: Речь, 2004. – 220 с.
19. Панфилова, Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Е.В.Панфилова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 141-143.
20. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Гусляковой Л. Г. – Москва: Социальное здоровье России, 2007. – 210 с.
21. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов / С. Я.Рубинштейн. – Москва: Просвещение, 1986. – 192 с.