Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетие объема визуальной информации возрос. Доказано, что визуальная информация имеет высокую информационно-энергетическую емкость и широкий прагматический потенциал, в отличии от вербальной информации. При восприятии зрительной информации на индивида сначала оказывает воздействие зрительный образ, затем только вербальной информации. Вместе они способствуют лучшему усвоению информации и производят эмоциональное воздействие на реципиента.
В связи с применением различных иллюстраций потребовалось исследование изображения как особой знаковой системы.
С развитием мультимедийных технологий визуализация мира играет важную роль в репрезентации информации. В связи с этим, появляются новые способы организации информации в тексте, одним из которых является инфографика.
Многие исследователи под инфографикой понимают визуальное представление информации, сочетание графической и вербальной информации, преобразованной с помощью современных технологий.
Данный прием все чаще применяется в различного рода СМИ. Инфографику можно встретить как в печатных изданиях о спорте, так и в телепередачах о спорте.
Ярким примером сочетания вербальных и визуальных средств отображения информации с помощью инфографики является визитные карточки игроков, графики расположения игроков на поле, движение мяча в игре, траекторию движения игрока и траекторию движения мяча, прыжок спортсмена с разбегу и с места, пошаговое выполнение элементов в фигурном катании, гимнастике и синхронном плавание и т.д. в различных спортивных репортажах, передачах о спорте и статьях.
Применение инфографики стало популярно в России с начала 2000-х годов, и связано с развитием спортивной журналистики, с появлением в этой области новых приемов организации информации.
Из этого следует, что степень изучения инфографики в спортивных СМИ недостаточна.
Гипотеза исследования: инфографика является эффективным способом отображения спортивных событий и действенным приемом воздействия на спортивных болельщиков.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей инфографики как способа оформления информации в современном медиатексте.
Недостаточная изученность инфографики в общем и в спортивных СМИ в частности, обусловили выбор темы курсовой работы: «Инфографика в спортивных СМИ – основные цели и задачи».
Объект исследования – инфографика.
Предмет исследования – применение инфографики в спортивных СМИ.
Цель работы – определение места и значения инфографики в современной системе коммуникации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать определение инфографики;
• определить виды и функции инфографики;
• рассмотреть способы создания современной инфографики;
• определить особенности спортивных СМИ;
• рассмотреть применение инфографики в репортажах и статьях о различных видах спорта.
Для решения поставленных задач целесообразно использовать следующие методы исследования:
• метод дефиниционного анализа, с помощью которого можно проанализировать научные определения понятий с целью подробного изучения их содержание;
• сравнительно-сопоставительный метод, позволивший сопоставить разные виды инфографики в современных медиатекстах;
• метод сплошной выборки материала, позволяющий отбирать примеры из печатных и мультимедийных изданий о спорте, учитывая все случаи употребления.
Методологической основу моего исследования составили работы К. Андерсона, Г. А. Антипова, В.В. Богданова, X. Веласко, M. И. Володина, В. Г. Гака, И.Р Гальперина, Э. Галлея, Н.Ю. Ивашиной, А. Каиро, И. М. Кобозевой, Е. Лаврентьевой, Э. Тафти , А.Г. Сонина, М.В. Шкондина, М.И. Шостак, Ю.А. Шрейдера и многих других.
Практическая ценность работы состоит в том, что, полученные в ходе исследования сведения, позволят выявить особенности применения инфографики в спортивных СМИ. Представленный в работе материал может быть использован при разработке практических курсов по журналистике, графике и дизайну.
Новизна данного исследования заключается в детальном изучении применения инфографики в спортивных СМИ.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, новизна, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, методы и практическая значимость данной работы.
В первой главе «Применеие инфографики на современном этапе» дается определение инфографики, рассматриваются ее особенности, виды, функции и способы создания современной инфографики.
Вторая глава «Особенности применения инфографики в спортивных СМИ» освещает особенности спортивных СМИ и представляет практическое исследование применения инфографики в репортажах и статьях о различных видах спорта.
В заключении анализируется проделанная работа, приводятся результаты исследования.
Библиографический список составляет 30 авторов.
ГЛАВА 1 ПРИМЕНЕИЕ ИНФОГРАФИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Инфографика: определение, виды, функции
В последние годы особенно тщательно и творчески подходят к созданию визуального ряда и оформлению информации. Важное значение имеют, не только яркие, высокопрофессиональные, креативные иллюстрации (фото, графика), но и фон, размер и цвет шрифта, формат публикации, ее расположение.
В связи с этим, применение инфографики все чаще используется в современных СМИ.
Изучением инфографики занимались искусствоведы, дизайнер-инфографы и лингвисты, среди которых В. Артюхин, Э. Галлея, Р. Декарта, А. Каиро, В. Лаптев, С. Некляев, А. Новичкови, И. Рудерман, С. Остриков, Э. Тафти, др.
Термин «инфографика» в Европе и США вошел в широкое употребление в начале 1990-х, а в россии в начале 2000-х. Это связано с распространением инфографики в СМИ и появлением теоретических исследований по этой теме.
Инфографика – это графический способ подачи информации, сочетающий текст и рисунок. С помощью инфографики можно наглядно и просто объяснить информацию,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андерсон, К. Визуальная журналистика – не только для «больших людей» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kbridge.org/ru/visual(journalism(is(not(just(for(the(big(boys/ (дата обращения: 29.04.2018).
2. Анисимова, Е. Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов)//ВЯ-1992 - №1.- 123 с.
3. Антипов, Г. А. Текст как явление культуры / Г. А. Антипов, О. А. Донских, И. Ю. Марковина, Ю. А. Сорокин. - Новосибирск, 1989. – 456 с.
4. Арутюнова, Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь/ гл. ред. В.Н.Ярцева; редкол: В. Г. Гак, Н. Д. Арутюнова, В. А. Виноградов. М., 2010. – 1078с.
5. Берневега, С. И. Цитата в языке современной газеты Электронный ресурс. / С. И. Берневега. 2004. - Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~rlc2004/files/sec/17.doc.свободный. Доступен 25.04.18
6. Богданов, В.В. Функции вербальных и невербальных компонентов в речевом общении//Языковое общение и регулятивы. – Калинин, 1978 -112 с.
7. Брайант, Д. Основы воздействия СМИ: пер. с англ / Д. Брайант, С. Томпсон. М.: Вильяме, 2004. - 432 с.
8. Веласко X. «Национальная инфографика» Хуана Веласко. Электронный ресурс. / X. Веласко. - 2014. - Режим доступа: http:// www. design-management. га/ articles/ articles/ Доступен 22.05.18
9. Володина, M. И. Язык СМИ основное средство воздействия на массовое сознание Электронный ресурс. / М. И. Володина. - 2007. - Режим доступа: http://genhis.philol.msu.ru/article 262.html. Доступен 20.04.18
10. Гак, В.Г. Языковые преобразования Текст. / В.Г. Гак. М.: Языки русской культуры, 1998.-763 с.
11. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М.: Наука, 1981. - 128 с.
12. Ганюшин А. А. Цифровая фотография в новых медиа. Электронный ресурс. // Знание. Понимание. Умение: информ. гуманитарный портал. 2013. № 5. - Режим доступа: http://www.zpu(journal.ru/e(zpu/2013/5/ (дата обращения: 22.05.2018).
13. Жукова И.Н. Словарь терминов межкультурной коммуникации/ И.Н. Жукова, М.Г. Лебедько, З.Г. Прошина, Н.Г. Юзефович; под ред. М.Г. Лебедько.- 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2015 – 640 с.
14. Ивашина, Н.Ю. Языковые и иконические знаки в процессе речевой деятельности (на материале поликодового текста): Автореф.дисс. –Киев, 1991. - 87 с.
15. Концевой М. Интерактивная журналисткая инфографика: феномен, тенденции, инструментарий. Электронный ресурс. // Электронная библиотека БГУ. - Режим доступа: http:// elib.bsu.by/handle/ Доступен 23.05.18
16. Красных, В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Курс лекций, - М.: «Гнозис», 2002 -284 с.
17. Кобозева, И. М. Лингвопрагматический аспект анализа языка СМИ Электронный ресурс./ И.М.Кобозева.- 2011. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text 12/18. Доступен 28.04.18 – Электрон. Версия печ. публикации.
18. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 2014.
19. Лаврентьева Е. Текст в графическом дизайне. Актуальные проблемы и тенденции визуализации текста. М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2008.
20. Моррис, Ч.У. Основания теории знаков/ Ч.У.Моррис//Семантика.Антология/Сост.Ю.С.Степанов - М.,Академический проект, 2001. - 227 с.
21. Сонин А.Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2006.- 267 с.
22. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. - 234 с.
23. Тарасов, Е. Ф. Языковое сознание [Текст] / Е. Ф. Тарасов // Вопросы психолингвистики. – 2004. – № 2. - 102 с.
24. Шкондин М.В., Типология периодической печати. \ М.В. Шкондин, Л.Л. Реснянская. М.: Аспект-пресс, 2007
25. Шостак М.И. Журналы в системе СМИ: типология и «ниши» изданий // Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.В. Шкондина, JI.JI. Реснянской. М.: Аспект-пресс, 2007.
26. Шрейдер Ю.А. Социокультурные и технико-экономические аспекты развития информационной среды//Информатика и культура. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение. - 1990. – 282 с.
27. Щирова И. А., Гончарова Е. А. Многомерность текста: понимание и интерпретация: Учебное пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 472 с.
28. Bignel, J. Media Semiotics. An Introduction / J. Bignel. - Manchester, 1997. – 251 p.
29. Cook G., Byrne D. The Best American Infographics 2013. Mariner Books, Houghton Mifflin Harcourt. Boston; N.Y., 2013.
30. Tufte E.R. The Visual Display of Quantitative Information. Graphics Press, 2nd Edition, 2014.
31. Футбольный матч: Дерби Спартак – ЦСК Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=ECsxAGT-AJI (/2013/5/ (дата обращения: 22.05.2018).