Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которое проводится в данной курсовой работе,
связано с тем, что на сегодняшний день риторика является важнейшим направлением
изучения русского языка, что определяется тем, что каждый человек должен уметь
красиво говорить, чтобы добиваться успеха как в профессиональной деятельности, так и в
личной жизни.
Красивая речь определяет человека как уверенного в себе, готового к открытому контакту,
не боящегося сложностей. Красивое говорение привлекает других людей, такого человека
хочется слушать и верить его словам.
История риторики прошла длинный путь. В данной работе нами выделен интересный этап
развития данной науки, который связан с деятельностью русского философа иностранного
происхождения – Софрония Лихуда.
§1. ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В РОССИИ КОНЦА XVII – НАЧАЛА XVIII ВЕКА
С конца XVII – начала XVIII столетия сформировался новый этап в истории России. Это
было отмечено, прежде всего, объективно срочными реформами, проведенными Петром I,
которые открыли путь к европеизации страны. Петровские реформы проводилась
постепенно, и их полное значение было получено только после смерти великого
императора, который полностью изменил быт и культуру своей страны [20].
Из-за особенностей перехода страны от средневековья к эпохе Нового времени можно
было говорить о реализации ряда культурно-цивилизационных этапов, пройденных
развитыми западноевропейскими странами, таких, например, как Ренессанс и
Реформация, а также влиянии установившихся тесных культурных связей с западными
странами в русской мысли конца XVII – начала XVIII века.
В русской культуре того времени отмечалось сложное сочетание старого и нового,
оригинального и заимствованного. В начале XVIII века Россия начинает вместе с Западом
испытывать влияние идей Просвещения, что происходит достаточно синхронно. Однако
нет причин называть эту эпоху русской истории «эпохой Просвещения».
С одной стороны, на Россию оказывали серьезное влияние идеи новой европейской
рационалистической философии (Декарт, Локк, Гердер, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и
т.д.), которые активно распространялись в обществе.
2
§2. РИТОРИКА КАК НАУКА
Еще в глубокой древности существовала наука о красноречии, которая именовалась
риторикой. На сегодняшний день вопрос о том, что является риторикой, рассматривается
с трех сторон [2]:
1. Это наука о публичном выступлении, ораторском искусстве, которая имеет
определенные правила и образцы выступления перед публикой, позволяющие добиться
наилучшего эффекта для привлечения и убеждения слушателей.
2. Это высшая степень мастерства выступлений перед публикой, профессиональное
знание слова и качественная ораторская речь.
3. Также это учебная дисциплина, в которой изучаются основы ораторского искусства.
Предметом риторики являются специальные правила построения и произнесения речи,
которые позволяют убедить аудиторию в правильности речи. В России всегда были
богатые риторические традиции. Ораторская практика уже в Древней Руси была очень
разнообразной и отличалась высоким уровнем мастерства.
XII век признан золотым веком Древней Руси именно за красноречие. Первые русские
учебники о том, что такое риторика, появились в XVII веке. Это была «Сказка о семи
мудростях» и «Риторика».
§3. БИОГРАФИЯ БРАТЬЕВ ЛИХУДОВ
Иоанникий Лихуд (1633–1717) и Софроний Лихуд (1652–1730) были греческими
монахами-просветителями и считались создателями славяно-греко-латинской академии,
выступившей в качестве первого высшего учебного заведения в России [11].
Братья Лихуд происходили из древнего княжеского рода Лихудов. Образование они
получили в Греции, затем обучались в Венеции и Падуанском университете, несколько
лет служили в Греции проповедниками и наставниками.
Когда русское правительство задумало основать в Москве высшую школу уровня
академии, царь Федор и Патриарх Иоаким в 1682 году направили к Восточным
патриархам письмо с просьбой прислать в Москву толковых православных учителей.
В ту пору братья Лихуды жили в Константинополе у Иерусалимского Патриарха Досифея
II. Именно он предложил братьям Лихудам отправиться в Москву, а также снабдил их
деньгами на дорогу и рекомендательными грамотами.
3 июля 1683 года братья Лихуды отправились в путь. Дорога заняла у них по почти два
года, что было связано с войной Австрии с Портой и происками иезуитов в Польше,
которые старались как можно дольше задерживать братьев.
Братья Лихуды прибыли в Москву 6 марта 1685 года, и сразу же стали преподавать в уже
существовавших «заиконоспасских школах», которые размещались в Заиконоспасском
монастыре [17].
В течение восьми лет братья Лихуды преподавали грамматику, риторику, логику,
математику и физику. Преподаватели, которые работали в образовательных учреждениях
до них, были в основном выходцами из Европы, и сильно мешали деятельности братьев
Лихудов.
§4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ПЕРЕВОДЧЕСКАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОФРОНИЯ ЛИХУДА И ЕЕ РОЛЬ В РУССКОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Вклад Софрония Лихуда и его брата в русскую и мировую культуру огромен. Софроний с
братом основали Славяно-Греко-Латинскую Академию, первое высшее учебное заведение
на Руси, которое котировалось на уровне европейских университетов того времени.
Братья первыми начали систематическое преподавание в Москве живого европейского
(греческого и итальянского) и классического (древнегреческого и латинского) языков,
заложили основы гуманитарного образования и создали для этого необходимые учебники
[18].
3
Ученики Софрония Лихуда были ближайшими соратниками Петра Великого (глава
ордена Монастыря граф А.И. Мусина-Пушкина, первый российский врач и руководитель
аптечного ордена П.В. Постников, директор Московского типографического суда Федор
Поликарпов и Алексей Барсов).
Эти люди впоследствии провели ряд реформ и, в соответствии с мечтой Петра I,
способствовали вступлению России в европейский историко-культурный процесс.
Будучи верным защитником правды и традиционных ценностей святой православной
веры, Софроний Лихуд сумел перенести в Россию педагогические и культурные идеалы
европейского гуманизма.
Несмотря на напряженность в ситуации, Софроний Лихуд выстоял в своей
преподавательской деятельности. Младшие ученики занимались в русской школе, их
обучали более старшие и опытные. Основной процесс обучения был выстроен в строгом
соответствии со схоластической традицией, существующей в европейских университетах
того времени, и был разделен на три этапа [6].
На первом этапе студенты знакомились с основами грамматики греческого и латинского
языков и поэтики с целью обучения навыку грамотного создания текста.
На втором этапе они учили риторику, которая помогала им приобретать навыки красивого
и убедительного публичного выступления.
Наконец, на заключительном, третьем этапе учащиеся изучали логику и диалектику в
соответствии с идеями Аристотеля, чтобы умело обосновать свои аргументы в едином
тексте [14].
В рамках своей работы в Академии Софроний Лнхуд столкнулся с теми же проблемами,
что и греческие педагоги, которые работали в гуманистических университетах Италии в
XV веке. К таким проблемам, прежде всего, можно было отнести отсутствие учебных
пособий, наличие острой необходимости создавать свои собственные учебники.
§5. ОСНОВНЫЕ РИТОРИЧЕСКИЕ ИДЕИ СОФРОНИЯ ЛИХУДА
Софроний Лихуд, будучи разносторонним деятелем, который занимался философией,
переводами и преподаванием, в большей степени известен в мировой культуре как один
из основателей русской риторики, который выявил основные законы красноречия,
сформировал собственную риторическую концепцию.
Основным трудом, посвященным риторическим идеям Софрония Лихуда, стала его
«Риторика», которой он посвятил значительный фрагмент своей жизни и относился с
особенной бережностью [17].
Риторика Софрония была переведена в 1698 году греком Козьмой Афоноверским.
Считалось, что ««Риторика Софрония» написана от Адама 7191 и от Христа в 1683
году»(лист 151). Известно, что в Новгороде братья Лихуд имели богословские споры и
беседы со старообрядцем Семеном Денисовым – возможно, он передал информацию о
создании «Риторики» своему ученику, который позже отказался от старообрядчества и
сохранил эту информацию. Таким образом, можно предположить, что Софроний Лихуд
приехал в Москву с уже написанным греческим текстом «Риторики».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему: «Софроний Лихуд и его система риторических воззрений»
состоит из введения, 5 параграфов, заключения и списка литературы. В ходе проведенной
работы были сделаны следующие выводы.
С конца XVII – начала XVIII столетия сформировался новый этап в истории России. Это
было отмечено, прежде всего, объективно срочными реформами, проведенными Петром I,
которые открыли путь к европеизации страны. Петровские реформы проводилась
постепенно, и их полное значение было получено только после смерти великого
императора, который полностью изменил быт и культуру своей страны.
4
Из-за особенностей перехода страны от средневековья к эпохе Нового времени можно
было говорить о реализации ряда культурно-цивилизационных этапов, пройденных
развитыми западноевропейскими странами, таких, например, как Ренессанс и
Реформация, а также влиянии установившихся тесных культурных связей с западными
странами в русской мысли конца XVII – начала XVIII века.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абакумова С.В., Кличко Е.Н., Баранова Ю.Г. История русской риторики. –
Кострома: Паритет, 2018. – 430 с.
2. Александрова А.А., Проводина М.Е., Чижова И.М. Философские и педагогические
взгляды братьев Лихудов и их историко-культурное значение // Сборник статей
Красноярского государственного университета. Вып. 1. Гуманитарные науки. –
Красноярск: Издательство КрГУ, 2018. – С. 73–81
3. Баребышева Н.Г., Крестецкая А.В., Мутовкина Е.Н. Развитие философской мысли
конца XVII – начала XVIII века // Вестник Читинского государственного университета.
Вып. 3. Экономика и экономическое развитие. – Чита: Издательство ЧитГУ, 2017. – С. 80–
90
4. Буровская А.А., Смагина А.А. Братья Лихуды. – М.: Форум, 2013. – 204 с.
5. Веденеев А.К. Принципы развития риторики в истории филологии //
Филологические науки. – 2018. – № 2. – С. 12
6. Венидиктова А.С., Крупенкова П.И., Филонова М.М. Основные принципы развития
русской философии: проблемы и перспективы // Материалы научно-практической
конференции «Актуальные глобальные социальные, гуманитарные и экономические
проблемы мирового сообщества». – Краснодар: Кубанский государственный университет,
2018. – С. 99–123
7. Гавина Л.В., Маркевич Д.И. Роль трудов Софрония Лихуда в мировой философии //
Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. –
Казань: Издательство КазГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 40–53
8. Дементьева И.Т., Зинченко А.М. Существенные факторы развития риотрики в
современном мире // Сборник статей Саратовского государственного университета. –
Саратов: Саратовский государственный университет, 2017. – С. 52–63
9. Ломаченкова М.И. Православная педагогика начала XVIII века. Братья Лихуды. –
Воронеж: АСТ, 2012. – 234 с.
10. Мариненкова А.В., Крутова Е.Н., Терещенко С.В. Основные направления изучения
русской философии: значение деятельности русских философов и педагогов начала XVIII
века в истории мировой культуры // Вестник Дагестанского государственного
университета. Вып. 7. Философия. – Махачкала: Дагестанский государственный
университет, 2017. – С. 100–111
11. Надеждина М.М. Петровские культурные преобразования. – Саратов: Перспектива,
2015. – 348 с.
12. Озерцковская И.А., Шаляпина А.М., Тихоненко Д.И. Педагогические труды и
переводы Софрония Лихуда // Материалы международной научно-практической
конференции «Евразийский научный форум». Секция «Социально-политические науки». –
СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2017. – С. 141–153
13. Петренко И.М., Жженова О.Л. Деятельность Софрония Лихуда по изучению
риторики // Мировая философия. – 2017. – № 3. – С. 44–51
14. Полушкина Ю.Е., Нестерова И.Т. Русская философская мысль петровской эпохи.
Обзор концепций и философских течений // Философия и культурология. – 2017. – № 11. –
С. 24–30
15. Смоляченко В.В., Петухова А.С. Русская философия: проблемы и перспективы. –
Калуга: Перспектива, 2017. – 426 с.
5
16. Соловьева Е.К. Братья Лихуды и значение их деятельности для России в начале
XVIII века. – Пермь: Статут, 2016. – 158 с.
17. Титоренко Ю.В., Фадеева Н.С., Курилова А.М. Основные задачи развития
риотрики в контексте современных социально-культурных образований // Вестник
Ярославского государственного университета. Вып. 3. Социально-культурные науки. –
Ярославль: Издательство ЯрГУ, 2018. – С. 60–70
18. Трощенкова М.А., Суетина А.В., Красножанова Д.О. Роль риторических воззрений
Софрония Лихуда в развитии русского языка // Материалы международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы развития русского языка и культуры
речи». – Р.-на-Д.: Ростовский государственный университет, 2017. – С. 116–123
19. Уфимцева А.А. Риторика. Монография. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 460 с.
20. Харитонова С.С., Малышева Л.Д., Нигматуллина А.В. Современные тенденции
развития риторики как научного направления в России и за рубежом // Культурные
инновации. Сборник статей – Владимир: Собрание, 2017. – С. 145–156
21. Цыбина В.С. История русской риторики. – Казань: Омега, 2017. – 268 с.
22. Яковлева П.А. Русская философия. История и современность. – Вологда: Смена,
2015. – 326 с.
23. Ярушева П.И. Педагогическая мысль XVIII века. – Калининград: Зеркало, 2016. –
322 с.