Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Информационное общество принесло новые объекты научного исследования, среди которых досуг различных групп населения. Досуг – это специфическая потребность личности, которую удовлетворяют различные социальные институты. Досуг для всех групп населения является уникальным временем, когда человек может с пользой для себя и своего саморазвития проводить время.
В каждом возрастном периоде организация досуга по месту жительства становится объектом научного исследования, со стороны совершенно разных граней. Если человек, в любом возрасте, не может, в силу разных причин организовать свой досуг, то это приводит к достаточно серьёзным социальным последствиям. Вышеперечисленные факты подтверждают актуальность исследования, которая заключается в улучшении качества и доступности развлечений, а также возможности жителей принимать активное участие в планировании и реализации досуговых мероприятий. Степень разработанности темы. Методологической базой исследования явились работы следующих авторов: А. Г. Асмолов, О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Л. М. Митина. Теоретические основы и методики социально-культурной деятельности содержат исследования А.Д. Жаркова, JI.C. Жарковой, Н.Ф. Масютина, В.Е.Новаторова, В.М. Чижикова и др. Были использованы труды В. А. Артёмова, В. И. Болговой, Э. В. Соколова, которые в своих работах анализировали сводобное время различных групп населения. Объект исследования - процесс организации досуга населения. Предмет исследования – технологии организации досуга по месту жительства. Цель исследования: теоретически обосновать процесс организации досуга населения, выявить технологии социально-культурной деятельности в организации досуга по месту жительства и дать экспертное заключение по использованию технологий в организации досуга. Задачи исследования:
1) дать характеристику процессу организации досуга;
2) выявить технологии СКД в организации досуга по месту жительства;
3) обобщить инновационный использования технологий скд в организации досуга населения по месту жительства
4) предложение рекомендаций по улучшению процесса организации досуга по месту жительства.
Методы исследования: в соответствии с логикой исследования для достижения и решения поставленных задач применялся комплекс методов, которые дополняли друг друга:
- теоретический анализ учебной, прикладной, социальной научной литературы;
- обобщение и структурирование результатов ранее выполненных научных работ и специальной литературы по исследуемой теме;
- наблюдение;
- использование Интернет-ресурсов;
- описание и совершенствование методических рекомендаций. База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова», на основании деятельности которого нами будут предложены рекомендации по улучшению процесса организации досуга по месту жительства.
Положения, выносимые на защиту: 1. Организация досуга по месту жительства – это комплексная социально-культурная технология, внедрение и реализация которой является сложным технологическим процессом. Данная технология состоит из методов досуговой работы с каждой отдельной группой населения: к каждой группе совершенно разный подход. 2. Эффективное развитие сферы организации досуга по мету жительства невозможно без применения методов социально-культурного менеджмента как отдельной управленческой категории. 3. Технологический подход в организации досуга по месту жительства заключается в организации работы специалистов социально-культурной сферы по чётко разработанному методическому шаблону, который является стандартизированной формой организации досуга сугубо в данной сфере. 4. Ключевыми направлениями в организации досуга по месту жительства должны занимать физическая культура и спорт, взаимодействие с библиотекой, клубом и детскими садами, а также особый акцент на работу подростковых клубов. Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников. Введение включает в себя актуальность исследования, степень разработанности темы, предмет, объект, цели и задачи работы, а также методы и базу исследования. В первой главе раскрываются теоретические основы организация досуга населения по месту жительства, а во второй главе – практические аспекты применения технологического подхода в организации досуга населения по месту жительства. В заключении описываются выводы по итогам исследования, изложенного в курсовой работе.
Глава 1. Теоретические основы организации досуга населения по месту жительства
1.1. Понятие и сущность организации досуга населения
Досуг рассматривается как часть свободного времени, активная творческая деятельность, самообразование, познание культурных и духовных ценно¬стей, физическое и спортивное совершенствование, занятия по интересам, об¬щение с другими людьми, общественная работа.
Досуг - это не свобода, а это исключительно с пользой для себя проведённое время. Досуг не связан с извлечением материальной выгоды – досуг направлен на извлечение пользы для своего состояния, самочувствия, физического и интеллектуального развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алькеева, С.М. Механизм организации и управления сферой культуры через молодежную политику / С.М. Алькеева, М.Б. Оспанова, Д.К. Неталин // Современные научные исследования и разработки. - 2019. - № 1. - С. 100-108.
2. Бережная, А.В. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи / А.В. Бережная // Научная палитра. - 2016. - № 4. - С. 20.
3. Биктагирова, Г. Ф. Программа формирования лидерских качеств подростков в клубах по месту жительства / Г. Ф. Биктагирова // Приоритетные направления развития психолого-педагогической деятельности в современных условиях : Материалы научно-практической конференции, Казань, 15 июня 2018 года / Под редакцией А.Н. Грязнова. – Казань: Университет управления "ТИСБИ", 2018. – С. 22-27.
4. Бочарникова, И.С. Досуговые предпочтения современной российской молодежи: сравнительный социологический анализ / И.С. Бочарникова // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 1. - С. 18-21.
5. Брагина, А.А. Организация досуга молодежи в учреждениях культуры / А.А. Брагина // Вопросы педагогики. - 2018. - № 7. - С. 22-25.
6. Веснин, В.Р. Теория организации и организационного поведения. Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2018. - 291 c.
7. Галимова, Е. Я. Методические Указания По Изучению Курса «Организационное Проектирование (Организационное Развитие Систем Управления)» / Галимова Елена Яковлевна. - Москва: Гостехиздат, 2017. - 969 c.
8. Гончарова Н. Организация деятельности учреждений культуры клубного типа: Уч. пособие - Москва: Мир, 2017. - 792 c.
9. Грибкова, Г.И. Проектная деятельность в социально-культурной сфере: становление и развитие / Г.И. Грибкова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 4-2. - С. 147-154.
10. Дафт, Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов / Ричард Дафт. - М.: Прайм-Еврознак, 2017. - 352 c.
11. Долганова, О. И. Моделирование бизнес-процессов. Учебник и практикум / О.И. Долганова, Е.В. Виноградова, А.М. Лобанова. - М.: Юрайт, 2016. - 290 c.
12. Еремеева, Л.И. Досуговая деятельность как фактор саморазвития студенческой молодежи / Л.И. Еремеева // Вестник Югорского государственного университета. - 2017. - № 1. - С. 43-48.
13. Жаркова, А.А. Теория становления социально-культурной деятельности / А.А. Жаркова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 4. - С. 60-62.
14. Жданова, Е.И. Специфика менеджмента предпринимательской деятельности учреждений культуры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. – 24 - 28.
15. Згонник, Л.В. Организационное поведение. Учебник / Л.В. Згонник. - М.: Дашков и К°, 2017. - 108 c.
16. Иванова, Т. Ю. Теория организации (+ CD-ROM) / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. - М.: КноРус, 2018. - 432 c.
17. Калинин, А.С. Роль культурно-досуговой деятельности в социально- культурной сфере / А.С. Калинин // Культура: теория и практика. - 2018. - № 5. - С. 4.
18. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности / А.В. Каменец, И.А. Урмина. - М.: Юрайт, 2017. - 316 с.
19. Ковешникова, А.Е. Педагогическое обеспечение организации досуговой деятельности молодежи / А.Е. Ковешникова // Актуальные вопросы современного гуманитарного образования: сб. научных и творческих работ. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. С. 114-119.
20. Кожухар, В. М. Практикум по основам научных исследований / В.М. Кожухар. - М.: АСВ, 2017. - 924 c.
21. Корнейчук, Т. Д. Исследование социального интеллекта воспитанников детского клуба по месту жительства / Т. Д. Корнейчук, Т. Г. Бобченко // Студенческий. – 2019. – № 13-2(57). – С. 38-41.
22. Куликова Ю. П. Фандрайзинг в сфере культуры // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2012. №4 (8).
23. Куличкина, Г.В. Технологические основы социально-культурной деятельности. Масс-медиа / Г.В. Куличкина. - М.: Юрайт, 2018. - 198 с.
24. Лебедева Т. С. Проблема менеджмента в сфере культуры // Евразийский научный журнал. 2016. №6.
25. Медведев, В. П. Теория организации. Учебное пособие / В.П. Медведев, Э.А. Понуждаев. - М.: Экономистъ, 2018. - 232 c.
26. Мирошкина, М. Р. Социльное становление молодежи в клубе по месту жительства : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Мирошкина Марина Руслановна. – Ярославль, 2008. – 398 с.
27. Морозова, О. В. Культурно-досуговая деятельность по патриотическому воспитанию в подростково-молодежном клубе по месту жительства (из опыта работы) / О. В. Морозова // Теория и практика организации работы с молодёжью : сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 24 марта 2023 года / Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Донской Союз молодежи, Комитет по молодёжной политике Ростовской области, Отдел по делам молодёжи Администрации г. Ростова-на-Дону. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2023. – С. 134-139.
28. Панина, З. И. Организация и планирование деятельности предприятия сферы сервиса / З.И. Панина, М.В. Виноградова. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 244 c.
29. Ратманова, С.Б. Использование инновационного потенциала сферы культуры как первоочередная научная проблема / С.Б. Ратманова // Инновации в науке. - 2018. - № 4. - С. 15-21.
30. Рябков, В.М. Биографика социально-культурной деятельности: методология и методы исследования / В.М. Рябков // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 2. - С. 63-70.
31. Семенов, Ю.Г. Организационная культура / Ю.Г. Семенов. - М.: Логос, 2016. - 130 c.
32. Сорокина, И. Р. Взаимодействие школы и клубов по месту жительства в вопросе профилактики девиантного поведения детей и подростков / И. Р. Сорокина // Социология. – 2015. – № 3. – С. 178-180.
33. Сырбу, А.Н. Функции социально-культурной деятельности в образовательной сфере / А.Н. Сырбу, С.Е. Бурыкин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 5-1. - С. 101-105.
34. Халикова, А. Л. Перспективы организации детского спортивного клуба по месту жительства / А. Л. Халикова // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма : Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием. В 3-х томах, Казань, 26 апреля 2019 года / Под общей редакцией Ф.Р. Зотовой. Том 3. – Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2019. – С. 350-351..
35. Шаврукова М.Р., Ильиных С.А. Управление творческим коллективом в современном театре: социологический анализ // Вопросы управления. 2017.
36. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная деятельность и ее комплексные проблемы в системе развития и формирования социальной активности молодежи / Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 1. - С. 122-125.
37. Шамсутдинова, Д.В. Формирование досуговой культуры личности в системе актуальных проблем современности / Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 2. - С. 107-110.
38. Юдина, М.Н. Актуальные направления организации досуговой деятельности студенческой молодёжи в сети интернет / М.Н. Юдина // Культура: теория и практика. - 2018. - № 5. - С. 9.
39. Юсупзянова, Н.Р. Досуг как средство формирования толерантного сознания молодежи / Н.Р. Юсупзянова // Наука и образование - XXI век. - 2017. - № 1. - С. 1.
40. Якуценя К.Я. Организационно-управленческие модели в сфере культуры и досуга / К.Я. Якуценя // Наука и общество в эпоху перемен. - 2017. - № 1. - С. 56-58.
41. Ячменева А.П., Байгильдина З.Ф. Досуговая деятельность в жизни молодежи / А.П. Ячменева, З.Ф. Байгильдина // Вестник научных конференций. - 2017. № 4-1 (20). С. 122-124.