Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1.Теоретические аспекты прав граждан в сфере государственного управления
1.1.Юридическая природа прав граждан на участие в управлении делами государства
Право на участие в управлении делами государства является одним из конституционных прав граждан России и закреплено в ст.32 Конституции РФ.
Для понимания юридической природы права граждан на участие в управлении делами государства необходимо ознакомиться с его основными признаками: субъектом управления является гражданин, обладающий избирательным правом, а объектом - "государственные дела" .
Управление делами государства - это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и граждан, проживающих на территории государства, по обеспечению целостности и безопасности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономического развития и других сфер, отражающих общие интересы и потребности граждан в самосохранении и жизнеобеспечении.
Граждане могут участвовать в управлении делами государства индивидуально или коллективно, представительно или непосредственно, прямо или через средства связи.
Рассматривая вопрос о месте избирательного права в правовой системе, следует отметить, что научного мнения о месте избирательного права нет. Одни правоведы рассматривают избирательное право как самостоятельную отрасль, другие - как подотрасль. Некоторые правоведы рассматривают избирательное право как самостоятельную отрасль, другие - как подотрасль. Так, А.А. Макарцев отмечает, что "сегодня выборы стали неотъемлемой частью современного демократического государства, которая позволяет людям осуществлять власть и участвовать в формировании общественных институтов". Избирательное право распространяется практически на всех граждан.
Е.П. Дубровина утверждает, что "избирательное право в процессе своего развития приобрело первостепенное значение, не утратив при этом своей актуальности. Точность волеизъявления граждан, установление результатов выборов и голосования зависят от точности механизмов их реализации".
С.Д. Князев считает, что избирательное право - это отрасль национального законодательства РФ, имеющая свой предмет, методы и систему правового регулирования .
А.А. Атаманчук утверждает, что избирательное право все еще является новой отраслью, хотя и имеет достаточно длительную историю. В настоящее время, по его мнению, можно говорить об избирательном праве как о самостоятельной отрасли права:
-существует ряд нормативных правовых актов международного и внутригосударственного уровней, регулирующих избирательный процесс в России;
-существуют уникальные предметы правового регулирования, в том числе общественные отношения между субъектами избирательного права;
-избирательное право охватывает самый широкий круг граждан.
Участие граждан в управлении делами государства - это демократический принцип, выражающий волю народа в отношении равенства и права на народовластие. Народовластие - это законодательно закрепленная способность граждан принимать решения по вопросам общественной и государственной жизни и прямо или косвенно участвовать в этих процессах.
Конституционный принцип народовластия подразумевает легитимность формирования и функционирования органов государственной и муниципальной власти. Конституционные положения о демократической организации власти бессмысленны, если они не подтверждаются в реальности "волей народа". Формирование (становление) органов государственной власти основывается на доверии большинства избирателей, выразивших свои политические убеждения и предпочтения посредством выборов, референдумов и форм демократии. В результате народовластие имеет конституционное начало в организации и деятельности публичной власти на различных уровнях. Для народовластия характерно верховенство, народ выступает как единое целое и является единственным носителем закрепленной в Конституции РФ публичной власти и ее выражения во всех формах. Такое участие требует определенной осведомленности о деятельности государства, знания своих прав и обязанностей, активной политической позиции. Право граждан России на управление делами государства гарантирует их участие в сфере политики как юридического выражения суверенитета и формы осуществления учредительной власти.
Данное положение вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права. В частности, Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах гласят, что "каждый гражданин имеет право участвовать без дискриминации и без необоснованных ограничений, непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, в ведении государственных дел". Граждане могут воспользоваться своим избирательным правом по достижении определенного возраста.
В отличие от граждан РФ, иностранные граждане имеют ограниченные права в сфере избирательного права. Например, они не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ. Однако при определенных условиях иностранцы, постоянно проживающие в РФ, имеют право избирать в органы местного самоуправления, быть избранными и участвовать в местных референдумах.
В настоящее время различают активное и пассивное избирательное право.
Пассивное избирательное право - это право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Пассивный характер этого права заключается не в том, что его обладатель должен занимать бездеятельную позицию, а в том, что факт избрания лица зависит не от самого лица, а от волеизъявления избирателей. Пассивное избирательное право граждан по своей сути представляет собой возможность выдвижения в установленном законом порядке кандидата в депутаты представительного (законодательного) органа государственной власти, органа местного самоуправления или на государственную должность и возможность быть избранным в соответствии с явным результатом прямого волеизъявления народа (группы), представленного необходимым большинством .
Активное избирательное право - это право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и организации местного самоуправления. Существенным признаком права на активное участие является свобода человека (гражданина) выдвигать из числа лиц, участвовавших в выборах, кандидатуру для поручения представлять его интересы в том или ином органе государственной власти.
Государство гарантирует защиту избирательного права на демократических, свободных и регулярных выборах. Никто не имеет права оказывать давление на граждан с целью заставить их участвовать или не участвовать в выборах или препятствовать их волеизъявлению. Важно отметить, что всеобщее избирательное право, провозглашенное на конституционном уровне, не означает отсутствия ограничений в этой сфере. Это касается, в частности, граждан, которые психически или психологически не способны в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять свои гражданские обязанности (они обязательно лишены дееспособности, то есть не могут выступать в качестве субъектов правоотношений).
Ограничению гражданских прав подлежат и лица, содержащиеся под стражей, когда они лишены свободы по решению суда. Поскольку основой демократии является единство народовластия, системы прямой демократии и представительной демократии не могут быть противопоставлены друг другу. Приоритет одной из форм народовластия является ошибкой, так как это может привести к преуменьшению роли и значения одной из этих форм. Эффективное осуществление народовластия возможно только при сочетании этих двух институтов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.11.2023)"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822
3. Анисифорова М.В. Разработка научной основы административно-правового стимулирования // Административное право и процесс. 2021. № 5. С. 34 - 37.
4. Антонов Я. А. К вопросу о специфике деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав человека в условиях особых правовых режимов / Я. А. Антонов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2021. – № 2(97). – С. 9-14.
5. Воронов А.М., Гоголев А.М. Публичное администрирование в современной России // Административное право и процесс. 2022. № 1. С. 58 - 61.
6. Куракин, А. В. Законность при применении мер административного принуждения в деятельности полиции / А. В. Куракин, С. В. Бубнов, М. В. Дукманов // Современное право. – 2023. – № 9. – С. 74-80.
7. Лаврентьев А.Р. О концепции административно-правового ограничения прав граждан / А. Р. Лаврентьев, А. Н. Фролов, В. С. Елисеева // Вестник ВЭГУ. – 2018. – № 5(97). – С. 89-104.
8. Сергеев В.Ю. Применение категорий "ограничение" и "нарушение" конституционных прав и свобод человека и гражданина в практике Конституционного Суда РФ // Российский судья. 2021. № 11. С. 42 - 46.
9. Соловей, Ю. П. Принципы осуществления публичной администрацией дискреционных полномочий / Ю. П. Соловей // Административное право и процесс. – 2018. – № 7. – С. 5-15.
10. Чорный В.Н., Сенатова Е.В. Административно-правовые режимы в уголовно-исполнительной системе // Административное право и процесс. 2021. № 4. С. 47 - 50.