Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Поддержка семьи, обеспечение социальной защиты семей с детьми является одним из приоритетных направлений любого правового государства. В России обеспечение социальной защиты семей с детьми находит свое правовое отражение в Основном законе государства, а именно в ст. 38 Конституции Российской Федерации , в которой говорится о том, что семья находится под государственной защитой.
Политика России направлена на создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни человека. В Российской Федерации устанавливается гарантированная минимальная заработная плата, защищаются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии и пособия, развивается система социальных услуг. Положения о государственной поддержке семьи, предоставлении гарантий социальной защиты гражданам закреплены на самом высоком, конституционном уровне.
Следует отметить также заинтересованность законодателя в области развития обеспечения социальной защиты семей с детьми, что отражено в Концепции демографического развития Российской Федерации до 2025 года , а также Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года . Представленные документы обладают стратегическим значением, а также указывают на стремление законодателя совершенствовать государственную социальную политику.
Цель и задачи. Целью исследования является изучение правового регулирования государственных пособий гражданам, имеющим детей в Российской Федерации.
В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи:
- рассмотреть пособия семьям, имеющим детей, как инструмент социально-ориентированной политики государства;
- раскрыть право на получение пособий гражданам, имеющим детей;
- рассмотреть понятие и виды пособий гражданам, имеющим детей;
- выявить порядок назначения и выплаты государственных пособий;
Объект и предмет. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с назначением и выплатой пособий семьям, имеющим детей.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, закрепляющие государственные пособия семьям, имеющим детей, а также нормы права, регулирующие отношения по предоставлению пособий на детей.
Методологической основой исследования являются следующие методы: всеобщий, анализ, синтез; а также специально-юридические методы исследования: формально-юридический, метод правового моделирования, изучение и обобщение судебной практики.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
1.1. Пособия семьям, имеющим детей, как инструмент социально-ориентированной политики государства
Одним из основных и важных направлений России как социального государства является проведение демографической политики, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
Концепция демографического развития Российской Федерации, предусматривает приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи Конституция Российской Федерации, провозглашая идеи социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, в законодательстве конкретизирует эти положения. Так, Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, включает в себя Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», другие федеральные законы, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Пособия – это денежные выплаты, которые назначены гражданам ежемесячно, периодически или единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка или оказания дополнительной материальной помощи .
Исходя из данного определения, можно сформулировать определение государственных пособий гражданам, имеющим детей. Таким образом, государственные пособия, гражданам, имеющим детей – это единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением, воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства .
В Российской Федерации до 1 января 2023 года были предусмотрены следующие виды пособий для граждан, имеющих детей :
1. Пособие по беременности и родам .
2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
3. Единовременное пособие при рождении ребенка.
4. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до 1,5 лет).
5. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
6. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
7. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Таким образом, с 1 января 2023 года выстроилась целостная система поддержки малообеспеченных семей с детьми. Таким образом, в России работает система государственной социальной помощи, которая имеет в себе несколько видов компенсационных и стимулирующих выплат, предоставляемых для поддержки материнства, отцовства, детства. Основным законодательным актом в этой сфере выступает Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Субъектом права на пособие фактически выступает один из взрослых представителей семьи. Согласно нормам семейного законодательства, защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями либо лицами, их заменяющими. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей либо заменяющих их лиц и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка .
Приведённый обзор мер государственной поддержки семей, имеющих детей, позволяет сделать вывод о том, что разработанная в РФ система поддержки граждан, имеющих детей является достаточно развитой и включает в себя большое количество единовременных и ежемесячных пособий, что свидетельствует об исполнении соответствующими органами государственной власти своих обязанностей в сфере социальной политики, а также способствует демографическому росту страны. Можно сказать, что в России существует прочная нормативная основа для реализации социальной политики в сфере государственной поддержки граждан, имеющих детей, пособия, предоставляемые семьям с детьми, в социальном и правовом государстве играют важную роль, так как наряду с другими мерами социальной защиты населения способствуют укреплению Российского государства и стабилизации общества.
Таким образом, несмотря на существующие экономические проблемы, российское государство в последнее время стремится обеспечить достойное существование семьям. Государство, осознавая свою ответственность за будущее детей, принимает все возможные меры для реализации своих социальных функций, социальное обеспечение граждан, имеющих детей, составляет существенную часть всего объема социальных гарантий, предусмотренных российским законодательством.
1.2 Проблемы реализации и направления развития меры социальной поддержки семей с детьми
Система государственной поддержки семей, имеющих детей, в России последние десятилетия переживает процесс обновления, цель которого преодолеть демографический кризис и социальный риск бедности таких семей. Следует заметить, что соответствующие меры поддержки материнства и детства весьма разнообразны и реализуются в различных организационно-правовых формах социального обеспечения (обязательное социальное страхование, государственное социальное обеспечение, социальная помощь и обслуживание). Ряд этих мер, финансируемых за счет средств бюджета, с точки зрения отраслевой природы носит спорный характер и зачастую рассматривается учеными как принадлежность сферы социальной защиты. Среди них материнский (семейный) капитал, программы льготной ипотеки для семей с детьми, мера поддержки в виде полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) . 2021 г. также ознаменовался введением ряда новых социально-обеспечительных предоставлений и, что не менее ценно, Президент РФ в Послании Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 г. озвучил курс на построение целостной системы мер поддержки семей с детьми . В этом контексте современное состояние этого сегмента социального обеспечения и новеллы 2021 г. требуют осмысления. Контуры формируемой системы социальной поддержки семей с детьми обозначены . В их числе адресность предоставления социально-обеспечительных благ, переход к комплексной оценке нуждаемости и максимальное упрощение процедуры назначения выплат за счет межведомственного электронного взаимодействия. Основой такого развития служат положения Конституции РФ с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. Так, гарантирование адресной социальной поддержки граждан, обязательного социального страхования закреплено в п. 7 обновленной ст.75 Конституции РФ.
Помимо ежемесячных выплат нуждающимся семьям на первого и второго ребенка до 3 лет (рожденных с 1 января 2018г.), установлена ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Таковая предоставляется согласно Указу Президента РФ от 20 марта 2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Указ № 199) в размере 50 % прожиточного минимума для детей, если среднедушевой доход семьи не превышает прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ) // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 нояб. 1995 N 223—ФЗ (ред. от 31.07.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – №5. – Ст. 16.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 дек. 2001 г. № 197–Ф3 (ред. от 04.08.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 1 (ч. I) . — Ст. 3.
4. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81–ФЗ (ред. от 21.11.2022) // Рос. газ. – 1995. – № 99.
5. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29 дек. 2006 г. № 256–ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Рос. газ. – 2006. – № 297.
6. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 255-ФЗ (ред. от 03.04.2023) // газ. Российская газета. – 2006. –№ 297.
7. О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей: Федеральный закон от 28 дек. 2017 г. № 418–ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Рос. газ. – 2006. – № 297.
8. Указ Президента РФ от 10.03.2021 № 140 «О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»«. URL: http://pravo.gov.ru.
9. О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи: Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 // СЗ РФ. – 2003. – № 34. – Ст. 3374.
10. Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (с изм. и доп.). URL: http:// www.pravo.gov.ru .
11. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618–р // СЗ РФ. – 2014– № 35. – ст. 4811.
Материалы судебной практики
12. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 2021 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021 // СПС «Консультант Плюс».
13. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2020 № 12–КГ20–4–К6 // СПС «Консультант Плюс».
14. Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2019 №88–997/2019, 88–1613/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26.12.2019г. по делу №88–1968/2019 //СПС «Консультант Плюс.
16. Решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 11.07.2019 г. по делу № 2–880/2019 //СПС «Консультант Плюс.
Учебная и научная литература
17. Антонова Н.В. Некоторые проблемы правового регулирования государственного (социального) пособия на ребенка в России (теоретико–правовой аспект) // Черные дыры в российском законодательстве. 2016. №1. С. 53–55.
18. Бачмага О.П. Особенности социального обеспечения личности на современном этапе // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2017. № 5. С. 24.
19. Бекишева С.Р. Проблемы Совершенствования законодательства РФ о социальном обеспечении семей с детьми // Актуальные проблемы российского права. 2016. №– 6. С. 157–164.
20. Гусева Т. С. Использование российским законодателем новой терминологии для обозначения социальных выплат: объективная необходимость или недостаток юридической техники // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2011. № 1. С. 126—132.
21. Единовременное пособие при рождении ребёнка [Электронный ресурс] //ИнфоГосуслуги.ру справочноинформационный портал государственных услуг: офиц. сайт. – 2023. – Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/life/details/onetime_childbirth_allowance?categoryCode=semya (дата обращения 07.12.2023).
22. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России: учебник/ М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. М.: Издательство БЕК, 2020. 560 с.
23. Кобылинская С. В., Усенко А. С. Инвестиционная деятельность негосударственных пенсионных фондов России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 118. С. 364-375.
24. Миронова Т. К. Правовая природа отношений по предоставлению материнского (семейного) капитала // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9, № 10–1. С.192–201.
25. Новикова К. Н. Управление системой социальной защиты населения в условиях формирования новой социально-экономической среды в России: дисс. ... доктора соц. наук. M., 2011. 621 с.
26. Тарент И. Г., Юдников С. А. Система социальной защиты населения в Российской Федерации. Ногинск, 2013. 164 с.
27. Умнова–Конюхова И. А., Алешкова И. А. Принцип адресности социальной поддержки: содержание и особенности // Социальное и пенсионное право. 2020. № 4. С. 39–44.
28. Усенко А. С., Кобылинская С. В. К вопросу о совершенствовании институтов права социального обеспечения РФ на основе немецкой социальной системы // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам IX Всероссийской конференции молодых ученых. Ответственный за выпуск: А.Г. Кощаев. 2016. С. 595-596.