Фрагмент для ознакомления
2
В современном обществе межгрупповое взаимодействие остается одной из актуальных проблем, вызывающей серьезные социальные и психологические последствия. Конфликты и разногласия между различными группами людей, основанные на расовой, этнической, религиозной, половой или социальной принадлежности, могут привести к напряженным отношениям, дискриминации, насилию и даже крупным социальным конфликтам. Изучение этого явления представляет большой интерес для социологии, психологии и других наук, поскольку понимание факторов, влияющих на межгрупповые отношения, может помочь разработать стратегии улучшения межгрупповой динамики и предотвращения конфликтов.
Каждый социальный коллектив, группа представляет собой сложное социально-психологическое образование. В группе могут одновременно функционировать формальная система и неформальная модель отношений. В свою очередь, неформальное взаимодействие в коллективе содержит систему ценностно-нормативной значимости, статусно-ролевую структуру и сложную систему межличностных предпочтений и отношений.
Поэтому межгрупповой конфликт, его понятие подразумевает сложную систему взаимодействия, которая наблюдается как между большими группами, так и между малыми группами внутри одного подразделения или отдельными лицами, представляющими интересы своих групп.
Объект исследования: процесс межгруппового взаимодействия в социальных группах.
Предмет исследования: межгрупповое взаимодействие в социальных группах
Целью работы является изучение и анализ межгруппового взаимодействия в социальных группах
Задачи курсовой работы:
Изучить теоретико-методологические основы межличностного взаимодействия между людьми
Выявить психологические особенности социальных групп.
Описать межгрупповой конфликт как форму межгруппового взаимодействия
Теоретические основы:
1. Социальная идентичность: теории социальной идентичности (например, теория самоидентификации Тэджфэла и Тернера) объясняют, как люди определяют себя через свою принадлежность к определенным группам и как это влияет на их восприятие других групп.
2. Межгрупповая динамика: теории межгрупповых отношений (например, теория реалистического конфликта Шерифа) объясняют, как возникают конфликты и взаимодействие между группами на основе ресурсов, власти и территории.
3. Стереотипы и предвзятость: теории формирования стереотипов (например, теория социального познания) объясняют, как формируются стереотипы о других группах и как это влияет на поведение и решения индивидов.
4. Социальное влияние: теории социального влияния (например, теория социального подражания) объясняют, как одна группа может повлиять на другую через различные процессы социального обучения и взаимодействия.
Практическая значимость:
1. Межгрупповые конфликты и мирное сосуществование: исследования в области межгруппового взаимодействия могут помочь развить стратегии урегулирования конфликтов и способы содействия сотрудничеству между различными группами в мультикультурных обществах.
2. Образование и межгрупповые отношения: изучение межгруппового взаимодействия может помочь разработать методики обучения, способствующие улучшению отношений между студентами из различных культур и групп.
3. Психотерапия и межгрупповые отношения: изучение межгруппового взаимодействия в психотерапевтическом контексте может помочь разработать методики работы с клиентами, принадлежащими к различным социальным и культурным группам.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Социально-психологические исследования межгрупповых отношений касаются восприятий, отношений и поведения, которые люди выражают, когда думают о себе и других как о членах социальных групп. Все люди принадлежат к множеству различных типов социальных групп: от более мелких групп людей (например, круг друзей) до более крупных социальных категорий (таких как пол и раса).
Когда люди думают и действуют как члены группы, они склонны подчеркивать сходство между собой и членами своей группы и преувеличивать различия между членами своей группы и других групп (социальная категоризация) [2]. Люди также склонны оценивать людей по-разному в зависимости от того, являются ли они членами своей собственной группы (члены внутренней группы) или членами других групп (члены чужой группы); в частности, люди обычно отдают предпочтение членам своей собственной группы, так что они оценивают их более позитивно и более позитивно приписывают их поведение по сравнению с тем, как они оценивают членов чужой группы (эта тенденция называется внутригрупповым фаворитизмом).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В.С. Агеев. – Москва : Издательство МГУ, 2018. – 240 c.
2. Белинская, А. Б. Педагогическая конфликтология : учебное пособие для вузов / А. Б. Белинская. – 2-е изд. –Москва : Издательство Юрайт, 2023.
3. Гулевич, О. А. Психология межгрупповых отношений : учебник для вузов / О. А. Гулевич. – 2-е изд., испр. и доп. –Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 345 с.
4. Евгеньева, Т. В. Психология массовой политической коммуникации : учебник и практикум для вузов / Т. В. Евгеньева, А. В. Селезнева. – 2-е изд., испр. и доп. –Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 250 с.
5. Зуб, А. Т. Психология управления : учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. – 2-е изд., перераб. и доп. –Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 372 с.
6. Иванова, О. А. Конфликтология в социальной работе : учебник и практикум для вузов / О. А. Иванова, Н. Н. Суртаева. –Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 282 с.
7. Каменец, А. В. Введение в теорию социального взаимодействия / А.В. Каменец. –Москва: Мир, 2015. – 426 c.
8. Кашапов, М. М. Основы конфликтологии : учебное пособие для вузов / М. М. Кашапов. – 2-е изд., испр. и доп. –Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 116 с.
9. Кожевникова, Магдалена Межкультурный контакт: взаимодействие социального работника и клиента / Магдалена Кожевникова. – Москва : LAP LambertAcademicPublishing, 2012. – 443 c.
10. Леонов, Н. И. Конфликтология: общая и прикладная : учебник и практикум для вузов / Н. И. Леонов. – 4-е изд., перераб. и доп. –Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 395 с.
11. Леонов, Н. И. Психология конфликта: методы изучения конфликтов и конфликтного поведения : учебник для вузов / Н. И. Леонов. – 3-е изд., перераб. и доп. –Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 264 с.
12. Матвеева, А. И. Личность и общество: проблема социально-духовного взаимодействия. Монография / А.И. Матвеева. – Москва : БУК, 2016. – 156 c.
13. Нигматуллина, Т. А. Политическая медиация : учебное пособие для вузов / Т. А. Нигматуллина, Л. О. Терновая. – 2-е изд., испр. и доп. –Москва : Издательство Юрайт, 2023.
14. Охременко, И. В. Конфликтология : учебное пособие для вузов / И. В. Охременко. – 2-е изд., перераб. и доп. –Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 154 с.
15. Поправко, Василий Интернет-сообщества как новая форма социального взаимодействия: моногр. / Василий Поправко. – Москва : LAP LambertAcademicPublishing, 2012. – 140 c.
16. Турченко, В. И. Диагностика социально-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ: моногр. / В.И. Турченко. –Москва : Флинта, 2015. –332 c.
17. Черепанова, Е. С. Философия конфликта : учебное пособие для вузов / Е. С. Черепанова. –Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 195 с.
18. Чернова, Г. Р. Социальнаяпсихология :учебникдлявузов / Г. Р. Чернова. – 2-еизд., испр. идоп. – Москва :ИздательствоЮрайт, 2023. – 187 с.
19. Шутс Глубокая простота. Основы социальной философии: моногр. / Шутс, Вилл. – Москва : Санкт-Петербург : Роза мира, 2022. – 218 c.
20. Ioannou, C., A. Rustichini and S. Qi: Group Payoffs as Public Signals, Journal of Economic Psychology, 48 (2015), 89-105.
21. J.M.W. Turner | Biography, Paintings, Watercolors, & Facts [Электронный ресурс] Encyclopedia Britannica URL : https://www.britannica.com/biography/J-M-W-Turner/
22. Sønderlund, A. L., Morton, T., and Ryan, M. (2017). Multiple group membership and well-being: Is there always strength in numbers? Front. Psychol. 8:1038. doi: 10.3389/fpsyg.2017.01038
23. Stereotyping DaSean L. Young [Электронный ресурс] Encyclopedia of Mental Health (Third Edition) URL : https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/B9780323914970002162.
24. Wright, S. C., Arthur, A., McLaughlin-Volpe, T., and Ropp, S. A. (1997). The extended contact effect: knowledge of cross-group friendships and prejudice. J. Pers. Soc. Psychol. 73, 73–90. doi: 10.1037/0022-3514.73.1.73