Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Общетеоретический анализ российского избирательного права и избирательной системы
1.1 Избирательное право в российской правовой системе
Какое место занимает избирательное право в российской правовой системе? Является ли избирательное право институтом, подразделом или самостоятельной отраслью правовой системы? Ответ на этот вопрос является дискуссионным. Стоит отметить, что избирательное право относится к публичному праву как подведомственный отдел Конституции. Это следует из положений Конституции Российской Федерации. Хотя Конституция не содержит специальной главы об организации выборов, принципы и нормы, определяющие основные положения избирательного права, закреплены в главах об основах конституционного строя, о правах и свободах человека и гражданина, о системе органов государственной власти. Эти положения Конституции гарантируют демократический характер формирования органов государственной власти при непосредственном участии граждан Российской Федерации.
Публично-правовой характер Избирательного кодекса проявляется, прежде всего, в выборах. В избирательном процессе происходит совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования за того или иного кандидата на государственную должность. Избирая своих представителей, народ наделяет их полномочиями по осуществлению принадлежащей ему власти .
Как отмечается в литературе, «Избирательный кодекс - совокупность конституционно-правовых норм - является важной составной частью Конституции Российской Федерации, одним из важнейших институтов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся, например, при выборах Президента Российской Федерации, делегатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления» .
Термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. При этом различают позитивное избирательное право, то есть право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и избирательные органы местного самоуправления, и негативное избирательное право, то есть право граждан России быть избранными в органы государственной власти и избирательные органы местного самоуправления.
Избирательное право и избирательная система тесно связаны между собой, но не являются одним и тем же и не должны отождествляться. Как известно, избирательная система - это совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательного права, проведения выборов и установления итогов голосования. При этом избирательная система Российской Федерации - это предусмотренный Конституцией Российской Федерации порядок избрания Президента Российской Федерации, членов Палаты депутатов и членов иных федеральных государственных органов, избираемых непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, используемый при выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в федеральном законодательстве, законах, государственных Он также используется при выборах органов местного самоуправления, проводимых в соответствии с иными нормативными актами законодательных (представительных) органов.
Избирательный кодекс регулирует важнейшие общественные отношения, возникающие при проведении выборов Президента, депутатов всех уровней и глав местных исполнительных органов, и является важной составной частью Конституции Российской Федерации. Таким образом, по своей сути Избирательный кодекс представляет собой совокупность конституционно-правовых норм.
Характеризуя избирательное право, как подраздел Конституции, следует отметить, что особым объектом его регулирования является, прежде всего, сфера политических отношений, связанных с выборами, о чем частично говорилось ранее. В этой связи уместно отметить, что под политикой принято понимать отношения, складывающиеся между государством, нацией и различными более крупными социальными общностями в связи с осуществлением власти. Следует отметить, что различные социальные общности (классы, этнические группы, нации, макрогруппы и т.д.) не могут организоваться самостоятельно, поэтому существуют специальные субъекты, которые представляют их и выполняют функции родственных им организаций, а также представляют их конкретные взгляды, интересы и т.д .
Основной задачей избирательного права является регулирование отношений, складывающихся в процессе осуществления выборов, референдумов и других институтов демократии. Являясь публичным правом, реализуемым на основе принципа централизации, Избирательный кодекс определяет нормы поведения участников соответствующих общественных отношений. Это означает, что все граждане Российской Федерации в равной степени обязаны выполнять эти правовые нормы, независимо от их статуса, положения и социального статуса. В этом проявляется воля народа, который является единственным сувереном, обладающим правом устанавливать существующий правовой порядок и избирать лиц, которые будут им управлять .
Поэтому, характеризуя избирательное право, как конституционный орган, необходимо исходить из того, что избирательное право - это совокупность отраслей права, регулирующих отношения, обеспечивающие общие и совокупные общегосударственные интересы, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частных интересов отдельных собственников или групп. Поэтому основным признаком такой правовой системы является наличие правовой системы, основанной на однородном методе правового регулирования общественных отношений.
Конституция и федеральный закон гарантируют эти права гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, религии, вероисповедания, принадлежности к государственным органам. Именно здесь появляются зачатки демократии, гарантирующие участие граждан в формировании институтов власти и управления .
Исходя из анализа позиций по определению понятия избирательного права, можно сделать вывод, что все они имеют логическую основу, построенную на характеристике избирательного права как отрасли, призванной регулировать отношения между органами власти и управления в период их сменяемости. В то же время такой подход является чрезвычайно широким и характеризует избирательное право в целом. В связи с этим, на наш взгляд, существует и более узкое понимание избирательного права.
1.2 Избирательная система России
Избирательная система представляет собой сложную политическую и конституционно-правовую систему. В связи с этим российскими и зарубежными правоведами предпринимались многочисленные попытки объективно определить понятие и содержание избирательной системы. Однако исследований, связанных с правовой системой в этой области, еще очень много, поскольку многие ее основные положения противоречивы и представлены фрагментарно.
По большей части ученые и законодатели обсуждают проблемы избирательной системы, не уделяя внимания определению понятия самой системы, несмотря на то, что глава, анализирующая систему, называется «Избирательная система Российской Федерации» , а также на то, что избирательная система отличается от органов государственной власти и местного самоуправления, как это предусмотрено статьей 32 Конституции РФ В неразрывной связи с реализацией права граждан избирать и быть избранными, эта Это понятие не обнародовано.
Тем не менее понятие «избирательная система» жестко фиксируется лишь на отдельных ее элементах [8], что, на наш взгляд, свидетельствует о политизированном подходе к данной политико-правовой системе. Большое количество работ, посвященных проблемам избирательной системы, не означает, что нет проблем, которые не требуют более глубокого и всестороннего осмысления. Поэтому существует необходимость систематизировать проблемы избирательной системы и определить пути ее совершенствования.
Существует несколько наборов определений исследуемых понятий: одни авторы считают, что избирательную систему следует понимать, как совокупность демократических принципов, другие - как совокупность правовых норм, третьи - как совокупность общественных отношений и т.д. Ввиду большого количества источников невозможно рассмотреть все разновидности определений, предлагавшихся учеными на протяжении многих лет.
Исходя из этого общего суждения, представляется, что в научно-методической литературе вопрос об избирательных системах обычно рассматривается в узком смысле. Это связано с тем, что избирательная система включает в себя совокупность правовых норм, таких как принципы, на основе которых проводятся выборы, права граждан в части избирательного права и права быть избранным, ответственность за определение деятельности депутатов и иных выборных должностных лиц перед избирателями, определение порядка организации и проведения выборов, а также регулирование отношений, возникающих в процессе формирования самой избирательной системы. Это объясняется тем, что данные элементы, как правило, включаются в него. Такой подход вполне обоснован. Это связано с тем, что авторы действительно понимают данное социальное явление с юридической точки зрения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон РФ от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» [текст] (ред. от 12.07.2006) // Собрание законодательства РФ. 02.12.1996. № 49. Ст.5497// Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.
2. Авакьян С.А . Конституционное право России [текст]. - М.: Юристъ, 2007. - 784 с.
3. Борисов И. Б., Веденеев Ю.А., Зайцев И.В., Лысенко В.И. Политические институты, избирательное право и процесс в трудах российских мыслителей XIX-ХХ в. [текст] / Под ред. Ю.А. Веденеева, И.Б.Борисова. – М.: РОИИП, 2009. – 944 с.
4. Большаков С.В. и др. Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Учебник для вузов. М.: Норма, 2003. С. 215
5. Бутько Л.В. Современная конституционная реформа: Теория и практика: Монография. СПб.: СПб академия МВД России, 1997. С.167.
6. Вешняков А.А. Избирательные права и избирательный процесс в РФ: Учебник для вузов. М.: Норма, 2003. С. 242.
7. Гагиева А.В. Правовое регулирование отдельных стадий избирательного процесса: декларация и реальность // Традиционные проблемы и новые аспекты. Мат. научн.-практич. конференции Владикавказского института управления. Владикавказ, 2004. С. 71.
8. Головин А. Г. Избирательное право России [текст]. – М.: НОРМА, 2007. – 336 с.
9. Горгиенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987. С. 165.
10. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России в таблицах и схемах. – М.: ЭКСМО, 2008. – 208 с.
11. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в РФ. Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.
12. Елизаров В.Г. Конституционное обоснование ограничения свободы массовой информации в ходе избирательных компаний и просчеты нового законопроекта [текст] // Журнал российского права. 2002. № 4.
13. Зиновьев В.А., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 26.
14. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 148.
15. Избирательные права и право на участие в референдуме граждан РФ в решениях Верховного Суда РФ (1995-2000): В 2 т. Т. 2 / Центр, избират. комис. Рос. Федерации. - М.: НОРМА, 2001. С. 456.
16. Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Учебник для вузов / Отв. ред. К. ю. н. А.А. Вешняков. – М.: Издательство НОРМА, 2003. С. 234.
17. Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Учебник для вузов / Отв. ред. К. ю. н. А.А. Вешняков. – М.: Издательство НОРМА. 2003. С.56.
18. Ким А.И. Советское избирательное право. М.: Юрид. литература. 1965. С. 23.
19. Князев С.Д. Избирательный процесс: понятие, особенности и структура // Правоведение. 1999. № 3. С. 42.
20. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2005. С. 85.
21. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России [текст]. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 608 с.
22. Комкова Г.Н. Пропорциональная избирательная система и обеспечение равенства фракций в Российском парламенте // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7. С.23.
23. Конституционное право России [текст]: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.
24. Кутафин О.Е., Козлова Е. И. Конституционное право России. М.: Проспект, 2006. С. 331.
25. Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России [текст]. – М.: Книжный, мир, 2006. – 400 с.
26. Лучин В .А., Белоновский В.Н., Пряхина Т.М. Избирательное право России [текст]: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 672 с.
27. Минц Б.И. Избирательный процесс и местное самоуправление // Вестник ЦИК РФ. 1998. №9. С.17.
28. Панкратов В.В. Избирательная система России как результат правового регулирования выборов в представительные органы власти. М., 2005. С. 234.
29. Пылин В.В. Избирательное право РФ. Учебник. / СПб: ЛГОУ им. А.С. Пушкина. – Орел: Издательство « Вариант В», 2001. С. 24.
30. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право РФ. М.: Былина, 1995. С. 200-232.
31. Хрусталев Е.Н. Избирательный процесс в России: Понятие и стадии // Правоведение. 1998. №2. С. 35.
32. Чиркин В.Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) // Журнал российского права. 2004. N 11. С. 11-12.