Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современные средства массовой информации, вне зависимости от языка, на котором они функционируют, и общества, где они распространяют информацию, должны соответствовать требованиям молодого поколения, поскольку именно оно составляет большую часть целевой аудитории и является объектом для своеобразной пропаганды и формирования общественного мнения.
Поэтому крайне важно выявлять в текстах современных СМИ различные выражения, которые соответствуют молодежной субкультуре, и определять их социально-культурное значение.
Степень изученности проблемы. Вопрос о применении жаргонной лексики и жаргонных выражений в средствах массовой информации достаточно широко поднимается в научной литературе, однако отсутствуют полноценные исследования, направленные на выявление классификационных критериев для проведения полного анализа подобных высказываний, что подтверждает актуальность и практическую значимость данного исследования.
Цель исследования – провести анализ молодежного жаргона современного английского языка в средствах массовой информации.
Объект исследования – молодежный жаргон.
Предмет исследования – особенности молодежного жаргона современного английского языка в средствах массовой информации.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие и виды жаргонной лексики.
2. Рассмотреть молодежную среду как пространство для формирования жаргона.
3. Привести общая характеристика англоязычных молодежных СМИ.
4. Проанализировать жаргонные выражения в англоязычных молодежных СМИ.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, исторический, моделирование, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме применения молодежного сленга в средствах массовой информации. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением анализа нескольких англоязычных СМИ на предмет выявления в их текстах примеров молодежного жаргона.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ЖАРГОННОЙ ЛЕКСИКИ В СМИ
1.1. Понятие и виды жаргонной лексики
Жаргон – социальная разновидность речи, которая используется узким кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе. Это слово пришло к нам из французского языка. Сейчас в литературе используются термины: сленговые слова, сленг, жаргонные слова, жаргонизмы, жаргон, арго .
Живой язык развивается, и сейчас жаргонные слова настолько вошли в нашу жизнь, что их употребление стало повсеместным. Радио, телевидение, газеты, журналы – везде можно заметить употребление нестандартной лексики. Ученые-лингвисты бросились изучать их и составлять словари, которые постоянно пополняются новыми словами и выражениями. Все чаще вместо «жаргонизмы» этот пласт лексики называют «сленговые слова» .
Многие ученые-лингвисты придерживаются мнения, что это одно и то же. Так в Большом энциклопедическом словаре в определении авторы указывают, что «сленг – это тоже, что и жаргон», но больше употребляется в англоязычных странах. Поэтому эти два слова – синонимы или равные.
Главное отличие в том, что слово «жаргон» пришло из французского, и это слово выглядит грубо. А слово «сленг» из английского, оно более мягкое. Есть и другое мнение, что жаргон – это более закрытая группа слов. Жаргонизмы употребляются в узких кругах социальных групп, которые стремятся обособиться от остальной языковой части. А сленг – это открытая группа, слова для которой черпаются из жаргонизмов, из обычной нормативной лексики и, приобретая новые значения, становятся общеупотребительными .
Сленг употребляется повсеместно без социальных, возрастных и профессиональных ограничений. Данными словами пользуются не только молодые люди, но и люди старшего возраста, не только с криминальным прошлым, но и благопристойные, вполне интеллигентные люди.
Два разных мнения говорят о том, что этот огромный пласт лексики недостаточно изучен, постоянно меняется. Но если отталкиваться от школьной программы, то слово «жаргон» и «сленг» – синонимы и могут употребляться равнозначно.
Различают несколько видов жаргона :
• молодежный (жаргон школьников, студентов, панков, байкеров и пр.);
• профессиональный (врачей, водителей, летчиков и пр.);
• лагерный или арго.
Рассмотрим каждый вид подробнее .
Молодежный сленг. Молодежный сленг в сравнении с другими видами жаргона очень живой, в нем постоянно появляются новые слова, он популярен и широко распространен. Возраст носителей молодежного сленга – молодые люди до 30-35 лет. Это учащиеся (школьники, студенты) и представители разных направлений и движений (панки, хиппи, байкеры и т.п.). Примеры слов из молодежного сленга :
• бомбит (раздражает, вызывает злость);
• красава (молодец, умница);
• кэш (наличные);
• факап (неудача, провал).
Профессиональный сленг. Это слова, которые можно услышать в речи людей той или иной профессии. Они заменяют многие литературные слова. Профессиональная область, в которой человек работает, обогащает его речь сленговыми словами, относящимися к данной области или профессии.
Например, врача :
• белочка – галюцинации пациента во время запоя;
• завести сердце – восстановить сердечный ритм после остановки;
• кесаренок – ребенок, который появился на свет в результате кесарева сечения и пр.
Или тех, кто занимается компьютером :
• айпишник – IP-адрес,
• баги – ошибки в программе, недоработки;
• линк – гиперссылка,
• кликать – нажимать мышку и пр.
Лагерный сленг или арго. Лагерным жаргоном (арго, воровским жаргоном) пользуются люди, поставленные в особые жизненные условия. В их словах отразился быт мест заключения. Преступники, воры, бродяги пользуются засекреченным искусственным языком преступного мира :
• зек – заключенный,
• шмон – обыск,
• баланда – похлебка,
• вышка – расстрел,
• стукач – доносчик и пр.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александровская, Ю.М., Шандорова, И.М., Вологдина, Г.А. Современная молодежь как предмет гуманитарных исследований: теоретические и практические аспекты / Ю.М. Александровская, И.М. Шандорова, Г.А. Вологдина // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2023. – № 5. – С. 60–72.
2. Березина, М.А., Шатилова, Г.В., Смаровоз, Е.Н. Молодежная пресса в США и Великобритании: ассортиментно-содержательный анализ / М.А. Березина, Г.В. Шатилова, Е.Н. Смаровоз // Материалы международной научно-практической конференции «Средства массовой информации в России и за рубежом». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2023. – С. 30–41.
3. Венедиктова, А.П., Зайцева, И.М., Румянцев, П.А. Современные принципы исследования жаргонной лексики: теория и методология исследования / А.П. Венедиктова, И.М. Зайцева, П.А. Румянцев // Сборник статей Астраханского государственного университета. Вып. 4. Маркетинг и экономика. – Астрахань: Издательство Астраханского государственного университета, 2023. – С. 99–110.
4. Головецкая, А.Я., Пахмутова, И.М., Сыроварова, И.С. Современный рынок англоязычной молодежной прессы: ассортиментный анализ и основные направления работы СМИ: теория и методология исследования / А.Я. Головцекая, И.М. Пахмутова, И.С. Сыроварова // Вестник Рязанского государственного университета. – 2022. – № 11. – С. 104–116.
5. Грамаденко, Г.Н., Петунина, А.А., Шаловская, И.С. Современные подходы к исследованию основных характеристик молодежи как социальной группы: теория и методология исследования / Г.Н. Грамаденко, А.А. Петунина, И.С. Шаловская // Сборник статей Курского государственного университета. Вып. 8. Социальные науки. – Курск: Издательство Курского государственного университета, 2022. – С. 36–50.
6. Дергаева, Ю. Какие СМИ читает прогрессивная американская молодежь / креативный класс / Ю. Дергаева // Яндекс Кью. – 2016. – URL: https://yandex.ru/q/question/kakie_smi_chitaet_progressivnaia_molodezh_b408cc24/?ysclid=lpd2352jyz375302374 (дата обращения: 23.11.2023).
7. Карташова, Н.А., Милославская, Г.А. Современные представления о жаргонной лексике как о средстве развития языка: теория, методология и практика / Н.А. Карташова, Г.А. Милославская // Вестник Удмуртского государственного университета, 2023. – С. 88–100.
8. Кузьменко, Т.А., Фурманова, О.В. Молодежные субкультуры как социально-культурный феномен современности / Т.А. Кузьменко, О.В. Фурманова // Известия Волгоградского государственного университета. – 2021. – № 8 (356). – С. 43–57.
9. Молокова, И.С., Татищева, Е.Н., Горленко, В.В. Эффективность жаргонных выражений для привлечения аудитории: результаты социологических исследований / И.С. Молокова, Е.Н. Татищева, В.В. Горленко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной лингвистики». – Омск: Омский государственный университет, 2023. – С. 42–54.
10. Никитина, И.М., Фурманова, Г.А., Соловейчик, П.И. Теоретические и практические подходы к возрастной периодизации молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы организации исследования / И.М. Никитина, Г.А. Фурманова, П.И. Соловейчик // Материалы международной научно-практической конференции «проблемы и перспективы проведения социологических исследований в России и за рубежом». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2022. – С. 135–148.
11. Подростковые журналы на английском языке: 10 самых лучших и популярных // KAFETOP. – 2020. – URL: https://www.kafetop.ru/news/zhurnaly-dlja-podrostkov-na-anglijskom/2020-01-20-430?ysclid=lpcyssigi4155933629 (дата обращения: 22.11.2023).
12. Потапова, Е.В., Солнцева, И.С., Чуравина, Г.А. Жаргонные выражения как эффективный инструмент экспрессии в публицистических текстах: проблемы и перспективы / Е.В. Потапова, И.С. Солнцева, Г.А. Чуравина // Вестник Ижевского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 58–70.
13. Сидаков, А.В., Чайникова, М.М., Свиридова, Н.А. Лексико-семантические особенности текстов статей молодежных журналов на английском языке: методологические основы исследования / А.В. Сидаков, М.М. Чайникова, Н.А. Свиридова // Известия Самарского государственного университета. – 2021. – № 5 (305). – С. 99–108.
14. 25 интересных журналов на английском языке // Английский дом. – 2020. – URL: https://www.englishdom.com/blog/25-interesnyx-zhurnalov-na-anglijskom-yazyke/?ysclid=lpd20nxvlp320178977 (дата обращения: 23.11.2023).