Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» современного общества возникает проблема патологического использования Интернета. Основными пользователями Интернета в Россиия. по данным многочисленных социологических опросов, являются подростки и молодые люди, Интернет для них ― не только информационное пространство, средство общения, но и зачастую средство ухода от реальности и получения удовольствия.
Зачастую, когда подростки погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться, так как не имеют необходимых психологических механизмов защиты, их психическая сфера страдает, еще большую опасность такое погружение представляет для детей «группы риска», заставляя их подчиняться негативному влиянию чужой воли и в силу определенных обстоятельств своей жизни более подвергаться любым негативным внешним воздействиям со стороны, что может стать причиной дезадаптации несовершеннолетних и даже подвигнуть его на аутодеструктивное поведение.
Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем у подростков: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать». Негативно отражается такая зависимость и на физическом здоровье подростка.
Интренет зависимость - пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и школьном возрасте, особенно у мальчиков. В силу своих возрастных особенностей, дети наиболее подвержены воздействию компьютерной зависимости. Причинами ее появления у ребенка является как внутренние, психологические факторы, так и внешние, окружающие. Все вышеперечисленное обосновывает актуальность темы работы.
Объект исследования: профилактика интернет зависимости у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: программа профилактических мероприятий, направленная на профилактику интернет зависимости у детей подросткового возраста.
Цель работы: изучение проблемы интернет зависимости у детей подросткового возраста и разработка программы профилактических мероприятий по сдерживанию развития интернет зависимости за счет правильно организованного досуга.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть психолого-педагогические подходы к организации профилактической работы с подростками по профилактике интернет зависимостей;
- Изучить социально-психологические и мотивационные аспекты курения у современных подростков
- провести экспериментальное исследование по программе профилактики зависимости от компьютера на базе исследования;
- проанализировать результаты и оформить их в соответствии с требованиями.
- разработать рекомендации для родителей младших школьников по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тест С.А.Кулакова (выявление у детей наличия компьютерной/Интернет зависимости), тест О.Л. Кутуевой «Определение уровня компьютерной зависимости у подростков».
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологической основой исследования выступили труды:
- Проблемами определяющих факторов личности и ее предрасположенности к интернет зависимости занимались такие ученые, как: О.Н. Арестова, Ю.В. Староверова, М. Коул, М.C. Киселева.
- Психологические последствия компьютерной зависимости для индивида выявили такие ученые, как И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М., А. Е. Войскунский.
База исследования: исследование проводилось в МАОУ ГО «СОШ№ 123».
Структура работы. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава I. Научно-теоретические основы работы социального педагога подростками по профилактике интернет зависимостей
1.1 Психолого-педагогические подходы к организации профилактической работы с подростками по профилактике интернет зависимостей
В современном мире, где интернет стал неотъемлемой частью жизни многих подростков, проблема интернет-зависимости становится все более актуальной. Данное явление имеет негативное влияние на психологическое и физическое благополучие молодежи, поэтому необходимо разработать эффективные психолого-педагогические подходы к организации профилактической работы с подростками, направленные на предотвращение интернет-зависимости.
Понятие "компьютерная зависимость" впервые было предложено американскими учеными в начале 80-х годов XX века, однако до сих пор не признается общепризнанным. Согласно мнению Э. Фромма, компьютерная зависимость представляет собой патологическую привязанность человека к работе или проведению времени за компьютером [36]. В 1996 году американский психиатр Айвен Голдберг ввел новый термин для описания компьютерной зависимости – компьютерная аддикция. Компьютерная аддикция представляет собой нехимическую зависимость от использования компьютера и его ресурсов, включая Интернет [13, с. 83]. Следует отметить, что современное понимание этого термина в значительной степени соответствует его исходному определению, предложенному в конце XX века. Как отмечает А. Л. Венгер, компьютерная зависимость – это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера. Это явление получило широкое распространение в конце XX века в промышленно развитых странах и в последние годы становится все более распространенным в России [11]. В 1989 году на Международной конференции компьютерная зависимость была официально включена в Международную классификацию болезней. В настоящее время она признается широко распространенным заболеванием XXI века и является психическим расстройством. Компьютерная зависимость не возникает сама по себе, она возникает опосредованно из компьютерной деятельности.
На сегодняшний день Ю. Д. Бабаева и А. Е. Войскунский выделяют три основных вида компьютерной деятельности:
1) Познавательная – интерес к изучению программирования;
2) Игровая – увлечение компьютерными играми, включая онлайн-игры;
3) Коммуникативная – увлечение сетевым общением или, в крайнем случае, "Интернет-аддикция" [2].
Злоупотребление указанными видами компьютерной деятельности впоследствии приводит к различным формам компьютерной зависимости, которые влияют на психическое состояние человека. Исследователи на сегодняшний день выделяют психологическую зависимость от Интернета – "сетеголизм" и зависимость от компьютерных игр – "кибераддикция". Каждая из этих форм имеет свои причины и последствия, а также затрагивает различные возрастные группы. В основном, молодые люди в возрасте от 10 до 18 лет увлекаются играми [15].
Первым и одним из важнейших шагов на пути преодоления интернет-зависимости у подростков является осознание родителями и педагогами серьезности проблемы и ее влияния на психическое и физическое здоровье детей. Они должны быть осведомлены о масштабах проблемы, о возможных последствиях интернет-зависимости и об эффективных методах работы с ней.
Одной из первоочередных и крайне значимых мер, которые способствуют противодействию распространения интернет-зависимости среди подростков, является осознание родителями и преподавателями всей серьезности этой проблемы, а также осознание ее воздействия на физическое и психическое здоровье детей.
В современном мире подростки всё больше проводят времени в интернете, осуществляя самые разные свои потребности и поиск информации через компьютеры, смартфоны и другие гаджеты. Однако, многие из них становятся жертвами интернет-зависимости, которая может привести к существенным негативным последствиям для их здоровья и развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникеева, Д. А. Стадии и признаки интернет зависимости / Д. А. Аникеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 4. – С. 56-57
2. Венцова, Т. Б. Индивидуально-личностные характеристики интернет-пользователей раннего юношеского возраста со склонностью к интернет-зависимости / Т. Б. Венцова, Д. Д. Шиткин // Ярославский психологический вестник. – 2020. – № 2 (47). – С. 14-16.
3. Войскунский, А. Е. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / А. Е. Войскунский. – Москва : Акрополь, 2019.– 279 с. – ISBN 978-5-98807-037-5.
4. Гарбер, А. И. Практикум по психодиагностике / А. И. Гарбер, Д. В. Иванов, С. К. Бердибаева. – Алматы : Казак универсетi, 2019. – 298 с. – ISBN 978-601-04-3727-2.
5. Гарифов, Р. И. Феномен интернет-зависимости / Р. И. Гарифов, А. С. Панфилова // Образование и педагогические в XXI веке. – 2017. – № 2. – С. 197-199.
6. Гнедаш, Е. С. Вопросы профилактики интернет-зависимости / Е. С. Гнедаш // Вопросы педагогики. – 2021. – № 3. – С. 49-52.
7. Грачев, Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г. В. Грачев. – Москва: Изд-во РАГС, 2013. – 125 с. – ISBN 5-7729-0030-7.
8. Грисенко, Н. В. Формирование интернет-зависимости в подростковом возрасте / Н. В. Грисенко // Архивариус. – 2017. – № 3. – С. 11- 17.
9. Гришин, С. Е. Интернет-зависимость молодежи / С. Е. Гришин // Информационная безопасность молодежи. – 2017. – № 2. – С. 44-47.
10. Гудси, Ф. Б. Проблемы психологической зависимости от Интернета в современный период / Ф. Б. Гудси // Вектор науки 41 Тольяттинского государственного университета. – 2012. – № 1. – С.100- 103.
11. Гулина, М. А. Словарь-справочник по социальной работе / М. А. Гулина. – Санкт-Петербург : Питер Пресс, 2018. – 401 с.
12. Денисов, А. А. Психология интернет-зависимости / А. А. Денисов // Развитие личности. – 2014. – № 1. – С. 190-202.
13. Жилов, В. С. Основные проблемы Интернет-зависимого поведения / В. С. Жилов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2018. – № 54. – С. 361-365.
14. Жичкина, А. Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет / А. Е. Жичкина // Психологический журнал. – 2017. – № 4. – С. 75-77.
15. Жичкина, А. Е. Пространство, населенное Другими / А. Е. Жичкина
// Планета Интернет. – 2018. – № 16. – С. 76-81.
16. Змановская, Е. В. Психология отклоняющего поведения : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. – Москва : Академия, 2014. – 288 с. – ISBN 5-7695-1248-2.
17. Карвасарский, Б. Д. Групповая психотерапия / Б. Д. Карвасарский, С. М. Ледера – Москва : Медицина, 2017. – 287 с. – ISBN 5-225-00505-5.
18. Киселева, Т. Г. Индивидуальные особенности подростков, предрасположенных к интернет-зависимости // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – № 3. – С. 46-50.
19. Коптелова, Н. И. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях / Н. И. Коптелова, В. А. Попов // Молодой ученый. – 2015. – № 24. – С. 970- 973.
20. Котова, С. С. Особенности интернет зависимого и аддиктивного поведения молодежи / С. С. Котова, И. И. Хасанова // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2017. – № 1. – С. 55-61.
21. Красонцева, Е. Ю. Кибербуллинг подростков: изучение социально- психологических последствий / Е. Ю. Красонцева, В. И. Рерке, Л. П. Сверч // Международный журнал медицины и психологии. – 2020. – № 4. – С. 32–37.
22. Куликова, А. В. Особенности интернет коммуникаций / А. В. Куликова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2012. – № 4. – С. 19-24.
23. Кулина, Д. Г. Формирование и развитие интернет-зависимости: факторы риска / Д. Г. Кулина // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2018. – № 3. – С. 35-45.
24. Лобунова, А. В. Профилактика интернет-зависимости среди молодежи / А. В. Лобунова, М. В. Денисенкова // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. – 2019. – № 12. – С. 86-92.
25. Ловпаче, Ф. Г. Психологические особенности интернет-аддикции как актуальная проблема современного мира / Ф. Г. Ловпаче // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2017. – № 3. – С. 91-96.
26. Менделевич, В. Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) / В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова // Вестник клинической психологии. – 2013. – № 2. – С. 153-158.
27. Николаева, А. А. Зависимость молодежи от социальных сетей / А. А. Николаева, Т. С. Павлова // Образовательные ресурсы и технологии. – 2019. – № 4. – С. 7-12.
28. Нурпеисова, Б. С. Влияние социальных сетей на социализацию студенческой молодежи / Б. С. Нурпеисова, М. А. Давлетьярова // Экономика и социум. – 2017. – № 8. – С. 196–201.
29. Оськина, Н. Г. Проблема интернет-зависимости : психолого- педагогическая трактовка / Н. Г. Оськина // Омский научный вестник. Психологические и педагогические науки. – 2018. – № 3. – С. 152–154.
30. Перегожин, Л. О. Психотерапия детей и подростков с зависимостью от интернета / Л. О. Перегожин // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017. – № 2. – С. 183-185.
31. Проничева, А. С. Решение проблемы интернет-зависимости как новое направление деятельности социального работника / А. С. Проничева, И. А. Петрова // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского : сборник статей по материалам региональной университетской научно-практической конференции. Серия «Гуманитарные науки» / ответственный редактор В. В. Доможир. – Калуга, 2019. – С. 507-510.
32. Репина, М. А. Проблема интернет-зависимости среди подростков / М. А. Репина, А. Ф. Федоров // Молодой ученый. – 2014. – № 20. – С. 662–664.
33. Рыбалтович, Д. Г. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? / Д. Г. Рыбалтович, В. В. Зайцев // Вестник психотерапии. – 2011. – № 40. – С. 23-34.
34. Рябинкина, А. Н. Самоотношение подростков с интернет- зависимостью / А. Н. Рябинкина // Естественные и гуманитарные науки в современном мире. – 2020. – № 3. – С. 565-571.
35. Севрюкова, Ю. И. Формирование ценностных ориентаций как фактор профилактики у подростков зависимости от интернета / Ю. И. Севрюкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 9. – С. 384-388.
36. Фадеева, С. В. Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательном учреждении : специальность
13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Фадеева Светлана Владимировна ; Смоленский государственный университет. – Владимир, 2013. – 184 с.
37. Федоров, А. Ф. Проблемы игровой компьютерной интернет- зависимости у подростков / А. Ф. Федоров, И. А. Власова // Молодой ученый. – 2013. – № 5. – С. 785-787.
38. Хентонен, А. Г. Педагогическая профилактика интернет- зависимости у подростков / А. Г. Хентонен, С. В. Турчанинов // Молодой ученый. – 2017. – № 4. – С. 393-396.
39. Чудова, И. В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» / И. В. Чудова // Психологический журнал. – 2012. – № 1. – С. 113-117.
40. Шаймаганбетова, Ж. Ж. Интернет-зависимость – проблема современного общества / Ж. Ж. Шаймаганбетова, Г. С. Балтабаева // Гуманитарный трактат. – 2017. – № 20. – С. 3-5.