Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной медиасреде с «освобожденным авторством», бесконечными и не всегда управляемыми информационными потоками возрастает количество фактоидов, фейков, недостоверной информации, которая искажает реальную картину жизни и дезориентирует человека. В таких условиях умение ориентироваться в инфопотоках, распознавать фейки, верифицировать информацию, разоблачать манипуляции необходимо как для профессионального медиакоммуникатора, так и для массовой аудитории пользователей.
Статистика, приведенная StanfordHistoryEducationGroup в 2016 году, показала, что большинство молодых людей не способно отличить фейковую информацию от достоверной, а именно: 60 % согласились с твитом, апеллирующим к мнению большинства. Половина из них даже не перешла по ссылке, чтобы ознакомиться с результатами опроса, что говорит, в том числе, и о том, что за трансляцию своей аудитории проверенной информацией отвечает тот, кто эту информацию предоставляет. Журналист должен быть ответственным за своего читателя, поскольку ложные факты формируют у него ложную картину мира .
В этой связи в настоящее время актуализировалось явление фактчекинга. Это понятие произошло от слова факт. Факт – это подкрепленное надежными свидетельствами событие, именно поэтому он должен быть не просто установлен, а проверен и перепроверен.
Согласно исследованиям Массачусетского технологического института, с 2006 по 2017 год 130 тысяч ложных новостей получили распространение с помощью трёх миллионов человек, которые сделали более четырёх с половиной миллионов ретвитов в социальных сетях.
В среднем один фейк увидели от тысячи до десяти тысяч пользователей Сети, тогда как «настоящие» новости редко получают охват в тысячу человек. В условиях перенасыщения информацией на первый план в СМИ выходят такие факторы, как привлекательная упаковка продукта, режиссура, зависящая от анализа редакционных метрик, удобство площадок продвижения продукта. Немаловажной становится конкуренция с нежурналистским сегментом медиарынка – контентом блогеров, официальных лиц, независимых экспертов.
Информационная война особенно остро стоит в политической повестке России, Европы и США в последний десяток лет. В связи с этим в СМИ и социальных сетях активно используют такие методы как манипуляции мнением, намеренное искажение результатов исследований, фактов, даже намеренную ложь. В этих условиях журналисту, желающему сохранить беспристрастность и объективность подачи информации для своей аудитории, приходится углубляться в методики фактчекинга и верификации информации .
Целью данной работы является рассмотрение фактчекинга в работе журналиста.
Задаяи:
- рассмотреть журналистские компетенции в эпоху новых масс-медиа ;
- описать значение фактчекинга в условиях конкуренции за внимание аудитории;
- рассмотреть фактчекинг в период COVID-19;
- изучить фактчек материалов «Медузы» ;
- сделать анализ верификации информации в региональной журналистике: ситуация с П. Антовым (2023).
Объект исследования – фактчекинг в работе журналиста.
Предмет исследования – анализ примеров фактчекинга в работе журналистов.
Глава 1 Теоретические основы фактчекинга в работе журналиста
1.1 Журналистские компетенции в эпоху новых масс-медиа
С развитием эпохи медиакоммуникаций большое внимание стало уделяться компетентности журналиста. Компетенции журналиста представляют собой личностные качества и способности журналиста, позволяющие ему решать ряд определенных профессиональных задач.
На данный момент требования к журналисту, работающему в интернет-пространстве, вышли за рамки общепринятых профессиональных компетенций, которые характерны для телевидения или радио, так как они требуют большего взаимодействия в сфере медиапространства.
Рассуждая о том, какими качествами должен обладать специалист в области интернет-журналистики, не стоит забывать о том, что интернет-пространство достаточно масштабно, и каждая сфера в пределах массовой коммуникации требует соблюдение определенных норм .
Выделяют три навыка, которые наиболее важны для современного журналиста:
– навыки видеосъемки и создания информационной графики;
– умение общаться с аудиторией в социальных сетях и продвигать свои материалы;
– умение работать с UGC (user-generated content, что в переводе означает «пользовательский контент»).
Данные знания в условиях современной работы журналиста позволяют максимально продуктивно осуществлять деятельность средств массовой информации.
Стоит отметить то, что с современных средствах массовой информации не практикуется такой принцип работы, когда один журналист пишет текст, а другой делает инфографику. В связи с чем в настоящее время пишущие журналисты, как правило, изучают многие дизайнерские программы. Данный факт немаловажен в квалификации профессии журналиста, так как постоянное прогрессирование средств медиакоммуникации открывает новые пространства, а также возможности и умения журналиста использовать новые программы, дают право доносить информацию еще с большим интересом, которого порой очень не хватает читателю .
Немаловажным является и умение журналиста работать через социальные сети. Этот навык подразумевает общение с аудиторией и продвижение своего материала. В этом случае имеет место быть дискуссионная журналистика, значительно отличающаяся от традиционной. В условиях дискуссионной журналистики специалист данной сферы деятельности является своего рода субъектом, предоставляющим своей аудитории определенные знания. В современном мире очень ценится, когда журналист посредством взаимодействия с аудиторией «раскручивает» определенный материал, более того – собирает отзывы, а некоторые редакции требуют от своих работников привлекать подписчиков на свои личные аккаунты в социальных сетях.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Афанасьева Т.С., Савченко А.В., Налейкин К.В. Будущее журналистики – сетевая журналистика//РЕКЛАМА, PR И МЕДИА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник статей международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 21-23
2) Гуськова С. В., Родионова А. С. Журналистские компетенции в эпоху новых масс-медиа//СЛАВЯНСКИЙ МИР: ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ И СЛОВЕСНОСТЬ. Сборник материалов международной научной конференции, посвященной Году культурного наследия народов России, 85-летию Тамбовской области. Том Выпуск 12. Гл. редактор С.С. Худяков, отв. редактор Т.А. Дьякова. Тамбов, 2022. С. 385-390
3) Жителя Краснотурьинска задержали за фейковые новости о коронавирусе в Instagram // Коммерсантъ. – 04.04.2020 г. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4314779, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. (дата обращения: 10.12.2023).
4) Землянский А. В., Практика инфодемии: теории «коронавирусного» заговора, их циркуляция и разоблачение в СМИ // Наука и школа. — 2021. — № 3. — С. 51-61
5) Иншакова Н. Г., О фактчекинге сетевых научных публикаций // Научно-техническая информация. Сер. 1, Организация и методика информационной работы. — 2022. — № 11. — С. 32-37
6) Казаков А. А., Понятийное пространство современных медиаисследований: политологическое измерение // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. — 2020. — № 4. — С. 69-82.
7) Калинина, Н. В. Фактчекинг в работе современного журналиста и СМИ / Н. В. Калинина //Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – № 88. – С. 122-124.
8) Кобызева В. О. Значение фактчекинга в условиях конкуренции за внимание аудитории//НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ИННОВАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ. Сборник статей XV Международной научно-практической конференции в 2 частях. Том Часть 1. Пенза, 2022. С. 131-133
9) Красавина А. В. Фактчекинг в период COVID-19//ЕВРАЗИЯ-2022: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ. Материалы Международного научного культурно-образовательного форума. Том I. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Правительство Челябинской области, При поддержке Губернатора Челябинской области и др.. 2022. С. 123-124
10) Куликова Н.А. Особенности верификации информации в региональной журналистике//EurasiaScience. Сборник статей LIV международной научно-практической конференции Москва: «Научно-издательский центр «Актуальность.РФ», 2023. С. 154-160
11) Лисенкова, А. А. Новые медиа: от web 1.0 к семантической паутине web 4.0 / А. А. Лисенкова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – № 1(81). – С. 110-118
12) Макарова Н. Я. Деонтологические компетенции в профессиональной деятельности журналиста//МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ. 2022. № 9. С. 122-130
13) Маличкина Е. А. Профессиональная идентичность интернет-журналистов// НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ. сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 158-160
14) Попова А. Ю. Специфика проявления фактчекинга в концепции российских Интернет-СМИ// ПРОБЛЕМЫ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы» 24-25 октября 2019 г. С. 159-160
15) Попова А. Ю. Фактчекинг как один из базовых приемов журналистики//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ И МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ. Сборник трудов молодых исследователей, к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.. Астрахань, 2020. С. 133-135