Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что каждая наука развивается благодаря накопленному опыту. Опыт – это неотделимая часть нашего мира. Благодаря изучению истории, можно выделить тенденции и темпы развития. Именно это помогает выявлять ошибки, которые были допущены на ранних этапах развития. Зная прошлое, мы яснее представляем настоящее и имеем возможность предположить, что будет с этой наукой в будущем. При ознакомлении с историей, мы выстраиваем связь между событиями и можем предположить, на каких этапах были совершены погрешности, чтобы предотвратить эти погрешности в дальнейшем. Именно поэтому основным способом обучения, является способ обучения на чужих ошибках.
История развития менеджмента начинается от 9 века до нашей эры и заканчивается в 18 веке. Самые обычные способы управления возникли еще в первобытном обществе. Там оно создавалось всеми членами рода, а не какими-то конкретными людьми. Начало зарождения менеджмента было положено переходом от собирательства и охоты к производству. Именно общество Древнего Египта организовало первую управленческую систему. Все древнегреческие мыслители представляли себе понятие и цели управления по-своему. Сократ считал, что самым важным компонентом служит нужный человек на правильном месте, который совершает все поставленные перед ним цели. Платон же говорил, что управление – это основной компонент жизнеобеспечения общества. Аристотель, в свою очередь, доказывал, что рабам необходим свой руководитель для того, чтобы владельцы могли заняться решением проблем более жизненноважным. В Древнем Риме обязательно контролировали уже выполненную работу, а так же сопоставляли итоги и определяли причины, почему план может быть не выполнен.
Цель: Изучение нового этапа развития теории менеджмента в конце 20 - начале 21 века.
Задачи:
- рассмотреть понятие менеджмента и его сущность, виды и задачи;
- изучить тенденции современного менеджмента;
- описать основные модели менеджмента;
- рассмотреть развитие российского менеджмента в XXI веке;
- описать задачи и проблемы современного российского менеджмента.
Объект исследования: современные теории менеджмента.
Предмет исследования: специфика развития современного менеджмента в России.
Глава 1. Развитие менеджмента в конце XX – начале XXI вв
1.1 Понятие менеджмента и его сущность, виды и задачи
Менеджмент (от англ. management – управление, заведование, организация) в широком смысле рассматривается как процесс управления производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, которые разрабатываются и используются с целью увеличения эффективности производства и повышения прибыли .
Понятие «менеджмент» (от англ. «management») означает – «комплекс мер и действий, направленных на координацию деятельности работников, с целью повышения эффективности работы организации». Является аналогом понятия «управление», что не в полной мере соответствует действительности, хотя и отражает общую суть обоих понятий применительно к управлению организацией. Специалистов, профессионально занимающихся управленческой деятельностью, называют «менеджерами» .
Менеджеры обладают человеческими и материальными ресурсами для работы, они создают продуктивное производство, которое ведет к развитию общества. Менеджмент объединяет работников всего производственного процесса различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, управляющего предприятием или фирмы в целом.
Менеджмент обуславливает:
– производство товаров и услуг
– создание новых рабочих мест
– уровень жизни населения
– научно-технический прогресс
– сохранение окружающей среды
Сущность менеджмента составляет управление организацией в условиях рынка, с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике. Это проявляется:
– в направлении деятельности организаций на удовлетворение общественных потребностей, производство новых видов продукции и услуг.
– в управлении внешней средой предприятия и адаптации ее деятельности.
– в направленности управления на постоянное повышение эффективности производства за счет получения лучших результатов с наименьшими затратами.
– в хозяйственной самостоятельности субъектов, обеспечивающих свободу принятия управленческих решений.
Всю работу по управлению современной компанией можно разделить на 2 части (рис. 1.1):
Рис. 1.1 - Виды управления в компании
Управление осуществляется в русле различных уровней управления (кольца управления), что показано на рис. 1.2.
Рис. 1.2 - Кольцо управления в современной компании
Управление выступает в различных формах:
- техническое управление процессами;
- государственное (муниципальное) управление социально-экономической жизнью общества через законы;
- идеологическое управление через общественные институты;
- управление социальными процессами;
- хозяйственное управление процессами организаций .
1.2 Тенденции современного менеджмента
Развитие менеджмента осуществлялось в следующих этапах: предфаза, школа научного управления, школа административного управления, неоклассическая школа управления, школа системного управления. В свою очередь школа системного управления выделяет в себе 3 основных подхода в развитии теории управления:
1. Процессный;
2. Системный;
3. Ситуационный .
В процессном подходе основополагающими элементами являются подразделения, охватывающие технологически отдельные, завершенные процессы, помогающие учесть реальные интересы потребителей. Основой такого подхода есть идея, правильной организации системы управления и движения информационных потоков: это гарантирует, что информация поступит субъектам, которые в ней действительно нуждаются.
В системном подходе для выражения сути используются: такие методы как: графические, математические, матричные, «дерево решений» и многие другие, которые действуют вместе, образуя единый механизм.
Сущность системного подхода в управлении – разработка планов диверсифицированного и децентрализованного производства, подчиняющихся интересам взаимодействия производственных подразделений, составляющих производственную систему.
Ситуационный подход, тесно связан с системным подходом, так как, не отрицает сущности гуманитарного и классического управления. Он пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными ситуациями для, наиболее эффективного результата достижения целей.
Ситуационный подход ориентирует реализовывать одни и те же функции управления по-разному в различных ситуациях .
В таком случае, следует обозначить основные тенденции современного этапа развития теории управления.
Первая тенденция заключается в акцентировании внимания на материальной и технической базе: «компьютерная революция», создавшая качественно новую систему управления и другие достижения научно-технического процесса.
Вторая тенденция состоит в дальнейшей демократизации управления. В настоящее время уже неоспорим тот факт, что будущее в менеджменте за демократическими партисипативными формами управления.
Третья тенденция – интернационализация менеджмента и бизнеса, выявленная ими проблема учета национальных менталитетов в сфере управления и кросс-культурного переноса принципов и форм управления.
По мнению большинства исследователей, эти и другие тенденции развития привели к формированию новой парадигмы управления: «тихая управленческая революция», а ее ключевыми чертами являются:
1) Отказ от управленческого рационализма и применение гибкость и адаптация к изменениям внешней среды.
2) Использование теории систем позволило выделить ряд универсальных переменных любой системы, контроль за которыми осуществляет эффективное управление.
3) Доминанта современной теории и практике – использование ситуационного подхода.
4) Признание социальной ответственности менеджмента как перед всем обществом, так и перед отдельно взятым индивидом.
Таким образом, на современном этапе развития теории управления основные концепции обозначаются наличием характеристик глобализации в теории науки. Такая обусловленность заключается в быстрых изменениях функциональной сложности деятельности других организаций и рыночной среды.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абулханова Г.А., Шафранская Ч.Я. Особенности управления предпринимательскими структурами на основе японской модели менеджмента//НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ – 2021. Сборник научных трудов. Том Выпуск 1. Казань, 2021. С. 63-70
2) Адлер Ю. П., Методы Тагути: технология качества // Методы менеджмента качества. — 2020. — № 10. — С. 30-35
3) Гасанадзе С. А. Г., Кротенко Т. Ю. Горизонты и тенденции развития современного менеджмента//МОЛОДЕЖЬ И НАУКА: ШАГ К УСПЕХУ. Сборник научных статей 6-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 3-х томах. Том 1. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022. С. 64-70
4) Гатиятулин Ш.Н. Технологии реализации промышленной политики // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2019. No 1 (16). С. 143-150
5) Горяйнова Н. М. Корпоративная культура: учеб. пособие. – Челябинск; Саратов: Южно-Уральский институт управления и экономики: Ай Пи Эр Медиа, 2019.
6) Грушенко, В. И. Менеждмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений : учебное пособие / В. И. Грушенко. — Москва : ИНФРА-М, 2019.
7) Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика. — Санкт-Петербург: Речь, 2020.
8) Захаров Н.А., Антонов К.Ю., Веприкова М.Я. Японская модель корпоративного менеджмента// ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Сборник научных статей по итогам круглого стола со всероссийским и международным участием. Том №8. Москва, 2021. С. 209-211
9) Исмагилов Р. Х., Методы критического мышления как инструмент роста эффективности управления организацией // Менеджмент в России и за рубежом. — 2022. — № 2. — С. 26-30
10) Кирченко М.А. Особенности менеджмента в России// ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБЩЕСТВА, ПРОИЗВОДСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 28 июня 2019 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2019. С. 138-140
11) Козлов В. М. Особенности современной модели менеджмента в России: трудности и преимущества//ФОРУМ. 2019. № 2. С. 113-115
12) Коргова, М. А. Менеджмент. История менеджмента : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. А. Коргова, А. М. Салогуб. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021.
13) Купцов П.С. Сравнительный анализ основных моделей менеджмента//VIA SCIENTIARUM - ДОРОГА ЗНАНИЙ. 2021. № 1. С. 67-73
14) Лукичева Л.И. Егорычев Д.Н. Управленческие решения. – М.: Омега-Л, 2021.
15) Нечаева А.И. Сравнительная характеристика американской и японской моделей менеджмента// VIA SCIENTIARUM - ДОРОГА ЗНАНИЙ. 2020. № 1. С. 64-69
16) Омаров М.С., Омарова К.М. К вопросу успешного менеджмента//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АПК И ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Курган, 2021. С. 533-540
17) Савинкова И. А., Мишина С. В. Роль менеджмента в современном мире// ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 4-х томах. Том 1. Под редакцией В.М. Кузьминой. Курск, 2023. С. 351-360
18) Савицкий П. Континент-Евразия// https://royallib.com/read/savitskiy_petr/kontinent_evraziya.html#0 (дата обращения 23.12.2023)
19) Тагути Г., "Самое важное - надежный процесс и надежный продукт". Интервью с Генити Тагути // Методы менеджмента качества. — 2020. — № 9. — С. 26-30
20) Трут М.К., Пивоваров И.В. Анализ современных концепций менеджмента: от системного подхода до наших дней// ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ. Сборник докладов Фестиваля науки ЮРИУ РАНХиГС. Том Часть I. 2019. С. 281-290
21) Трысячный В.И. Система методов стратегического менеджмента//MODERN SCIENCE, 2022. № 3. С. 61-65
22) Цолоева Л. Н., Сидоров Н. В. Современные концепции менеджмента// Теория и практика управления: ответы на вызовы цифровой экономики: материалы XI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов = Theory and Practice of Management: the Response to Challenges of Digital Economy : Proceedings of XI Scientific Conference for young scientists / под ред. М. Н. Кулапова, П. П. Пилипенко, М. А. Пономарева, И. В. Денисова, В. Ю. Гарновой, В. В. Великороссова, А. В. Колесникова, Б. С. Васякина, О. И. Щербаковой, М. С. Мельникова, С. М. Архиповой, Д. В. Еныгина, В. Р. Мешкова, В. О. Мидовой, С. Ю. Старостина, К. В. Агеева, А. Н. Дмитриева, М. А. Моториной. – Москва : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2020. С. 102-110
23) Яшин Н.С., Андреева Т.А. Понимание контекста предприятия в рамках системы менеджмента качества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. - No3 (67). - С. 115-120