Фрагмент для ознакомления
2
Страна на данном этапе является одним из активных участников экономической жизни, основанной на рынке. Подобные методы, концептуальные инструменты и инструменты исследования в целом соответствуют условиям современной смешанной экономики, в которой государство находится в положении партнера и конкурента частных предприятий, ответственных за производство конкретных материальных благ и продукции. Служить.
Постановка этого вопроса предполагает, что, с одной стороны, государство не претендует на роль некоего творца экономического порядка, с другой стороны, оно не ограничивается выполнением функций «ночного сторожа».
Это вселяет в экономистов взгляд на страну, свободный от излишнего энтузиазма и предвзятости.
Одним из базовых вопросов рыночной экономики является соотношение рыночных сил и государственного регулирования, которое всегда вызывало острые споры как среди экономистов, так и среди политиков разных направлений. Существует множество теорий, оправдывающих вмешательство государства в экономику. Каждая мера считается более эффективной в определенное время, исходя из конкретной социально-экономической и политической ситуации в стране, прошлых традиций и идей, преобладающих политических настроений и проблем, с которыми сталкивается страна. На данном этапе государственное регулирование российской рыночной экономики характеризуется умеренным вмешательством.
Страна решает задачи дальнейшего развития, и поскольку национальная экономика является одной из важнейших сфер ее деятельности, уровень российской экономики должен достичь высоких показателей. В этой связи исследование государственного регулирования в российской рыночной экономике представляется особенно актуальным.
Цель данной работы – рассмотреть границы государственного регулирования экономики, проанализировать особенности государственного регулирования в России на современном этапе, выделить трудности и выявить перспективы повышения эффективности государственного регулирования.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Изучить роль государственного регулирования на рынке;
Рассмотреть влияние государственного регулирования на конкуренцию,
на качество товаров и услуг и на инновации и экономическое развитие ;
Рассмотрение государственного влияния на монопольный рынок.
В качестве теоретической основы данного исследования были использованы работы следующих авторов: Савченка П. В., Богосовой И. А., Жильцовой Е. Н. и др. Структура курсовой работы подчинена решению основных целей и задач, состоит из введения, три главы, заключение и список использованных ресурсов.
Методологической основой для написания работы стали труды отечественных специалистов в данной области, материалы из научных журналов, интернет.
Данная работа включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Часть 1
1.1 Роль государственного регулирования на рынке
Рыночная экономика является эффективной системой решения основных экономических проблем. Современная экономика представляет собой синтез рыночных механизмов и элементов государственного регулирования. Основой любой страны является вмешательство государства в экономику.
Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда между изолированными товаропроизводителями; уравновешивает спрос и предложение; способствует повышению качества выпускаемой продукции; снижает издержки производства; побуждает покупателей к сбережениям; увеличивает доходы.
Государство осуществляет определенный надзор, стабильность и социальную компенсацию для увеличения или уменьшения степени вмешательства. Государственное регулирование в рыночном механизме – это целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы экономического развития с целью поддержания его устойчивости или изменения в ожидаемом обществом направлении [5, с.140].
Свободные рынки через систему цен, прибылей и убытков побуждают предпринимателей производить товары в количествах, необходимых обществу. Однако рыночные механизмы могут решить крупные экономические проблемы только при соблюдении следующих условий [7, с.96]:
- субъекты рыночного хозяйства должны иметь равные возможности влиять на формирование рыночных цен;
- покупатели и производители имеют доступ к полной и достоверной информации о состоянии рынка (спрос и предложение на товары, их характеристики, качество и цена, наличие сырья и т.д.);
- на рынке не существует сговора продавцов и покупателей с целью получения наиболее выгодных условий продажи или покупки товаров (услуг) для себя;
- все члены общества имеют примерно равные доходы, что позволяет им в равной степени влиять на конъюнктуру рынка.
Полностью выполнить все условия невозможно. Поэтому, когда рыночный механизм решает базовые проблемы, такие как сбалансированное распределение совокупного общественного дохода, рациональное использование ограниченных ресурсов и стабильное развитие национальной экономики, происходят сбои, которые влияют на общество.
Всеми негативными сторонами рыночной экономики можно объяснить возросшую роль государства в экономике. Поскольку рыночная система не может решить проблему обеспечения населения общественными благами и защиты окружающей среды, государство должно взять на себя ответственность за устранение или смягчение последствий несовершенства рыночных механизмов и решение проблем, в которых рыночный механизм не заинтересован.
Причин нестабильности рыночного механизма множество, важнейшая из которых.
Возникновение монополии - попытки монополиста получить экономическую прибыль за счет общественных интересов: нерациональное использование факторов производства, снижение выпуска и качества продукции, рост безработицы на рынке, рост издержек. Сам рынок не может справиться с монополией - политическим произволом. . Государство обязано решать эти проблемы. [21, с.73]
Факторы, причиняющие неоправданный вред, существуют потому, что определенные виды деятельности в сфере производства и потребления налагают прямые затраты или выгоды на потребителей и предприятия, которые непосредственно не участвуют в этих видах деятельности. Речь идет о возникновении внешних эффектов, компенсация которых не зависит от рыночных механизмов. Такая ситуация очень типична, например, компании загрязняют окружающую среду в процессе создания различных благ для общества. В то же время интересы частных предприятий вступают в противоречие с интересами общества – владельцы частного бизнеса не желают тратить деньги на борьбу с загрязнением, а общество в целом нуждается в чистой окружающей среде. Поэтому без вмешательства государства этого сделать невозможно.
Дифференциация доходов слишком велика – рыночный механизм не может преодолеть социальную дифференциацию доходов и не может гарантировать стабильность экономического развития страны. Доход отдельного гражданина будет во многом зависеть от его способностей и умения использовать свои знания и конъюнктуру рынка для достижения личных интересов, а также от его навыков, образования, здоровья и т. д. Бизнес не будет заниматься социальными проблемами и безработицей. Их основная цель – увеличение или стабилизация прибыли с учетом рыночного спроса и рыночной конкуренции. При этом компании стремятся снизить издержки производства, в том числе заработную плату. Это также способствует процессу дифференциации доходов жителей. Поэтому, чтобы устранить негативное влияние разрыва в доходах, в стране установлена официальная черта бедности и разработан комплекс мер социальной поддержки и систем помощи, чтобы помочь тем, кто оказался за чертой бедности, особенно многодетным семьям, одиноким матери, инвалиды и т. д. люди, пенсионеры, молодежь и т. д. [22, с.49]
Циклический характер национального экономического развития также привел к чрезмерной нестабильности и углублению дифференциации доходов. Рецессия разрушает многие предприятия, увеличивает безработицу, многие люди оказываются за чертой бедности, экономика страны ослабевает и многое другое.
Все эти причины вынуждают государство взять на себя роль регулятора последствий слабости рынка с целью стабилизации экономического развития страны без чрезмерного вмешательства в сам рыночный механизм.
Таким образом, государственное регулирование рынков направлено на [11, с.75]:
Развитие экономики страны – увеличение количества и улучшение качества товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей людей и повышения уровня их жизни;
Стабильный уровень цен - Стабилизировать экономику и снизить напряженность между производителями, потребителями и государственным аппаратом;
Справедливое распределение доходов — защитить потребительский спрос общественными продуктами и создать нормальные условия для функционирования совершенно конкурентного рынка;
Экономическая эффективность - получение максимальных результатов от хозяйственной деятельности и оптимальное распределение этих результатов по различным сферам деятельности;
Социальное обеспечение малообеспеченных и инвалидов;
Торговый баланс страны - баланс международных финансовых операций и поддержание должной пропорции импортных и экспортных операций страны;
Контроль деятельности компании в рамках предотвращения вредных выбросов, борьбы с браконьерством, восстановления и поддержания баланса природы и других целей, в зависимости от уровня социального развития и экономического положения страны.
Для достижения своих целей страна проводит определенную экономическую политику и разрабатывает конкретные планы и механизмы реализации в рамках этой политики. При этом государством предусмотрено [3, с.115]:
создать правовую базу, обеспечивающую нормальное функционирование рынка и определяющую правила поведения участников рынка, а также судебную защиту имущественных интересов граждан и хозяйственных обществ;
в полной мере использовать ограниченные ресурсы для удовлетворения потребностей всего общества;
устранить факторы, которые позволяют отдельным участникам рынка контролировать ресурсы, влиять на формирование рыночных цен в большей степени, чем другие участники рынка;
занятость населения (создание дополнительных рабочих мест, создание базы данных спроса на рабочие профессии, создание центров занятости и переподготовки работников, курсов повышения квалификации, финансовая поддержка временной безработицы и т.д.);
защищать экономические интересы страны в международных отношениях и контролировать сферу внешней торговли и валютных операций;
путем разработки комплекса законодательных законопроектов по надзору за деятельностью предприятий в области экологической безопасности, ликвидации выбросов в окружающую среду и стихийных бедствий, защиты населения от внешних факторов, наносящих некомпенсируемый ущерб;
перераспределить доходы, устранить социальное неравенство, оказать социальную поддержку тем, кто находится за чертой бедности или не может зарабатывать на жизнь (инвалиды, молодежь, пенсионеры и т.д.), предотвращать социальные конфликты;
стабилизировать экономику и смягчить негативное влияние циклического экономического развития в стране;
осуществлять надзор за денежно-кредитным хозяйством страны и контролировать деятельность банков и других финансовых организаций, влияющих на денежное обращение страны;
защита прав потребителей и организация контроля качества производимых и импортируемых товаров и услуг.
Фрагмент для ознакомления
3
1. О техническом регулировании [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ в ред. от 21.07.2011 N 255-ФЗ. — Режим доступа: Консультант Плюс. (дата обращения: 25.11.2023).
2. Анимца Е.Г., ёлохов А.Н., Сухих В.А. Качество жизни населения крупнейшего города. Ч. 1. — Екатеринбург: Изд-во Ураль-ского гос. эконом. ун-та, 2020. — 262 с.
3. Асриянц К. Г, Алибекова З. Г, Аскеров А. А. Государственное управление в период перехода к новой экономической политике // Журнал прикладных исследований. 2022. № 12. С. 117-121.
4. Батрова Т А. Особенности реализации запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. № 3.
5. Безопасность продукции [Электронный ресурс]. — Режим доступа // http://dic.academic.ru (дата обращения: 25.11.2023).
6. Боларев Б.П., Рыбакова Г.Р., Батурина И.А. Государственные образовательные стандарты для специалистов торговли // Стандарты и качество. — 2019. — № 4.
7. Брагина З. В., Мельников А. С., Мельникова Е. А. Конкурентная организация рынка газа: реальность или утопия // Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона. 2019. С. 180-187.
8. Варламова С.Н., Седова Н.Н. Здоровый образ жизни — шаг вперед, два назад // Социол. исслед. — 2020. — № 4.
9. Георгиева Е. Х. Направления государственной экономической политики в сфере противодействия теневой экономики // Теория и практика общественного развития: электронный журнал. 2021. № 5.
10. Гоман И. В. Конкуренция и государственное регулирование экономики Российской Федерации // Вестник Самарского государственного университета. 2022. № 2 (124).
11. Демакова Е. А., Зайченко Е. А. Государственное регулирование качества и безопасности товаров на потребительском рынке РФ // ПСЭ. 2021. №2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-kachestva-i-bezopasnosti-tovarov-na-potrebitelskom-rynke-rf (дата обращения: 25.11.2023).
12. Демакова Е.А., Егорова Н.А., Васильева Н.О. Мониторинг безопасности непродовольственных товаров как подсистема управления качеством продукции // Безопасность жизнедеятельности. — 2022. — № 9.
13. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы // Маркетинг в России и за рубежом. - 2020. - № 4.
14. Дышаева Л. О роли государства в хозяйственной жизни общества // Экономист. - 2022. - № 10.
15. Елисеев Вячеслав Сергеевич ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МОНОПОЛЬНЫХ РЫНКОВ // Аграрное и земельное право. 2022. №4 (136). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-razlichnyh-vidov-monopolnyh-rynkov (дата обращения: 25.11.2023).
16. Зинченко М.В. Эффективное государственное регулирование инновационной деятельности // Проблемы экономики и менеджмента. 2019. №9 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnoe-gosudarstvennoe-regulirovanie-innovatsionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 25.11.2023).
17. Карагезьян У В. Государственная политика ограничения неконкурентного поведения фирм в России // Вестник Волгоградского государственного университета. 2022. № 4 (27).
18. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача.// Народное слово, № 11. 17.01.2021.
19. Коновалова И. Д. Особенности антимонопольного законодательства в России // Вестник Московского государственного университета печати. 2023. № 4.
20. Легкая Л. А. Роль государственного регулирования в рыночном механизме // Актуальные вопросы экономических наук. 2023. №29-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-gosudarstvennogo-regulirovaniya-v-rynochnom-mehanizme (дата обращения: 25.11.2023).
21. Лобода А. Е., Петров А. Е. Проблемы антимонопольного регулирования: административно-правовой аспект. М. : Синергия. 2023. 130 с.
22. Маркова О.А. АЭРОПОРТЫ КАК ПЛАТФОРМЫ: СЛЕДСТВИЯ ДЛЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ // ВТЭ. 2023. №3 . URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aeroporty-kak-platformy-sledstviya-dlya-antimonopolnogo-pravoprimeneniya (дата обращения: 25.11.2023).
23. Петров Д. А. Антимонопольное законодательство. Теория и практика применения. М. : Нестор-История. 2022. 160 с.
24. Полтарыхин Андрей Леонидович, Великороссов Владимир Викторович, Акулинин Федор Владимирович, Озеров Сергей Леонидович ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gosudarstvennogo-regulirovaniya-konkurentnyh-otnosheniy-v-rossii (дата обращения: 25.11.2023).
25. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ru (дата обращения: 25.11.2023).
26. Россия в цифрах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru (дата обращения: 25.11.2023).
27. Сальник Д.А. ВЛИЯНИЕ МОНОПОЛИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ // Символ науки. 2023. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-monopolii-na-ekonomicheskiy-rost (дата обращения: 25.11.2023).
28. Сатторкулов, О. Т. Методы государственного регулирования в инновационной сфере / О. Т. Сатторкулов, Б. Б. Тошбоев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (147). — С. 360-361. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41097/ (дата обращения: 25.11.2023).
29. Соколов А. П., Васильева Л. П., Борок И. Г Об актуальности государственной поддержки малого и средне - го бизнеса // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 2. № 10. С. 30-38.
30. Социально-экономическое положение Красноярского края в 2012 г. — Красноярск: Красноярскстат, 2023. — 46 с. (дата обращения: 25.11.2023).
31. Турсунходжаев М. Развитие национальной инновационной системы как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики Узбекистана. // материалы VII Форума экономистов. Тошк.: ИПМИ, 2019.
32. Хаценко А.Н. ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2-1.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20613 (дата обращения: 25.11.2023).
33. Шишким М. В. Проблемы совершенствования антимонопольной политики в современной России (институциональный аспект) // Проблемы современной экономики: электронный журнал. 2022. № 9.
34. Шишко И. В. Субъект заключения, ограничивающего конкуренцию соглашения // Вестник Омского университета. 2021. № 1 (38).