Фрагмент для ознакомления
2
Современный мир стал свидетелем значительных перемен в глобальной политике, экономике и социокультурной сфере. Эти изменения вызывают необходимость переосмысления роли и эффективности международных организаций в решении глобальных вызовов. Среди таких организаций особое место занимает Организация Объединенных Наций (ООН), которая стала фундаментальным инструментом сотрудничества и решения международных проблем.
Цель настоящего исследования заключается в анализе основных проблем реформирования ООН, их корневых причин и современных моделей изменений, направленных на улучшение функционирования данной международной организации.
Исходя из целы выделены следующие задачи:
1. Разбор исторического контекста проблематики реформирования ООН.
2. Формирование понимания о ключевых решениях, принятых странами-учредителями ООН, которые привели к возникновению необходимости изменений в работе организации.
3. Анализ современных кризисных ситуаций, с которыми столкнулась Организация, а также определении наиболее критических областей, требующих реформирования.
4. Исследование позиций и взглядов постоянных членов Совета Безопасности на вопросы изменения структуры данного органа.
5. Анализ предложений основных групп стран, выступающих за и против реформы СБ ООН.
Данная работа представляет собой попытку систематизировать и проанализировать разнообразные аспекты реформирования ООН, начиная от основных проблем и причин, породивших необходимость в изменениях, до изучения современных подходов и моделей, предложенных ведущими государствами-членами и другими участниками международного сообщества.
Первая глава посвящена выявлению основных проблем, которые стали фундаментом для начала процесса реформирования ООН. Анализируя первоначальную архитектуру организации и несоответствие ее возможностей вызовам современности, исследование направлено на выявление корневых причин, подталкивающих к необходимости изменений.
Вторая глава фокусируется на современных моделях реформирования Совета Безопасности ООН. Анализируя позиции постоянных членов СБ ООН и подходы других ведущих государств-членов, исследование стремится проанализировать существующие подходы и взгляды на необходимые изменения в структуре и работе данного органа.
Методологические принципы данного исследования опираются на общенаучные подходы. Используются такие методы, как описание, обобщение, анализ и синтез для достижения своей цели. Кроме того, в работе применяется анализ текстов политических документов.
Основу информационного материала исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых, а также информация, представленная в материалах о деятельности ООН, опубликованных на её официальном веб-сайте, и данные, представленные в средствах массовой информации.
В целом, данная курсовая работа нацелена на проведение аналитического обзора основных аспектов реформирования ООН с целью представить более глубокое понимание текущей ситуации и направлений развития данной международной организации.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ООН И ИХ ПРИЧИНЫ
1.1 Первоначальная архитектура организации как основная предпосылка реформ
С начала эпохи Возрождения возникали концепции универсальной международной организации, которая могла бы регулировать все международные отношения. Эти идеи принадлежали либеральному направлению в теории международных отношений и связывались с надеждами на установление долгосрочного мира между государствами и улучшение их сотрудничества во всех областях. Однако, несмотря на подобные концепции, проекты создания такой всемирной универсальной организации оставались в основном теоретическими разработками до XX века.
Первые практические шаги в реализации этой идеи были предприняты только в 1919 году с учреждением Лиги Наций, которая являлась предшественницей Организации Объединенных Наций. В период между Первой и Второй мировыми войнами Лига Наций стремилась решить проблемы, которые стали актуальны и для ООН : предотвращение новых мировых конфликтов, противодействие агрессии в международных отношениях и улучшение общего благосостояния на Земле. Но Лига Наций не смогла справиться с поставленными задачами. После начала Второй мировой войны в 1939 году, эта организация фактически прекратила свое существование, не сумев решить глобальные проблемы, несмотря на формальное прекращение деятельности в 1946 году.
При создании Организации Объединенных Наций (ООН) был учтен негативный опыт предшествующей организации, но при этом не была полностью заложена устойчивая основа, соответствующая важности идеи создания универсального международного института. Такой институт должен был отвечать за поддержание безопасности в мире и определять основные направления развития всего человечества. Из-за этого недостатка возникла необходимость в реформировании ООН, что остается актуальным и в настоящее время, на современном этапе развития организации. Рассмотрим более подробно историю данного процесса.
В 1941 году на встрече на острове Ньюфаундленд американский президент Франклин Рузвельт и британский премьер-министр Уинстон Черчилль подписали совместную декларацию, известную как Атлантическая хартия . Позднее этой хартии присоединились Советский Союз и другие страны. В этом документе были сформулированы основные принципы, которые должны были лечь в основу послевоенного мира. Затем на Первой Вашингтонской конференции 28 союзников 1 января 1942 года была подписана декларация Объединенных Наций, где впервые была высказана необходимость создания новой всемирной организации, которая должна была заменить Лигу Наций. Вопросы об учреждении этой международной организации также обсуждались на переговорах между США и Великобританией в Квебеке в августе 1943 года.
На Московской конференции в октябре 1943 года советская делегация предложила создать Всеобщую международную организацию (таким образом предлагалось назвать будущую Организацию Объединенных Наций - ООН). Советские дипломаты акцентировали важность согласования действий между СССР, США и Великобританией в контексте возникновения новой международной организации, а также необходимость определения последовательности шагов. Предложения, выдвигаемые на предшествующих конференциях между союзниками, были приняты как конкретные решения на Тегеранской конференции в декабре 1943 года.
Успехи Красной Армии на фронтах во время военных действий и открытие Второго фронта создали более благоприятные условия для учреждения ООН. Именно поэтому начиная с мая 1944 года начались подготовительные мероприятия для новой конференции союзных держав, цель которой была детальная дискуссия по структуре будущей международной организации. Участники данной конференции должны были подготовить соответствующие документы для обеспечения эффективности обсуждений. Это совещание представителей СССР, США и Великобритании, проведенное в американском Думбартон-Оксе с 21 августа по 28 сентября 1944 года, привело к согласованию структуры новой организации, в которой основную роль отвели Совету Безопасности (тогда еще называемому Исполнительным советом) и Генеральной Ассамблее.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные акты
1. Вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 03.09.1993 № A/RES/48/26[Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/696/73/PDF/N9369673.pdf (дата обращения: 04.12.2023).
2. Позиционный документ КНР по вопросу о реформе ООН: официальный текст [Электронный ресурс]. URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/t199801.htm (дата обращения: 04.12.2023).
3. Устав Организации Объединенных Наций: официальный текст [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (дата обращения: 04.12.2023).
Книги и периодические печатные издания
1. Борден, Ж. Реформирование ООН: возможно ли достижение целей? // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2010. № 1. -103-118 с.
2. Галецкий, П.С. ООН: проблемы и перспективы реформирования // Мир новой экономики. 2011. Т. 15. № 3. -106-116 с.
3. Головин, С.В. Проблема реформирования ООН как одна из основных задач современной глобальной политики // Мир и политика. 2016. № 4. - 17-23 с.
4. Гриндина, Д.С. Процесс реформирования ООН: поиски рецепта // Вестник дипломатической академии. 2014. № 2(28). - 93-100 с.
5. Зорин, В.И. Проблематика реформирования ООН в современном мире // Вестник Российской академии наук. 2013. Т. 83. № 1. - 71-77 с.
6. Ильин, А.А. Разработка и проблемы реформирования ООН // Глобальное развитие: проблемы и перспективы. 2018. № 4(26). - 97-105 с.
7. Киселева, Е.Н. Проблема реформирования системы ООН и повышения ее эффективности // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. Вып. 1(22). - 141-150 с.
8. Ковалишена, Ю.С. Реформирование ООН: обзор основных проблем и перспектив // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 5. № 4. - 95-104 с.
9. Краснощекова, Л.И. Процесс реформирования Организации Объединенных Наций // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. № 664. - 178-184 с.
10. Мартыненков, Денис Деятельность России в ООН по проблемам окружающей среды (1991-2010) / Денис Мартыненков. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2022. - 152 c.
11. Мартыненков, Денис Деятельность России на конференциях ООН по проблемам окружающей среды / Денис Мартыненков. - М.: Dictus Publishing, 2014. - 156 c.
12. Николаева, В.И. Перспективы реформирования Организации Объединенных Наций // Политэкономия. 2012. Т. 1. - 258-265 с.
13. Палестинская проблема. Документы ООН, международных организаций и конференций: моногр. . - Москва: Гостехиздат, 2022. - 240 c.
14. Политика ООН: проблемы и перспективы / ред. Бабурин, М.М., Садыков, В.А. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2015. - 337 с.
15. Русских, И.В. Мировая организация в XXI веке: проблемы реформирования // Вестник дипломатической академии. 2011. № 1(19). - 68-74 с.
16. Третьяков, Д.А. Реформирование ООН: анализ проблем и перспектив // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 6. - 16-21 с.
17. Федулов, А.А. Реформирование ООН: проблемы и перспективы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 16. -2-6 с.
18. Чернин, В.В. ООН и реформирование механизмов мира // Россия и американская модель мироустройства. М.: Кнорус, 2016. -138-150 с.