Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. За последнее десятилетие политическая, экономическая и социальная ситуация в России кардинально изменилась. Переход экономики страны на рыночные отношения привел к возникновению экономических и социальных проблем, таких как экономическая нестабильность, инфляция, рост безработицы, увеличение числа беженцев. Игнорирование роли социальных факторов в экономическом развитии привело к быстрому имущественному расслоению общества и значительному снижению уровня жизни многих граждан. Значительно ухудшилось экономическое положение пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, т.е. наиболее социально уязвимых и неблагополучных социальных групп.
Уровень жизни большинства населения очень низок, и все больше людей нуждаются в социальной защите. В связи с этим одной из ключевых задач федеральных, региональных и муниципальных органов власти и общественных организаций в сложившейся социально-экономической ситуации является совершенствование форм и методов предоставления услуг социальной защиты малообеспеченным группам населения и повышение их качества.
В связи с этим необходимо найти новые механизмы влияния на сложившуюся ситуацию в области социальной защиты малообеспеченных групп населения. Реализация мер социальной защиты малообеспеченных семей будет иметь региональную специфику, поскольку будет зависеть от уровня социально-экономического развития региона, бюджетных характеристик на всех уровнях и полномочий федеральных и региональных органов власти в социальной сфере, являющейся совместной зоной ответственности.
Объектом исследования настоящей работы являются нормы права социального обеспечения, регулирующие вопросы эффективности системы социальной защиты малообеспеченных семей.
Предметом исследования составляют общественные отношения, регулирующие вопросы эффективности системы социальной защиты малообеспеченных семей.
Целью исследования является анализ эффективности системы социальной защиты малообеспеченных семей.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятие социальной защиты малообеспеченных семей;
2.рассмотреть формы социальной защиты малообеспеченных семей;
3.определить направления совершенствования форм и методов предоставления услуг социальной защиты малообеспеченным семьям в России;
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; федеральное и региональное законодательство; постановления судебных инстанций Российской Федерации и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Гаджиев Г.А., Журавлева О.О., Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Кораблева О.В., Павлюткин И.В., Сулейманова Г.В., Тучкова Э. Г., Черепанов В.А. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1.Правовое регулирование социальной защиты малообеспеченных семей в РФ
1.1.Понятие социальной защиты малообеспеченных семей
Социальная защита - экономические, социальные и юридические гарантии прав и свобод человека, обеспечивающие гражданам достойное существование, уровень и качество жизни; механизмы, институты и инструменты реализации законодательно установленных гарантий, права граждан на социально приемлемый уровень жизни и благосостояния .
Согласно абз.2 ст.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон о социальной помощи) под государственной социальной помощью понимаются социальные пособия, социальные выплаты, пенсии, субсидии, социальные услуги и жизненно необходимые товары. услуги и товары первой необходимости.
Цель государственной социальной помощи определена в статье 3 Закона о социальной поддержке следующим образом:
-поддержка уровня жизни малообеспеченных семей и малообеспеченных одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
-целевое использование бюджетных средств;
-повышение адресности социальной помощи нуждающимся гражданам.
-создание условий, необходимых для обеспечения общедоступности и социально приемлемого качества социальных услуг;
-снижение социального неравенства;
-повышение доходов граждан.
В статье 6.1 Закона "О социальной помощи" перечислены категории граждан, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Это обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями по рецептам врачей и продуктами лечебного питания (лекарственными препаратами) в количестве, превышающем установленное Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, подготовленным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N61-ФЗ "О распределении лекарственных средств", на основании стандарта медицинской помощи.
Порядок предоставления социальных услуг установлен статьей 6.3 Закона о социальной помощи.
Положение о финансировании расходов на предоставление гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, Порядок предоставления набора социальных услуг утвержден приказом Минтруда России от 21 декабря 2020 г. N 929н, Минздрава России N 1345н. утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2020 года.
Согласно ст.12 Закона о социальной помощи, государственная социальная помощь оказывается в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и иные выплаты) или натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Информацию о наличии, видах, порядке и условиях предоставления социальных услуг можно получить в государственной системе социальных служб. К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении местных органов власти.К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, созданные благотворительными, добровольными, религиозными, иными организациями и частными лицами.
Малообеспеченость - это условная характеристика бедности, основным определением которой является такое состояние уровня жизни, когда доход не превышает определенного (официально установленного обществом) уровня средств существования. Эта определяющая характеристика бедности называется малообеспеченностью.
В нормативно-правовых документах Российской Федерации понятия "бедность" и "малообеспеченность" употребляются в одном и том же значении.
Под малообеспеченностью понимается бедность как состояние несоответствия между достигнутым средним уровнем удовлетворения потребностей и возможностью их удовлетворения в данной социальной группе или слое. Малообеспеченность характеризуется неразвитостью потребностей, необходимостью удовлетворения материальных нужд и запросов в ущерб духовным и социальным потребностям, распадом (разрывом) социальных связей. Это приводит к снижению материальной обеспеченности отдельных групп населения, изменению ценностей, формированию особого социального мира, общепринятой и одобряемой обществом культуры (субкультуры), расхождению в образе жизни, что является угрозой для нормального функционирования последнего.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные материалы
1. Российская Федерация. Законы. Конституция РФ : [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О государственной социальной помощи" // «Собрание законодательства РФ», 1999, № 29, ст. 3699.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // «Собрание законодательства РФ», 2013, № 52 (часть I), ст.7007.
Научные и учебно-методические издания
4. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. - М: Проспект, 2020. 184 с.
5. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. - М: Юрайт, 2019. 428 с.
6. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. - М: Проспект. 2020. 112 с.
7. Журавлева О.О. Налогово-правовые меры поддержки семей // Журнал российского права. 2021. № 5. С. 92.
8. Какие меры социальной поддержки предусмотрены для населения? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
9. Какие организации относятся к учреждениям социальной защиты? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
10. Какие льготы имеют многодетные родители? // Азбука права: электрон. журн. 2023. - С.10.
11. Касаткина А.Ю. Семья в Российской Федерации: проблемы теории и практики / А.Ю. Касаткина // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. - С.8.
12. Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. - М: КноРус, 2019. 240 с.
13. Костина С.Н. Модели многодетности в современном российском обществе (результаты нарративного интервью) / С.Н. Костина, Е.В. Зайцева // Социологические исследования. 2021. № 3. - С.94.
14. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Под ред. Филиппова М. В. - М: Юрайт, 2019. 406 с.
15. Предусмотрены ли пособия многодетным семьям на федеральном уровне? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
16. Сперанская Л.В. Социальная защита населения: понятие и правовое регулирование // СПС КонсультантПлюс. 2023.
17. Сулягина Е.А. Труд и занятость - объекты конституционно-правового регулирования в Российской Федерации как социальном государстве // Современное право. 2018. № 6. С. 29 - 36.
18. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. - М: Юрайт, 2019. 430 с.
19. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.
20. Черепанов В.А. Дело о материнском капитале: проблемные вопросы и поиск решения // Российская юстиция. 2018. № 9. С. 61 - 64.
Ресурсы сети Интернет
21. http://www.consultant.ru - Справочная правовая система.