Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 2
1. Общая характеристика барьеров общения 5
1.1. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга 5
1.2. Барьеры как факторы, мешающие общению 13
2. Отдельные виды барьеров общения 18
2.1. Коммуникативные барьеры общения и их преодоление 18
2.2. Психологические барьеры общения и их 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обоснованна тем, что все люди постоянно находятся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совершенно незнакомыми.
И, конечно же, огромное количество контактов, в которые человек вступает каждый день, требует от него выполнения ряда условий и правил, которые позволяют ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию от других людей.
В целом взаимодействие с обществом сегодня должно основываться на глубоком анализе и понимании всех факторов, которые могут повлиять на людей и их отношение к компании, ее товарам или услугам.
Возникновение психологических и коммуникативных барьеров в общении существенно затрудняет как общение отдельных людей, так и целых социальных слоев. А поскольку человек – существо социальное, общение ему просто необходимо. Именно поэтому эта проблема актуальна в современное время.
Проблема настоящего исследования выражена в том, что феномен «барьеры общения» привлекает многочисленных исследователей, пытающихся понять его суть и особенности проявления в различных сферах человеческой деятельности.
Объектом исследования являются общественные отношения, в которых проявляются барьеры общения.
Предметом курсовой работы выступают научные труды, содержание положения о барьерах общения и приемах их преодоления.
Цель работы – всестороннее исследование барьеров общения и путей их преодоления.
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга;
- проанализировать барьеры как факторы, мешающие общению;
- исследовать коммуникативные барьеры общения и их преодоление;
- изучить психологические барьеры общения и их преодоление.
Теоретической основой исследования послужили концепция Р. Бейлса, согласно которой любое взаимодействие может быть описано с помощью четырех феноменов, в каждом из которых он выделял три типа поведения; теория Р. Бейлса, объединяющая общение как взаимодействие в целостную систему; теория социального обмена Дж. Хоманса в которой он приходит к выводу, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Также теоретической основой послужили работы таких ученых, как А.Ф. Абдуллина, И.Р. Алтунина, Е. А. Гришина, Е.В. Гордеева, О.А. Гулевич, В.А. Дереча, В.А. Дереча, М.Р. Душкина, Н.С. Ефимова, В.В. Козлов, Н.А. Корягина, М.Ю. Кондратьев, В.Г. Крысько, Я.А. Лупьян, В.В. Меховникова, Д.К. Муртазина, Е.И. Наумова, А.С. Обухов и др.
Методологической основой исследования является системный подход к анализу объекта исследования и общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность изучаемых явлений и полноту их познания. Применялись и частные научные методы, применяемые в современной психологии: системный, формально-логический, исторический, сравнительно-правовой, межотраслевой.
Теоретическая значимость состоит в раскрытии содержания основного понятия, связанного с темой исследования.
Научная значимость курсовой работы выражается тем, что выводы и предложения, изложенные в работе, могут быть использованы в дальнейшем при разработке лекций и методических рекомендаций по изучению некоторых вопросов, связанных непосредственно с социальной психологией.
Практическая значимость выводов состоит в том, что содержащиеся в них выводы и предложения могут быть использованы в повседневной жизни граждан.
Структура и содержание курсовой работы обусловлены целью и задачами курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе четыре параграфа, заключения и включает в себя список использованной литературы.
1. Общая характеристика барьеров общения
1.1. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга
Общение — это обмен ценностями – эмоциональными, интеллектуальными, духовными, социальными (общепризнанными, специфичными для различных номинальных и реальных групп, а также индивидуальными), который происходит в форме диалога .
Этот обмен характеризуется гендерными, возрастными и социокультурными характеристиками и происходит в процессе непосредственного взаимодействия между людьми внутри групп, организаций и коллективов, и восприятия людьми друг друга.
Общение будем рассматривать с двух точек зрения: как взаимодействие и восприятие людьми друг друга.
Во время общения участникам важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями» и спланировать общую стратегию. Взаимодействуя с другими людьми по разным поводам, обычно выбираем стратегии поведения, соответствующие ситуации. Взаимодействие людей разнообразно. Поэтому ученые стремятся упорядочить разнообразные виды взаимодействия, создать реалистичную картину, которая раскрывает богатство коммуникации .
Наиболее распространенным дихотомическим делением оказалось: сотрудничество и конкуренция, согласие и конфликт, адаптация и противостояние. Идентификатор в гене полярного типа взаимодействия, хотя и предполагает наличие промежуточного, дает несколько упрощенную картину человеческого общения.
Р. Бейлс объединил наблюдаемые паттерны взаимодействия в единую систему .
Если человек при взаимодействии с другими людьми сосредотачивается только на собственных целях, не принимая во внимание цели партнеров по общению, то он вступает в конфронтацию или конкуренцию. Компромисс реализуется в частном достижении партнером цели условного равенства. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (кооперация). Конформизм предполагает принесение в жертву собственных целей ради достижения целей партнера (альтруизм). Избегание – это избегание контакта, потеря собственных целей с целью исключить влияние других (индивидуализм) .
Согласно концепции Р. Бейлса, взаимодействие может быть описано четырьмя явлениями (положительные эмоции, решение проблем, постановка задач, отрицательные эмоции). В каждом из них он выделил три типа поведения .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абдуллина, А. Ф. Коммуникативные барьеры и их преодоление // Инновационная наука. 2016. №3-4 (15).
2) Алтунина, И. Р. Социальная психология : учебник для вузов / И. Р. Алтунина ; под редакцией Р. С. Немова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 409 с.
3) Гришина, Е. А. Применение методики наблюдения за взаимодействием Р. Бейлза для анализа текста психологической консультации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016. №8 (747).
4) Гордеева, Е. В. Барьеры общения и приемы их преодоления // Экономика и социум. 2016. №3 (22).
5) Гулевич, О. А. Социальная психология : учебник и практикум для вузов / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 424 с.
6) Дереча, В. А. Социальная психология. Зависимое поведение : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Дереча. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 181 с.
7) Дереча, В. А. Социальная психология. Зависимое поведение : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Дереча. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 181 с.
8) Душкина, М. Р. Психология влияния в деловом общении и социальных коммуникациях : учебник для вузов / М. Р. Душкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 228 с.
9) Ефимова, Н. С. Социальная психология : учебник для среднего профессионального образования / Н. С. Ефимова, А. В. Литвинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 442 с.
10) Козлов, В. В. Социальная психология : учебник для вузов / В. В. Козлов, С. А. Трифонова, Т. М. Панкратова, Л. А. Николаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 501 с.
11) Корягина, Н. А. Социальная психология: теория и практические методы : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 316 с.
12) Кондратьев, М. Ю. Социальная психология образования : учебное пособие для вузов / М. Ю. Кондратьев. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 321 с.
13) Крысько, В. Г. Социальная психология : учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 553 с.
14) Лупьян, Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс... / Я. А. Лупьян. - Минск : Вышэйш. шк., 1986. – 202 с.
15) Меховникова, В. В. Барьеры общения и пути их преодоления // Экономика и социум. 2016. №3 (22).
16) Муртазина, Д. К. Барьеры общения и приемы их преодоления // Теория и практика современной науки. 2016. №4 (10).
17) Наумова, Е. И. Психоанализ Фрейда как рационалистическая концепция // Logos et Praxis. 2012. №3.
18) Обухов, А. С. Психология : учебник и практикум для вузов / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 404 с.
19) Огольцова, Е. Г. Теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау / Е. Г. Огольцова, А. А. Торба, Ю. А. Лёшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 463-465.
20) Оконечникова, Л. В. Социальная психология: современная теория и практика : учебное пособие для вузов / В. В. Макерова [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Оконечниковой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 231 с.
21) Почебут, Л. Г. Социальная психология толпы : учебное пособие для вузов / Л. Г. Почебут. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 153 с.
22) Сарычев, С. В. Социальная психология : учебное пособие для вузов / С. В. Сарычев, О. В. Чернышова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 127 с.
23) Свенцицкий, А. Л. Социальная психология : учебник для вузов / А. Л. Свенцицкий. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 408 с.
24) Свенцицкий, А. Л. Социальная психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Л. Свенцицкий. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 408 с.
25) Семечкин, Н. И. Социальная психология : учебник для вузов / Н. И. Семечкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 423 с.
26) Семенов, И. Н. С. Л. Рубинштейн известный и неизвестный: историко-культуральная рефлексия жизнетворчества // Психология. Журнал ВШЭ. 2009. №3.
27) Сосновский, Б. А. Социальная психология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Б. А. Сосновский, Ф. Г. Асадуллина ; под редакцией Б. А. Сосновского. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 155 с.
28) Сорокина, Д. Б. Основные подходы к пониманию феномена «барьеры общения» в психологической науке // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. №3.
29) Столяренко, Л. Д. Социальная психология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 219 с.
30) Столяренко, Л. Д. Социальная психология : учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 219 с.
31) Феоктистова, С. В. Психология : учебное пособие для вузов / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 234 с.
32) Чернова, Г. Р. Социальная психология : учебник для вузов / Г. Р. Чернова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 187 с.
33) Чернова, Г. Р. Социальная психология : учебник для среднего профессионального образования / Г. Р. Чернова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 187 с.