Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проводимая в России реформа Министерства внутренних дел по замыслу ее разработчиков является логическим продолжением административной реформы 2003 г., в контексте которой определены структура, функции, направления преобразования органов исполнительной власти.
В конце 2009 г. началось реформирование органов внутренних дел, основные причины которого отражены в Указе Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». (Указ Президента РФ от 24.12.2009 № 1468 (ред. от 01.03.2011) «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 28.12.2009. № 251). Одним из этапов реформы явилось переименование милиции в полицию, и, как следствие, - принятие и введение в действие Федерального закона «О полиции». (Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. ст. 900).
Назначение судопроизводства, в том числе разрешение основного вопроса по каждому уголовному делу – изобличения виновного в совершении преступления и привлечения его к уголовной ответственности либо доказывания невиновности гражданина в совершении преступления – тесно связано с эффективностью предварительного расследования как основного этапа уголовного процесса.
От того, насколько грамотно решены организационные и правовые вопросы досудебного производства, и, в частности, определен статус полиции в качестве субъекта уголовно-процессуальной деятельности, зависит успех реализации уголовной политики государства.
На фоне указанных негативных процессов ведется плодотворная работа по совершенствованию действующего уголовного, уголовно-процессуального законодательства, ведомственных нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих статусное положение органов по расследованию в системе Министерства.
Так, существенное влияние на состояние борьбы с преступностью способны оказать, в частности, изменения уголовно-процессуального законодательства.
Правовой статус полиции, ее место и роль в уголовном процессе давно являются предметом научных диспутов и научно-практических форумов различных уровней. Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее по тексту УПК РФ), отражающий все современные тенденции развития общества и государства, в том числе определяет полицию в качестве одного из самостоятельных субъектов уголовного судопроизводства.
Как одно из ведущих структурных звеньев в системе органов внутренних дел полиция обладает уникальной компетенцией сразу в трех сферах: оперативно-розыскной, административно-юрисдикционной и уголовно-процессуальной деятельности.
В этой связи следует отметить, что в последние годы процессуальная регламентация деятельности полиции в досудебном производстве вызывает повышенный научный и практический интерес с позиции поиска путей оптимизации ее функционирования и, в частности, решения проблем производства ею дознания.
Деятельность подразделений полиции, обладающих процессуальной компетенцией, до недавнего времени носила разобщенный характер и была лишена единого организационного и методического обеспечения. Только в ходе проводимой реформы специализированные подразделения дознания обрели организационную вертикаль в лице Управления по организации дознания МВД России и были выведены из системы общественной безопасности. При этом они обрели межблоковый статус единой и самостоятельной службы полиции. Произошло то, что прогнозировали многие ученые-процессуалисты, включая вашего покорного слугу, приближали практики, работающие в подразделениях дознания.
Одним словом, внимание ученых и практических работников к проблемам процессуальной деятельности полиции завершилось соответствующими изменениями уголовно-процессуального законодательства. Полагаем, что вполне назрела необходимость в концептуальном осмыслении процессуальной деятельности ее субъектов.
К слову надо сказать, что среди ученых нет единства мнений, касающихся дознания как самостоятельной формы предварительного расследования.
Также исследование данной темы представляется немаловажным для определения, каким же целям всё-таки следует полиция. Защита граждан, их прав должна быть главной целью такого органа, как полиция, с таким многочисленным штатом. К сожалению, зачастую кажется, что сотрудники действуют в прямо противоположном направлении. В нашей стране государство всё больше противопоставляет себя народу, а не является его представителем. Полицию задела та же тенденция. Поддержка государства, которым недовольно большинство населения, повсеместные грубые нарушения прав и свобод человека сотрудниками полиции – вот та призма, через которую сейчас сложилось восприятие полиции.
Процессуальная компетенция органов внутренних дел привлекла к себе внимание многих ученых. Заметный вклад в ее исследование внесли
Ю.Н. Белозеров, Б.Б. Булатов, Н.А. Власова, Б.Я. Гаврилов, В.Н. Григорьев, А.П. Гуляев, В.Г. Даев, Ю.В. Деришев, А.М. Донцов, А.Я. Дубинский,
В.И. Жулев, О.А Зайцев, В.А. Иванов, З.Ф. Коврига, И.Ф. Крылов,
Д.А. Лобачев, А.Я. Марков, В.А. Михайлов, В.В. Николюк, В.М. Савицкий, М.С. Строгович, А.Х. Струкова, М.А. Чельцов, А.А. Чувилев, В.Е. Чугунов, В.В. Шимановский, С.П.Щерба и другие. За последние годы проблемам деятельности органов дознания посвящены диссертации: В.В. Воронина,
М.Р. Галиагметова, Р.В. Зимина, В.М. Карпенко, Г.Д. Луковникова,
Д.В. Осипова, Е.Н. Погорелова, А.Б. Сергеева, Н.И. Скударевой, С.А. Табакова,
Т.Б. Токалова, И.Г. Хисматуллина и др.
Между тем, если вопросы непосредственного участия сотрудников полиции в производстве процессуальных и следственных действий в той или иной мере нашли отражение в специальной литературе, то выполнение полицией обеспечивающих, а также вспомогательных функций в рамках уголовного судопроизводства не являлось предметом исследования. В юридической теории не получил развития подход к комплексному рассмотрению полиции как многофункционального субъекта уголовно-процессуальной деятельности.
Научное исследование уголовно-процессуальных функций полиции важно для уголовного процесса, уголовного права, уголовной политики, оперативно-розыскной деятельности, прокурорского надзора, теории управления правоохранительными системами и в методологическом плане, так как может способствовать решению общих и частных теоретических вопросов, создает надежные условия для защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Таким образом, выбранная тема достаточно актуальна.
Объект работы – общественные отношения, возникающие по поводу исполнения сотрудниками полиции своих полномочий.
Предмет работы – нормы законодательства, регулирующие деятельность полиции.
Цель работы – изучить цели и задачи полиции в РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Российская газета. 25.12.1993 г. № 237.
2. Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изменениями и дополнениями) // Российская газета.08.12.1994 – 22.12. 2006 гг. N 238-239; 23, 24, 25; 233; 289.
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
6. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.
7. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства РФ. 17.07.1995. № 29. Ст. 2759.
8. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
9. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии» // Собрание законодательства РФ. 16.06.2008. № 24. Ст. 2789.
10. Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об Общественной палате РФ» // Собрание законодательства РФ. 11.04.2005. № 15. Ст. 1277.
11. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе РФ» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.
12. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. Ст. 3349.
13. Указ Президента РФ от 24.12.2009 № 1468 (ред. от 01.03.2011) «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел РФ» // Российская газета. 28.12.2009. № 251.
14. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 15.07.2017) «Вопросы Министерства внутренних дел РФ» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел РФ») // Собрание законодательства РФ. 07.03.2011. № 10. Ст. 1334.
15. Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 (ред. от 08.09.2016) «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2013 № 27763) // Российская газета. № 65. 27.03.2013.
16. Приказ МВД России от 21.06.2003 № 438 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2003 № 4878) // Российская газета. № 137. 11.07.2003.
17. Приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 (ред. от 12.02.2015) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции») (Зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2008 № 11290) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 27. 07.07.2008.
Литература
18. Белкин А.Р. УПК РФ: отменить нельзя поправить? В 2 т. Том 2. Досудебное производство (2-е изд., испр. и доп.). – «Издательство Юрайт», 2017 г.
19. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004.
20. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей и др. – М.: Проспект, 2012.
21. Срукова А. Х. Отдельные вопросы законодательной регламентации правового положения и уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел как органов сознания // Российский следователь. 2012 г. № 15.