Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Абсолютно все философы Рос-сии (точнее, России) задавали один, но очень емкий и глубокий вопрос - какую роль играет Россия в мировой цивилизации? Этот вопрос вызвал серьезные споры среди элиты русской философской мысли, привел к тра-гическим последствиям рвения молодых и непоседливых людей и поставил в тупик всю общую идеологическую основу России в глазах мыслящих людей всех времен и народов как нации.
Одним из таких людей был Петр Яковлевич Чаадаев. Труды велико-го русского философа Петра Яковлевича Чаадаева раскололи интеллекту-альную элиту первой половины 18-го века на две стороны баррикад - за-падников (сторонников) и славянофилов (критиков). Две основные концеп-ции творчества Чаадаева (а позже и всей русской философии) - это стрем-ление к созданию утопического общества и стремление к национальной уникальности России. Петр Яковлевич называл себя религиозным мысли-телем и признавал существование Высшего Разума, проявляющегося в ис-тории страны через провидение.
Чаадаев не отрицает христианства, но считает, что его главная идея - «установить Царство Божье на земле», а Царство Божье - это метафора справедливого общества, которое уже реализуется в западном мире (за-падники сделали упор на него). Что касается национальной идентичности Родины, то автор обозначает только идею яркой самобытности России. «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, - писал он, - мы - исклю-чительный народ».
Главное в России - быть уроком для остального человечества. Одна-ко Чаадаев был слишком далек от славянофильского шовинизма и веры в исключительность России. Для него цивилизация - это единое целое, и все дальнейшие попытки обрести идентичность - это предрассудки и предрас-судки, свойственные нации.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Проблема исследования – выявить влияние П.Я. Чаадаев на обще-ственно-политическую мысль XIX в.
Объектом исследования являются особенности формирования идей П.Я. Чаадаева и его влияния на общественно-политическую мысль XIX в.
Предметом исследования является П.Я. Чаадаев и общественно-политическая мысль XIX в.
Цель исследования: проанализировать влияние П.Я. Чаадаева на общественно-политическую мысль XIX в.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть биографические данные П.Я. Чаадаева.
2. Описать деятельность П.Я. Чаадаева и явление чаадаевщины.
3. Дать оценку месту и роли П.Я. Чаадаева в формировании обще-ственно-политической мысли 19 в.
4. Проанализировать политические идеи П.Я. Чаадаева.
Для решения поставленных задач были определены следующие ме-тоды исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
ГЛАВА 1. П.Я. ЧААДАЕВ: БИОГРАФИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ТЕЧЕНИЯ «ЧААДАЕВЩИНЫ»
1.1 Биографические данные П.Я. Чаадаева
Год рождения Петра Яковлевича точно неизвестен. Лонгинов гово-рит, что он родился 27 мая 1793 года, Жихарев считает годом его рожде-ния 1796-й, Свербеев смутно относит его к «первым годам последнего десятилетия XVIII века». Точно известно, что П.Я. Чаадаев ро-дился в старинной зажиточной дворянской семье.
Он рано осиротел. Его тетя, княгиня А.М. Щербатова, взяла его и его брата Михаила, совсем маленького, с собой в Москву, и они жили с ней в Москве, в Серебряном переулке, рядом со знаменитой Никольской церковью на Арбате. По материнской линии Чаадаев - племянник князей Щербатовых и внук известного русского историка. В руках этой семьи Ча-адаев получил первоначальное, замечательное для того времени образо-вание, которое закончил, читая лекции в Московском университете.
Принятый юнкером в Семеновский полк, он участвовал в войне 1812 года и последовавших за ней боевых действиях. Позже, когда он служил в лейб-гусарском полку, Чаадаев подружился с молодым Пушкиным, кото-рый в то время учился в Царскосельском лицее. По словам Лонгинова, «Чаадаев своими лекциями внес в развитие Пушкина больше, чем все воз-можные профессора». О характере разговоров между друзьями можно судить по стихотворениям Пушкина «К Петру Яковлевичу Чаадаеву», «К портрету Чаадаева» и другим. Чаадаеву выпало спасать Пушкина от угро-зы ссылки в Сибирь или заточения в Соловецкий монастырь .
Узнав об опасности, Чаадаев, который в то время был адъютантом командира гвардейского корпуса князя Васильчикова, добился досрочной встречи с Карамзиным и убедил его встать на защиту Пушкина. Пушкин платил Чаадаеву теплой дружбой. Среди «самых необходимых вещей» он требует, чтобы ему прислали в Михайловское портрет Чаадаева. Он посы-лает ему первый экземпляр «Бориса Годунова» и страстно интересуется его мнением об этом произведении. Он также посылает ему целое посла-ние, в котором выражает свое желание как можно скорее прочесть, оце-нить, осудить, возродить в обществе Чаадаева свободолюбивые надежды. В предисловии к «Избранным произведениям Пьера Чаадаева, изданным к премьере от имени П. Гагарина» говорится, что в юности Чаадаев был участником либерального движения, которое закончилось катастрофой 14 декабря 1825 года. Он разделял либеральные идеи людей, которые участ-вовали в этом движении, и соглашался с ними в реальности великого зла, от которого сейчас страдает и страдает Россия, но он не соглашался с ними в том, что касается причин этого и, в частности, средств его устранения.
Если это правда, то Чаадаев мог вполне искренне держаться Союза Благоденствия и столь же искренне не соглашаться с направлением, воз-никшим впоследствии в северном и особенно в южном обществе. В 1820 году в Семеновском полку в Санкт-Петербурге произошли известные бес-порядки. Чаадаев попросил императора Александра II об одолжении и по-лучил его даже без обычного присвоения очередного титула. В этот мо-мент Чаадаев страдал вдвойне: его блестящая карьера была разрушена, и в то же время он сильно упал во мнении своих товарищей-офицеров, среди которых был весь цвет тогдашней интеллигенции.
Было сказано, что он ни в коем случае не должен принимать столь деликатное поручение; зная об аксельбантах адъютанта, на которые в та-ких случаях жаловался курьер, он должен был чувствовать себя особенно неловко перед своими бывшими сослуживцами по Семеновскому полку, которые были очень сурово наказаны. Весьма вероятно, что члены тайно-го общества, в которое принял его Якушкин, тем самым дистанцировались от него и что поэтому Чаадаев впоследствии не любил рассказывать о сво-их отношениях с декабристами, о своей поездке в Тропау и о своей беседе с Александром. После выхода на пенсию он прожил за границей шесть лет. В Европе Чаадаев вращался среди выдающихся умов. Среди его лич-ных знакомых были Шеллинг, Ламенна и другие. Взгляды этих людей не могли не повлиять на Чаадаева, который от природы обладал сильным умом и определенным философским складом ума.
Обширное чтение также во многом способствовало формированию у Чаадаева цельного мировоззрения. Жихарев писал, что Чаадаев был са-мым сильным, глубоким и разносторонним мыслителем, когда-либо рож-давшимся на русской земле. Поэтому все события 1825-1826 годов проис-ходили в его отсутствие. Эти события убрали с исторической арены почти весь цвет поколения, к которому принадлежал Чаадаев .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анненков П.В. Литературные воспоминания. – М., 1960.
2. Бобров Е. Философия в России: материалы, исследования и за-метки. – Казань, 1981.
3. Богучарский, Василий Три западника сороковых годов: (П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский и А. И. Герцен): (историко-литературные очерки) / Василий Богучарский. - Москва: Машиностроение, 2003. - 317 c.
4. Богучарский, Василий Чаадаев Петр Яковлевич / Василий Бо-гучарский. - Москва: ИЛ, 2001. - 813 c.
5. Волков Г. Три лика культуры. – М.,1986. – С. 74.
6. Гершензон М.О. П.Я. Чаадаев. Очерки прошлого. – М., 1989.
7. Гершензон, М. Грибоедовская Москва. П. Я. Чаадаев. Очерки прошлого / М. Гершензон. - М.: Московский рабочий, 1989. - 400 c.
8. Гершензон, М. О. П.Я. Чаадаев / М.О. Гершензон. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 227 c.
9. Гершензон, М.О. П. Я. Чаадаев; жизнь и мышление / М.О. Гершензон. - М.: Нобель Пресс, 2017. - 216 c.
10. Гурвич-Лищинер, С. Д. П. Я. Чаадаев в русской культуре двух веков / С.Д. Гурвич-Лищинер. - Москва: РГГУ, 2006. - 254 c.
11. Ермичев А. История русской мысли. – СПб, 1995.
12. Лазарев, В. В. Чаадаев / В.В. Лазарев. - М.: Юридическая ли-тература, 1986. - 112 c.
13. Лебедев, А. Чаадаев / А. Лебедев. - М.: Молодая Гвардия, 2008. - 270 c.
14. Лебедев, Александр Три лика нравственной истины. Чаадаев, Грибоедов, Якушкин / Александр Лебедев. - М.: Летний сад, 2009. - 720 c.
15. Мельгунов Н.А. Главные течения русской исторической мысли. – М., 1969.
16. Пузанов С.А. П.Я. Чаадаев. – М., 1966.
17. Пузанов, Н.Н. Петр Яковлевич Чаадаев и его миросозерцание: (По поводу 50-летия со дня смерти) / Н.Н. Пузанов. - Москва: Машиностроение, 1977. - 105 c.
18. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 1991. - 368 c.
19. Соловьев В. П.Я. Чаадаев и его философические письма. – М., 1968.
20. Тарасов Б.Н. Чаадаев П.Я. – М., 1986.
21. Тарасов, Б. Н. «Тайна человека» и тайна истории. Непрочитан-ный Чаадаев. Неопознанный Тютчев. Неуслышанный Достоевский / Б.Н. Тарасов..: Алетейя, 2012. - 352 c.
22. Тарасов, Б.Н. Метаморфозы идей и людей. Творческое зрение Пушкина. Чаадаев: жизнь, личность, творчество / Б.Н. Тарасов. - М.: Але-тейя, 2017. - 863 c.
23. Тарасов, Борис Чаадаев / Борис Тарасов. - М.: Молодая Гвар-дия, 1990. - 576 c.
24. Чаадаев П.Я. Статьи и письма / Под ред. Лазоревой В.В. – М., 1989.
25. Чаадаев П.Я. Философические письма. – М., 1989.
26. Чаадаев, П. Я. П. Я. Чаадаев. Избранные сочинения и письма / П.Я. Чаадаев. - М.: Правда, 1991. - 560 c.
27. Чаадаев, П. Я. П. Я. Чаадаев. Полное собрание сочинений и из-бранные письма. В 2 томах (комплект) / П.Я. Чаадаев. - М.: Наука, 1991. - 417 c.
28. Шкуринов П.С. П.Я. Чаадаев: жизнь, деятельность, мировоз-зрения. – М., 1960.