Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Историческая наука эволюционировала множество теорий о происхождении власти и государства. Некоторые из них имеют вековую историю, сопровождая само понятие государственности, в то время как другие были разработаны сравнительно недавно. Патриархальная теория возникла в древней Греции и изначально получила подтверждение в работах Аристотеля, но нашла свое развитие в XVII веке в сочинениях английского автора Фильмера "Патриарх". Эти идеи также прозвучали и в более поздние времена, в работах Фильмера, Михайловского и других ученых.
Процесс формирования государств разных народов имел свои особенности, что привело к различным подходам в объяснении возникновения государств.
Изучение этого процесса имеет не только академическое значение, но и практическую значимость. Оно помогает лучше понять социальную природу государств, их особенности и характеристики, и исследовать причины и условия их становления и развития.
Современность неотделима от прошлого и будущего, она представляет новую и важную главу в истории. Сегодняшнее время отражает различные, сложные и порой противоречивые тенденции прошлого, отвергая устаревшее и придавая новое качество перспективам, тем самым создавая новые тенденции и явления, которые составляют основу будущего. Следовательно, чтобы понять современное государство, необходимо понять его происхождение и основные этапы развития, анализировать факторы, влияющие на его становление, развитие, форму и сущность.
Патриархальная концепция государства и теория насилия - это тема, которая привлекает внимание многих исследователей и общественных деятелей. Патриархальная концепция государства предполагает, что власть должна быть сосредоточена в руках мужчин, а женщины должны подчиняться им и заниматься домашними делами. Теория насилия, в свою очередь, исследует причины и последствия насилия в обществе.
Актуальность. Интерес к истокам государства бесконечен в обществе, от Древнего Рима и до наших дней учеными предложено множество теорий происхождения государства. Понятие государства возникает из глубинных рассуждений человека. В различные исторические периоды народы и племена самостоятельно пришли к выводу о необходимости создания системы, обеспечивающей безопасность, права и свободы. Открытым фактором было понимание централизованного управления для обеспечения жизненно важных условий.
Благодаря государству, народ может объединить свои силы, организовать их и направить на достижение экономических, политических и социальных целей. Через создание государства люди перестают быть просто марионетками в руках обстоятельств и подчиняются самостоятельно созданной верховной власти. Таким образом, они выбирают свою независимость, первоначальное условие настоящей свободы. Государство, как сознательная сила, превосходит неосознанные внешние силы. Поэтому достижение государства неизбежно в осознанном обществе.
Цель работы: исследовать патриархальную концепцию государства и теорию насилия.
Задачи:
1. Рассмотреть основные концепции и теории, относящиеся к возникновению государства.
2. Оценить вклад патриархальной теории в понимании происхождения государства.
3. Выявить преимущества и недостатки каждой из этих теорий.
Предметом исследования являются патриархальная концепция государства и теория насилия в обществе.
Объектом исследования выступают социальные отношения, связанные с полом и властью в обществе.
При написании данного исследования использовались методы синтеза и анализа, теоретического исследования, исторического и других научных методов.
В процессе написания данной работы были рассмотрены работы таких авторов, как Аристотель, Платон, Дж. Локк, Т. Гоббс, А. Геллер, Л. Гумплович, А.Н. Радищев, К. Каутский, М.Н. Покровский, И.А. Ильин, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и многие другие.
ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
1.1 Общая характеристика теорий происхождения государства
Эпоха государственности наступает, когда примитивное равенство и первоначальная социальная форма собственности выходят из употребления, а общество начинает делиться. Мы уже выяснили, что в этой структуре присутствовала общественная власть и социальные нормы, которые регулировали поведение людей без необходимости в отдельной властной структуре, стоящей над обществом.
В рамках племенного управления все взрослые члены племени принимали участие в управлении делами племени по равноправному принципу. Все важные вопросы разрешались на общем собрании племени, которое также выполняло роль высшего судебного органа. Постепенно примитивные коллективистские производственные отношения начали изменяться и разрушаться. Это произошло благодаря разделению труда (скотоводство, ремесло, торговля) и совершенствованию орудий труда, что привело к увеличению производительности труда и появлению значительного избытка продукции. С этого момента появилась возможность обеспечить существование большой группы людей, специализирующихся на различных общественных функциях, непосредственно не связанных с материальным производством [13].
Развитие общественного разделения труда приводит к изменениям в организации общественной жизни в племенных общинах, фратриях, куриях и племенах. Структура племени становится более сложной, начинает развиваться разделение социальных функций. Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все члены племени наряду с обработкой земли и пастбищами занимались военными походами и участвовали в народных собраниях.
Однако, к концу V-VI века, когда германские завоеватели распространились на большие территории, ситуация изменилась. Войны велись далеко от дома, и многие члены племени не желали принимать участие в дальних военных походах. В результате возникло численное увеличение дружин, занимающихся главным образом военными делами. Также произошло увеличение числа приближенных к королю, включая служителей культа. В результате общинники, которые ранее занимались всеми аспектами общественной жизни, вынуждены были заниматься только одним делом.
Совмещение военных и хозяйственных обязанностей становилось все более сложным. В результате такой специализации появилась значительная группа людей, которые не участвовали в создании материальных ценностей. Они вели войны, осуществляли судебные и полицейские функции - все, что характерно для государства и выходит за рамки простой общественной власти. Все большее удаление от племенных структур изначального равенства также подталкивается разрастанием богатства и его концентрацией в узком привилегированном кругу людей, что в итоге приводит к возникновению частной собственности (на Западе) или "собственности властью" (на Востоке) и эксплуатации человека человеком.
Переход от первобытного общества к государственной структуре сопровождался формированием соседних территориальных общин и укрепленных племенных центров. Теперь в составе территориальных общин не основанием служат родственные связи, а соседство и проживание на одной территории. Таким образом, территория становится определяющим фактором в возникновении государства [21].
Одной из ключевых черт государства является существование отдельной публичной власти, разделенной от общества. В первобытном обществе существовала публичная власть, которая выражала интересы всех членов общества и не разделялась от них. Однако в государстве власть реализуется через государственный аппарат, не принимающий участия в прямом общественном производстве. Более того, этот аппарат выражает интересы определенной группы (класса, социальной группы и т. д.) и порой свои собственные.
Взимание налогов и сборов необходимо для финансирования государственного аппарата.
В государстве население разделяется на группы по месту жительства, в отличие от первобытного общества, где разделение происходило по родственным и племенным связям. Это обусловлено необходимостью взимания налогов и более эффективного управления, так как изменения в общественной структуре приводят к постоянным перемещениям людей.
Это основные характеристики государства, отличающие его от других общественных организаций. Государство представляет собой единую властную структуру, охватывающую всю страну и население. Каждый человек при рождении становится гражданином государства и обязан подчиняться его власти, а также имеет право на его защиту и покровительство. Государство обладает суверенитетом как в международных отношениях, так и внутри своих границ, не подчиняясь другим властям и имея превосходство над другими организациями.
Государство также располагает специальными силами принуждения, такими как суды, прокуратура, полиция и т. д., а также материальными ресурсами, например, армией и тюрьмами, обеспечивающими выполнение государственных решений при необходимости. Только государство имеет право издавать обязательные для всех нормативные акты, такие как законы, указы и постановления [13].
Основные закономерности возникновения государства являются результатом естественного развития первобытного общества. Этот процесс включает улучшение экономики, повышение производительности труда, развитие организационных структур общества, специализацию управления и изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти аспекты развития взаимосвязаны и взаимозависимы: экономическое развитие позволяет укрупнить общественные структуры и специализировать управление, а управление, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост производства. Нормативное регулирование отражает эти изменения и играет роль в совершенствовании общественных отношений и закреплении интересов общества или господствующей элиты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев С.С. Государство и право: начальный курс / С.С. Алексеев. - М.: Юрид.лит., 1996. – 192 с.
2. Багдасарян Л.А. Теория возникновения государства // История государства и права. - 2004. - N4. - 17-19 c.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. для юр.вузов / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2008. – 608 с.
4. Гусейнов А. А. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии. - 1994. - № 6. – С. 35-41.
5. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы: учеб.пособие / Т.В. Кашанина. - М.: Юристъ, 1999. – 335 с.
6. Кечекьян С.Ф. Гегель и историческая школа права / С.Ф. Кечекьян // Правоведение. - 1967. - №1. - 104-109 c.
7. Козлихин И.Ю. Гуго Гроций / И.Ю. Козлихин // Правоведение. - 1999. - №4. - 263-271 c.
8. Комаров С.А. Общая теория государства и права.: учеб. / С.А. Комаров- Спб.: Юрид.ин-т, 2001. – 348 с.
9. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: учебно-метод. пособие: крат. учеб. для вузов / С.А. Комаров, А.В. Малько. - М.: НОРМА- ИНФРА-М, 1999. – 437 с.
10. Крадин Н. Н. Политическая антропология о происхождении государства // Ежегодник Древнейшие государства Восточной Европы. - 2014. – 534 с.
11. Лазарев В.В. Теория государства и права: учеб. для вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Спарк, 2001. – 511 с.
12. Лазарев, В. В. Общая теория государства и права / В. В. Лазарев. - М.: Инфра-М, 2000 - 189 c.
13. Ленин В.И. Государство и революция: учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции / В.И. Ленин. - М.: Политиздат, 1986. – 160 с.
14. Мамут Л.С. Наука о государстве и праве: необходимость радикального обновления / Л.С. Мамут // Философские науки. - 1989. - №11. - 3-15 c.
15. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. / М.Н. Марченко - М.: Проспект, 2006. – 637 с.
16. Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. для вузов / А.В. Мелехин. - М.: Маркет ДС, 2007. – 634 с.
17. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М.: Издательство НОРМА. Москва, 2002. 552 с.
18. Спиридонов, Л. И. Теория государства и права [Текст] / Л. И. Спиридонов. - М.: Инфра-М, 2003 - 213 c.
19. Твердохлебов Г. А. Рождение правоотношений и государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. - М.: Юрист, 2003. - № 5. - С. 45-48.
20. Файзрахманов Р.Х. Войны и вооруженное насилие как факторы развития российской государственности // Российский юридический журнал. 2013. - №5. - 81-84 с.
21. Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. - М.: Мысль, 1985. – 171 с.
22. Шумков Д.М. Происхождение государства и права // Основы государства и права. - 1999. -№7. - 49-57 c.
23. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства /Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 21. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. - 23-178 с.