Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Современная глобализация проявляется во всех сферах жизни человеческого общества, в связи с чем, человеку жизненно необходимо владеть хотя бы одним иностранным языком. Людям необходимо общаться и передавать свои мысли и знания. Всё это происходит за счет использования слов, как в устной, так и в письменной форме. Если человек владеет языком, перед ним открываются новые перспективы в жизни, общении, работе и др.
Английский язык является общепризнанным языком международного общения, лексика которого имеет свое своеобразие. Вопросы, когда начать обучать детей иностранному языку, интересуют многих родителей. Это ожидаемо, поскольку знание хотя бы одного иностранного языка превратилось в необходимость. Проблема когнитивного развития детей школьного возраста является сегодня актуальной для учителей всех областей. Современная образовательная система выполняет дополнительную функцию развития у детей памяти, внимания, воображения и других познавательных способностей.
Иностранный язык – это один из тех общеобразовательных учебных предметов, который может внести свой весомый вклад в этот процесс, поскольку он обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Задача учителя состоит в том, чтобы создать соответствующие дидактические условия, способствующие когнитивному развитию школьников. Проблема когнитивного развития детей школьного возраста в процессе обучения иностранному языку является важной и актуальной. Актуальность работы обосновывается необходимостью
изучения когнитивных особенностей обучения школьников английскому языку при выполнении ими аргументированного письменного высказывания на старшем этапе в средней общеобразовательной школе.
Цель работы: изучение и обоснование необходимости использования методики обучения аргументированному письменному высказыванию на старшем этапе в средней общеобразовательной школе.
Объект исследования: процесс когнитивного развития старших школьников в процессе обучения иностранному языку.
Предмет исследования: методика обучения аргументированному письменному высказыванию на старшем этапе в средней общеобразовательной школе.
Задачи:
1. Провести анализ понятия аргументированное письменное высказывание старших школьников на уроках иностранного языка.
2. Дать психолого – педагогическую характеристику старших школьников.
3. Описать организационно-педагогические условия при обучении аргументированному письменному высказыванию на старшем этапе в средней общеобразовательной школе.
4. Предложить методические рекомендации по обучению аргументированному письменному высказыванию на старшем этапе в средней общеобразовательной школе.
В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ по проблеме исследования, педагогическое наблюдение за учебным процессом в школе, анализ школьной документации, анализ полученных результатов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из
введения, теоретической и практической глав, четырёх параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы обучения аргументированному письменному высказыванию на старшем этапе в средней общеобразовательной школе
1.1. Анализ понятия аргументированное письменное высказывание старших школьников на уроках иностранного языка
Российская образовательная среда на всех её ступенях, от дошкольного образования – до высшего, подверглась процессу реформирования. Стране требуются высококвалифицированные кадры, умеющие коммуницировать с иноязычными специалистами и не только. Обучение иностранному языку всех желающих используется сегодня не только как средство общения, но как средство для развития духовного мира личности на основе знаний о культуре той страны, чей язык изучается. Для этого необходимо развитие умений аргументированного письма на старшем этапе в средней школе. Прежде всего – это необходимо для успешной подготовки и сдачи ЕГЭ по английскому языку. Практически у каждого учителя старших классов выстроена система работы с аргументами. Письменное высказывание с элементами рассуждения на иностранном языке требует от старшего школьника умений решать
-высказывать свое собственное мнение и приводить аргументы, доказательства, примеры;
-делать правильные выводы по текстам;
-последовательно и логически правильно выстраивать своё высказывание;
-правильно оформлять высказывание стилистически в соответствии с поставленной задачей;
-использовать соответствующую лексику, в соответствии с поставленной задачей и др.
При этом школьники должны избегать орфографических ошибок, грамотно делить тексты на предложения и делать правильное пунктуационное оформление. Учителя практики часто говорят о больших сложностях старших школьников в такого рода вопросах. Наибольшие трудности вызывает у учеников содержательная сторона высказывания с элементами рассуждения. К наиболее часто встречающимся трудностям педагоги относят:
-трудности, связанные с постановкой проблемы;
-неумение формулировать собственное мнение и оформлять его письменно;
-затруднения, вызванные дефицитом знаний лингвострановедческого характера;
-отсутствие необходимых знаний имен известных людей, нужных источников, на которые необходимо ссылаться при построении аргументов и приведении примеров;
-недостаточность развития познавательных УУД, в частности, умение сравнивать, анализировать, синтезировать, делать выводы и др.
Очевидно, что аргументированное письмо связано с умением логично и последовательно высказывать свои собственные мысли в разговорной речи. Существуют психологические особенности личности, влияющие на успешность овладения иностранным языком. Речь идёт о достаточном уровне произвольного внимания, большом объёме памяти, высоких уровнях логического мышления и нейротизма.
5. Речь. Исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей, форма общения, которая опосредованная языком. Речь – особое средство общения между людьми. Речь тесно связана с мышлением и является внешним показателем особенности мышления. Виды речи бывают следующие:
А). Активная речь (говорю и пишу);
Б). Пассивная речь (слушаю и читаю);
В). Внешняя речь (произносимая вслух);
Г). Внутренняя (произносимая про себя);
Д). Эгоцентрическая речь (направлена на себя);
Е). Устная речь (это диалогическая и монологическая);
Ж). Письменная речь (исключительно монолог).
6. Воображение. Высший психический процесс создания нового предмета, образа или ситуации через переработку имеющихся у субъекта представлений. Воображение может быть:
- активное;
-произвольное;
-непроизвольное;
-пассивное.
Таким образом, когнитивное развитие субъектов рассматривается в самых различных его проявлениях, и в различных сущностных характеристиках. Наиболее значимым здесь является то, что когнитивное развитие выступает в двух аспектах. В качестве естественного процесса, протекающего под непосредственным влиянием различных педагогических и социокультурных детерминант и в качестве искусственного процесса, как рефлексией над первым. Принципиальным можно назвать выяснение относительно средств проектирования когнитивного развития к имеющимся основным механизмам [Пассов Е.И., С.23].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ариян, М. А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Агеносова, Н. Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста [текст]/ Н.Л. Агеносова. – М.: Флинта, 2015. - 191 с.
3. Айснер, Л.Ю., Бершадская С.В., Айснер Л.Ю. К вопросу об
инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной
научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
4. Баранников, А.В. О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования [текст]/ А.В. Баранников // Иностранные языки в школе. –2009. – 10 с.
5. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения
иностранным языкам? [текст]/ И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2007. С.2–6.
6. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2007. – 60 с.
7. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 29.11.2023).
8. Горлова, Н. А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
9. Зайцева, К.П. Об актуальности формирования коммуникативных
способностей в учебной деятельности младших школьников // The
Emissia. Offline Letters, 2011. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.emissia.org/offline/2011/1552.htm (дата обращения: 29.11.2023).
10. Когнитивная психология [текст]/ под ред. В.Н.Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 480 с.
11. Кохендерфер, Ю.В. технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников [текст]/ Ю.В. Кохендерфер // Вестник ГУУ. – 2013. – №2. – С. 278-283.
12. Когнитивный подход в обучении иностранному языку[электронный ресурс]/ https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-4340 (дата обращения: 29.11.2023).
13. Мусницкая, Е. В. Методика преподавания иностранных языков [текст] / Е. В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
14. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст] / подред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.:
Просвещение, 2010. – 425 с.
15. Психологические аспекты [текст] – СПб: Каро, 2013. – 318 с.
16. Пассов, Е. И. Коммуникативность: прошлое, настоящее и будущее [текст] /Е.И. Пассов // Русский язык за рубежом. – 2010. – No 5. – С. 23–34.
17. Пассов, Е.И. Упражнения как средства обучения. [текст]/ Е.И. Пассов – Воронеж: Интерлингва, 2002. – 40 с.
18. Пассов, Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. [текст] – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
19. Пантюхова, П.В. Психолого- педагогические условия раннего обучения иностранному языку в общеобразовательной школе [текст]/ П.В. Пантюхова // Наука. Инновации. Технология. – 2007. – № 2. – С. 53 - 56.
20. Паранчер, Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии [текст]/ Н.Н. Паранчер // Шк. технологии. – 2002. – № 3. – С.76-86.
21. Реан, А.А. Психология и педагогика [текст]/ А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Разум. – М., 2012. – 486 с.
22. Реутова, Е.А. Применение активных и интерактивных методов
обучения в образовательном процессе вуза [текст]/ Е.А.Реутова. - (методические рекомендации) – Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. – 58 с.
23. Рогова, Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку в общеобразовательных учреждениях. [текст] – М.:
Просвещение, 2010 – 263 с.
24. Учёт когнитивных стилей обучающихся при выборе стратегий обучения иностранному языку [электронный ресурс]/ Педагогические науки. -Выпуск №7 (109) Июль 2021 / https://research-journal.org/pedagogy/uchet-kognitivnyx-stilej-obuchayushhixsya-pri-vybore-strategij-obucheniya-inostrannomu-yazyku/ (дата обращения: 29.11.2023).
25. Храмченко, Т.А. Учет когнитивных стилей учащихся в инновационных технологиях обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение» [электронный ресурс]/ https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-kognitivnyh-stiley-uchaschihsya-v-innovatsionnyh-tehnologiyah-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 29.11.2023).