Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ СНГ
1.1.Основные компоненты коллективной безопасности в рамках СНГ
Проведем обзор и анализ деятельности СНГ, ШОС и ОДКБ.
Из всех трех организаций ОДКБ является военно-политической и уделяет ей особое внимание. Система коллективной безопасности ОДКБ - это совокупность институтов ОДКБ и национальных государственных органов государств-членов ОДКБ, а также полномочий и средств государств-членов ОДКБ, обеспечивающих коллективную защиту интересов, суверенитета и территориальной целостности государств-членов ОДКБ в соответствии с международным и внутренним законодательством .
Целью системы коллективной безопасности ОДКБ является обеспечение благоприятных мирных условий для устойчивого и всестороннего развития государств-членов ОДКБ путем предотвращения и устранения угроз миру, локализации войн и военных конфликтов, совместной защиты от вооруженных нападений (агрессии) против одной или более государств-членов ОДКБ и противодействия другим вызовам и угрозам миру, безопасности, а в случае их развязывания (наступления) - обеспечить гарантированную защиту национальных и коллективных интересов, суверенитета и территориальной целостности государств-членов ОДКБ.
Основные принципы формирования и функционирования системы коллективной безопасности ОДКБ:
-оборонительный характер систем коллективной безопасности;
-неделимость коллективной безопасности всех государств-членов ОДКБ и обеспечение безопасности на равном уровне;
-равная ответственность государств-членов ОДКБ за обеспечение коллективной безопасности;
-коллективная самооборона, предусматривающая участие государств-членов ОДКБ в отражении вооруженных нападений (агрессии) на коалиционной и/или региональной основе;
-уважение территориальной целостности, уважение суверенитета и национальных интересов, невмешательство во внутренние дела друг друга;
-недопустимое использование сил и средств систем коллективной безопасности для разрешения споров между государствами-членами ОДКБ;
-формирование и развитие систем коллективной безопасности на коалиционной и региональной основе.
Предшественником ОДКБ является Договор о коллективной безопасности СНГ (от 15 мая 1992 г.), подписанный в г.Ташкенте Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном (вступивший в силу в 1994 году). Азербайджан, Беларусь и Грузия присоединились к ДКБ СНГ в 1993 году .
Решение о создании новой системы коллективной безопасности после распада Советского Союза и Варшавского договора было обусловлено общей нестабильностью, царившей в СНГ в то время.
14 мая 2003 г. по предложению России было принято решение о превращении ДКБ в полноценную международную структуру - государствами - членами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) являются Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
В 2003 году его участники ратифицировали Устав и Соглашение о правовом статусе.
В 2004 году организация стала наблюдателем при Организации Объединенных Наций. После вступления Узбекистана в ОДКБ в 2006 г. не только повысился потенциал организации, но и укрепился центральноазиатский компонент.
Участники ОДКБ во главе с Россией уделили особое внимание адаптации к меняющимся реалиям и современным требованиям обеспечения безопасности на современном этапе международных отношений.
С этой целью 23 июня 2006 г. была принята декларация государств-членов ОДКБ о дальнейшем совершенствовании деятельности организации и повышении ее эффективности. В декларации, принятой по итогам саммита ОДКБ в 5 сентября 2008 г., участники приняли решение совершенствовать тесную координацию внешнеполитического взаимодействия, линию на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, практику совместной работы по всем вопросам.
Подводя итоги встречи в 2008 г. Дмитрий Медведев заявил: ОДКБ была и продолжает оставаться гарантом суверенитета и территориальной целостности нашей страны и невмешательства в их дела .
Одной из проблем на постсоветском пространстве была Карабахская война, которая иногда перетекала из стадии "снайперских и диверсионных войн" в крупномасштабные боевые действия с использованием тяжелой военной техники.
В ночь с 1 на 2 апреля 2016 г. также было совершено нападение на Тавушскую область, в том числе на армию Республики Арцах (с участием боевиков, воевавших на стороне Исламского государства Сирии и Ирака и "Джабхат Ан-Нусры" и вернувшихся в Азербайджан) и территорию Республики Армения, а именно РСЗО "Смерч".
Было интересно посмотреть, как ОДКБ отреагирует на это.
По словам экспредседателя ОДКБ Н. Бордюжи выступил на заседании Совета Международной безопасности (19-20 марта 2011 г., Ереван). По словам Бордюжи, она присоединилась к защите интересов любого союзника, подвергающегося внешнему давлению и вмешательству.
Складывается двоякое впечатление, когда поддержка государств-членов ОДКБ выражается на словах, но на самом деле ее не видно. О том, что пришло время перестроить эту организацию, сделать ее более прозрачной, понятной и монолитной, говорится практически на каждом саммите президентов государств-членов ОДКБ, как заявил президент Республики Армения Серж Саргсян 21 декабря 2015 г.: "Конечно, у каждой страны есть свои интересы, свои у нас свои приоритеты, но это в наших общих интересах. И не должны возражать против взаимных обязательств. Каждый раз, когда азербайджанская армия применяет стрелковое оружие всех калибров, минометы и артиллерийскую технику против Республики Армения, она стреляет в Астане, Душанбе, Бишкеке, Москве и Минске. Позвольте мне напомнить вам, что у нас есть статьи, соответствующие уставу. И мы не только не применяем эту статью, не обсуждаем текущую ситуацию, не считаем, что нужно поднимать телефонную трубку и спрашивать, что происходит в союзной Армении, но и выступаем против интересов союзника в международных организациях, принимаем двустороннюю декларацию с третьей страной, текст которого адресован союзнику по ОДКБ. Мы показываем всю нашу организацию, ее престиж и важность этим кадрам ".
Официальные лица и Генеральный секретарь государств-членов ОДКБ даже не выступили с политическим заявлением (осуждающим) нападение на Азербайджан 4 марта 2016 года, хотя территория Армении также подверглась обстрелу. Сам по себе Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., наряду с внесенными поправками от 10 декабря 2010 г., включает в себя все необходимые статьи, которые необходимо выполнять с учетом определенных вызовов.
Однако, как упоминалось выше, позиции государств-членов ОДКБ расходятся по многим вопросам, например, обстрел позиций Республики Армения азербайджанскими силами в Тавушской области (нарушение статьи 4).
Подписав Устав, некоторые государства, по-видимому, оставили за собой право игнорировать ее (Казахстан, Беларусь) в политических, военных и экономических отношениях с Азербайджаном, который не является членом ни ОДКБ, ни ЕАЭС.
Значит, вопросы со стороны Азербайджана будут. Как я понял, Ильхам Алиев этот вопрос своему казахстанскому коллеге уже задавал. Мы должны считаться с мнением Азербайджана», - заявил президент Беларуси.
Во время конференции, состоявшейся в 29 мая 2014 г. следует отметить, что Назарбаев процитировал письмо своего азербайджанского коллеги Ильхама Алиева и, обращаясь к президенту Армении Сержу Саргсяну, сказал: "Чтобы не всполошить еще одного нашего товарища в Азербайджане, вы вступили в ВТО таким образом, вам нужно присоединяйтесь к Евразийскому союзу в границах, установленных ООН".
На этой почве в организации возникают нездоровые ситуации когнитивного диссонанса, что приводит к снижению эффективности работы организации. Руководству государств-членов ОДКБ необходимо четко осознавать тот факт, что игнорирование жизненно важных интересов их союзников, особенно в их отношениях с другими странами Южного Кавказа, может подтолкнуть их к поиску альтернативных форм обеспечения национальной безопасности.