Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Сущность, признаки и виды конкуренции 5
1.1 Сущность и особенности конкуренции 5
1.2 Виды конкуренции. Теория конкурентных преимуществ 6
1.3 Влияние конкуренции на цены и качество продукции 13
1.4 Государственное регулирование конкурентоспособности экономики 16
Глава 2 Анализ способов влияния конкуренции на рыночную экономику 20
2.1 Роль конкуренции в повышении качества на примере функционирования компании Huawei 20
2.2 Влияние глобализации на конкурентоспособность компаний в условиях рынка 22
2.3 Монополии и конкуренция: взаимовлияние и опыт России. Роль антимонопольной политики 28
Заключение 33
Список литературы 35
Фрагмент для ознакомления
2
Современное развитие экономики усиливает конкуренцию между компаниями за завоевание рынков сбыта и требует разработки механизмов управления, способствующих достижению целей с высокой экономической эффективностью. Поэтому конкуренция обязывает все предприятия уделять все больше внимания вопросам качества, что является одним из основных факторов обеспечения прибыли и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, проблема повышения конкурентоспособности продукции является предметом целенаправленной стратегической разработки на всех уровнях, начиная от индивидуального, заканчивая отраслевым .
Переход страны к социально ориентированной рыночной экономике, сопровождавшийся уменьшением запасов оборудования, сырья, прочного государственного заказа, с одной стороны, привел к тотальной интервенции всех видов иностранных товаров, с другой стороны, привел к спаду производства, с вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями.
Ситуация усугублялась также в связи с моральным и физическим износом существующих материальных активов, слабой платежеспособностью традиционных потребителей и исторически сложившейся необходимостью поддержания социальной инфраструктуры. В таких условиях необходимо активно решать проблемы эффективности производства, повышать качества конечной продукции агрохолдингов и обеспечивать высокий уровень конкурентоспособности. Из-за этого становится актуальной проблема разработки и внедрения методов решения проблемы конкурентоспособности продукции.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса влияния конкуренции на функционирование рыночной экономики.
Задачи:
- описать сущность и особенности конкуренции;
- рассмотреть виды конкуренции; теорию конкурентных преимуществ;
- изучить влияние конкуренции на цены и качество продукции;
- рассмотреть государственное регулирование конкурентоспособности экономики;
- описать роль конкуренции в повышении качества на примере функционирования компании Huawei;
- рассмотреть влияние глобализации на конкурентоспособность компаний в условиях рынка ;
- описать монополии и конкуренцию: взаимовлияние и опыт России; роль антимонопольной политики.
Объект исследования – конкуренция и ее влияние на рыночную экономику. Предмет исследования – специфика конкуренции в России.
Глава 1. Сущность, признаки и виды конкуренции
1.1 Сущность и особенности конкуренции
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, проблема повышения конкурентоспособности продукции является предметом целенаправленной стратегической разработки на всех уровнях, начиная от индивидуального, заканчивая отраслевым
Конкуренция (в узком смысле) представляет собой соперничество и состязательность между компаниями, что заинтересованы достичь одной цели. Конкуренция может возникать между рыночными участниками за лучшие производственные условия и условия реализации товара или услуги.
В широком смысле термин «конкуренция» применяется как часть механизма рынка, благодаря которой обеспечивается коммуникация рыночных субъектов в производственном процессе, при купле и продаже товаров.
В экономической науке сложились три основных подхода в исследовании конкуренции:
− поведенческий: «конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам»;
− структурный: акцент смещается с борьбы конкурентов друг с другом на анализ структуры рынка, условий, господствующих на нем;
− функциональный: характеризует конкуренцию с позиции выполняемых ею экономических функций.
В связи с усилением конкуренции на глобальных рынках, компании должны выявлять факторы конкурентоспособности и вырабатывать соответствующие стратегии, в том числе в отношении формируемого бизнес-портфеля.
В условиях интенсивной конкуренции компании должны выработать и применять отличающуюся от других стратегию, обеспечивающую большую ценность продукта, гибкость его предложения, формами и способами продвижения. Конкурентные преимущества могут быть также обеспечены диверсификацией деятельности фирм.
Конкуренция от латинского «sops» - «беги к цели» - это соперничество между людьми ради достижения цели.
Анализируя термин «конкуренция», важно обратить внимание конкуренцию на рынке потребительских товаров .
Конкуренция важна для того, чтобы определить рыночную среду, для того, чтобы развивать и рынок, в том числе.
В условиях рынка роль и важность конкуренции в экономике социума постоянно растет. Но поддержка конкуренции – важная цель социального экономического регулирования. Поэтому конкуренция – это важный фактор маркетинговой сферы предприятий. Анализ конкуренции влияет на функционирование компаний на рынке. Поэтому реализация исследований конкуренции – важная задача логистических услуг компаний.
В экономической литературе существует множество определений конкурентов.
Конкуренты – важный элемент исследований маркетинга, без анализа которых нельзя сформировать успешную стратегию и тактику работу компаний на рынке.
Конкурирующие компании – это фирмы и предприятия, имеющие полностью или частично совпадающую нишу (сферу),общность рыночных сегментов, для которых подходи услуга или продукт компании.
Присутствие таких компаний – стимул к тому, чтобы возникала конкуренция. С точки зрения экономики, конкуренция является процессом взаимодействия, коммуникации борьбы между производителями и поставщиками при сбыте товаров. Конкуренция развивает производство .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алексеенко А. П., Китайский подход по противодействию антиконкурентным соглашениям и злоупотреблению доминирующим положением платформ электронной коммерции // Юрист. — 2021. — № 8. — С. 72-80
2) Бондарев Н.С., Косинский П.Д. Влияние уровня развития конкуренции на функционирование предприятия с учетом применения маркетинговых исследований//ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГАТУ. 2021. № 4. С. 8-10
3) Васильев В. П. Государственное регулирование экономики. – М.: Юрайт, 2020. – 179 c.
4) Васильева П.А., Коробкова М.А. Тренды на потребительском рынке в постпандемийный период. В сборнике: Общество, государство, личность: молодежное предпринимательство в поведенческой экономике в условиях цифровизации. Материалы XXI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Казань, 2021. С. 122-125
5) Власов В.И. Новая парадигма в исследованиях и оценке процессов и проблем глобализации // Философия образования. Philosophy of education. Киев: Институт высшего образования Национальной академии педагогических наук. 2017. № 2 (21). С. 289 -295
6) Григорьева Е.В. Общественная эффективность монополии // Актуальные вопросы современной экономической науки. 2021. С. 49-50
7) Доможирова А. А., Юдина О.В. Ценовая политика предприятия на различных рынках//ВЕСТНИК ТУЛЬСКОГО ФИЛИАЛА ФИНУНИВЕРСИТЕТА. 2019. № 1. С. 97-100
8) Евстафьев Д. Г., Конкуренция моделей суверенитетов как основа перехода к постглобальному миру // Современная Европа. — 2022. — № 5. — С. 146-150
9) Корниенко Н. Н. Неценовая конкуренция в условиях рыночной и смешанной экономики//ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НАУКИ. Сборник научных трудов по материалам XXXI Международной научно-практической конференции. Анапа, 2021. С. 112-115
10) Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Общество потребления: методологические подходы к анализу // Финансовый бизнес. – 2021. – No 11(221). С. 73-80
11) Лебедев К.А. Влияние транснациональных корпораций на конкурентоспособность страны// АГЕНТСТВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, 2022. № 11. С. 102-105
12) Ли Цинцзы. Межкультурные препятствия и контрмеры в международном маркетинге - на примере компании Huawei //China Business Review, 2018. – Vol. 22. – P. 68-70
13) Люй Сюань Маркетинговая стратегия компании Huawei // МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ: ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА. Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Ответственные за выпуск: В.Е. Ковалев, Л.М. Капустина. Ответственный редактор О.И. Попова. Екатеринбург, 2021. С. 167-170
14) Малиновский В. К., Модели долгосрочного страхового планирования : ценовая конкуренция и регулирование финансовой устойчивости. — Москва : Янус-К, 2020. С. 125-130
15) Муталимов В.А., Зенати Я. Экономическая безопасность открытой экономики в условиях глобализации//RUSSIAN ECONOMIC BULLETIN. 2021. № 2. С. 193-200
16) Овсепян О.Т., Широкова О.В. Государственное регулирование конкурентоспособности экономики//ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2022. С. 796-800
17) Розанова Н.М. Конкуренция и монополия в цифровую эпоху // Общественные науки и современность. 2021. № 1. С. 63-65
18) Саттарова И. В., Черкашина Л. В. Управление качеством как основа конкурентоспособности предприятий в современных условиях// УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ИССЛЕДОВАНИЯ, ИННОВАЦИИ, ТРАНСФОРМАЦИЯ. Материалы XVIII Международного конгресса с элементами научной школы для молодых ученых. В 2-х томах. Том 1. Отв. редакторы выпуска: А.В. Семёнов, П.Н. Кравченко. Москва, 2022. С. 1293-1299
19) Сынков А.Д., Валова Ю.И. Особенности антимонопольного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и за рубежом. В сборнике: Социально-экономическое развитие: проблемы, тенденции, перспективы: Сборник научных статей участников 20-й Международной научно-практической конференции (25 мая 2021 года, г. Курск) в рамках III Московского академического экономического форума / Курский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. - Курск: ЗАО "Университетская книга", 2021. - с. 266-270
20) Филькевич И. А., Чжан Цзыхао. Повышение международной конкурентоспособности компании на глобальных рынках// Scientific Cooperation Center "Interactive plus", 2022. № 1. С. 3-5
21) Черданцева А. А., Валова Ю. И. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство//ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ: НОВЫЕ ЗАДАЧИ И ГОРИЗОНТЫ. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.А. Гальченко. Курск, 2023. С. 210-215
22) Чэнь Силун. SWOT- анализ корпоративной глобализации Huawei на фоне «Один пояс, один путь» //Экономический форум, 2018. – Vol. 4. – P. 132-140
23) Щетинина Е. Д. Факторы, влияющие на формирование конкурентных преимуществ предприятия в современных условиях / Е. Д. Щетинина / Белгородский экономический вестник. 2017. No 1 (85). С. 31-35
24) Thomas L. Friedman. The Lexsus and the Olive Tree. Understanding Globalization. N.Y., Anchor Books. 2000. С. 306