Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Стратегические планы развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года ставят своей целью решение следующих задач:
- внедрение современных методов и ресурсов управления;
- расширение использования инновационных технологий;
- повышение эффективности производственно-экономической деятельности железнодорожного транспорта;
- разработка технико-экономических мероприятий, направленных на снижение себестоимости грузовых и пассажирских перевозок;
- достижения уровня качества и безопасности перевозок в соответствии с требованиями населения и экономики;
В современных условиях выполнение железнодорожных перевозок должно быть клиентоориентировано, доступно и обеспечивать соответствующее качество транспортно-логистических услуг.
Долгосрочная перспектива реализации задач связана с необходимостью обеспечения опережающего развития железнодорожного сообщения, как одного из элементов развития экономики страны. Также необходимость долгого планирования объясняется и тем, что большинство реализуемых в ходе стратегии объектов требуют длительного проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию [4, С.32].
Стратегический план подразумевает два серьезных этапа, а именно:
1. Сущность первого этапа заключается в проведении широкой модернизации железнодорожного транспорта.
Процесс модернизации предусматривает обеспечение необходимой пропускной способности на основных направлениях перевозок и коренную перестройку существующих объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Обеспечение перевозок современным подвижным составом, исключение технических средств с истекшим сроком службы, разработка новых производственных требований к технике и технологиям, начало проектно-изыскательских работ и строительство новых железнодорожных линий – это ключевые элементы первого этапа стратегического плана.
2. Второй этап заключается в поступательном и динамичном расширении железнодорожной сети.
Динамичное расширение железнодорожной сети – это, прежде всего, осуществление таких базовых мероприятий, как:
- развитие новых точек экономического роста. Данный пункт подразумевает создание новой инфраструктуры.
- технологическое и техническое развитие железнодорожного транспорта должно перейти на новый качественный уровень. Технический и технологический уровень перевозок должен отвечать всем современным требованиям и быть способным в кратчайшие сроки осваивать перспективные инновационные идеи;
- повышение глобальной конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта на международном рынке транспортных перевозок. Срок, установленный на выполнение данного этапа – 2016-2030 года.
Проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг на железнодорожном транспорте рассматриваются в большом числе научных работ и прикладных исследований как российских, так и зарубежных ученых.
В экономической жизни нашего государства транспорт играет незаменимую роль в развитии промышленности, торговли и обеспечении безопасности. Он является связующим звеном между производителями и потребителями материальных ценностей [12, С.37].
В производственной деятельности в процессе перемещения грузов принимают участие различные виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный и воздушный.
Железнодорожный транспорт является массовым, и одним из наиболее применимых в повседневной деятельности.
Перевозки скоропортящихся грузов также во многом осуществляются данным видом транспорта.
Железнодорожный транспорт играет существенную роль в транспортном комплексе Российской Федерации, регулярно обслуживая несколько миллионов организаций всех форм собственности, а также население страны.
Объектом исследования является организации грузовой и коммерческой работы в ОАО «РЖД».
Предметом исследования является возможные подходы к повышению эффективности грузовых и коммерческих операций на железнодорожных станциях.
Цель курсовой работы – закрепить теоретические знания и получить необходимые навыки самостоятельного решения в области грузовой и коммерческой работы предприятий железнодорожного транспорта.
Рынок транспортно-логистических услуг на железнодорожном транспорте постоянно находится в состоянии развития. Проблемы данного рынка отражены в научных трудах и прикладных работах, как российских, так и зарубежных ученых.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно рассматриваются следующие задачи:
- анализируется российский и зарубежный опыт в организации международных грузовых перевозок;
- организационное и техническое обеспечение международных грузовых перевозок на железнодорожном транспорте;
- выполняется анализ деятельности предприятий РЖД;
- разрабатываются рекомендации для определения рациональных маршрутов грузовых перевозок на железнодорожном транспорте.
При проведении исследования в данной работе была использована систематизация научных и практических работ по данной тематике.
В процессе проведения исследования использовались количественный и качественный анализ, как взаимодополняющие методы.
1. Теоретические аспекты организации грузовых железнодорожных перевозок
1.1. Участники рынка железнодорожных перевозок
Конкурентная среда, созданная по единым нормам и правилам, которые установлены законодательством Российской Федерации, является фундаментальной основой деятельности участников рассматриваемого рынка [1, С.6].
Железнодорожный транспорт – одно из самых востребованных средств для перевозок грузов различной массы и размеров. Как и любой другой вид транспорта, он имеет свои особенности и отличительны черты, которые оказывают существенное влияние на весь процесс транспортировки [10, С.29].
По популярности данный вид транспортировки грузов стоит на втором месте после автомобильного. В таблице 1.1 приведены характеристики ряда преимуществ, которые имеют железнодорожные перевозки.
Таблица 1.1 – Преимущества железнодорожных перевозок
Цель большинства исследований состоит в том, чтобы минимизировать транспортные расходы, когда транспортные средства должны удовлетворять заданному транспортному спросу. Однако не все транспортные потребности клиентов будут удовлетворены на практике. Другими словами, часть спроса может быть отклонена логистическими компаниями из-за их ограниченных транспортных возможностей.
Основные методики оптимизации перевозок базируются, на основе экономико-математических методов (построение экономико-математической модели на основе решения транспортных задач) и внедрении IT-технологий (создание автоматизированных систем для достижения максимальной эффективности на транспорте) [9, С.46].
По оперативной информации, погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» в мае 2022 года составила 104,6 млн тонн, что на 5,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Грузооборот за май 2022 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,4% и составил 226,8 млрд. тарифных тонно-км, грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время сократился на 1,1% и составил 283,3 млрд. тонно-км.
Погрузка за январь-май 2022 года, по оперативным данным, составила 514,9 млн. тонн, что на 2,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Железнодорожными станциями погружено:
• каменного угля – 149,3 млн. тонн (-3,7% к январю-маю 2021 года);
• кокса – 4,4 млн. тонн (-6,2%);
• нефти и нефтепродуктов – 89,5 млн. тонн (-0,4%);
• руды железной и марганцевой – 48,8 млн тонн (-1,4%);
• черных металлов – 29,8 млн тонн (+3,2%);
• лома черных металлов – 5,7 млн тонн (-9,7%);
• химических и минеральных удобрений – 25,6 млн тонн (-6,4%);
• цемента – 9,2 млн. тонн (-1,1%);
• лесных грузов – 15 млн. тонн (-16,4%);
• зерна – 9,2 млн. тонн (-16%);
• строительных грузов – 50 млн. тонн (+1,3%);
• руды цветной и серного сырья – 7,6 млн тонн (-7,8%);
• химикатов и соды – 10,1 млн. тонн (-0,6%);
• промышленного сырья и формовочных материалов – 13,5 млн тонн (-1,1%);
• остальных, в том числе грузов в контейнерах – 47,1 млн тонн (+5,9%).
Грузооборот с начала 2022 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2% и составил 1109,9 млрд. тарифных тонно-км, грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время увеличился на 1,2% и составил 1391 млрд. тонно-км.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон « О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» 10.01.2003г. №17-ФЗ в ред. от 18.07.2011г.
2. Гопкало, О.О. Тенденции и проблемы развития инфраструктуры для контейнерных перевозок в России // Логистика, 2017. - 53 с.
3. Григорьев, М.Н. Логистика: продвинутый курс: учебник для магистров / Г.М. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва.: Юрайт, 2017. - 834 с. - ISBN 978-5-9916-1368-2.
4.Джабраилов, А.Э. Логистика. Транспортно-логистические комплексы. - 2017.-386 с. – ISBN 978-5-394-00585-5.
5. Иванков, М.В. Трансформация финансово-экономического механизма функционирования железнодорожного транспорта [Текст] / М.В. Иванков. - Москва: Транспорт, 2017. - 175 с.
6. Капитонов, А.Е. Организация контейнерных перевозок на основе принципов логистики. Дисс. канд. техн. наук, 2019. 193 с.
7. Еремеева, Л. Э. Транспортная логистика [Текст]: учебное пособие для студентов / Л. Э. Еремеева. - Сыктывкар: СЛИ, 2017.- ISBN 978-5-9239-0445-1.
8. Лапидуc, Б.М. Железнодорожный бизнес: как встать на главный путь [Текст] / Б.М. Лапидус. - Москва: Интекст, 2018. - 384 с. - ISBN 978-5-904571-19-1.
9. Лапидус, Б.М. Регионалистика [Текст] / Б.М. Лапидус, Ф.С. Пехтерев, Н.П. Терешина. - Москва: УМК МПС России, 2018. - 422 с. - ISBN 5-89035-033-1.
10. Плетнева, Н.Г. Управление рисками в логистике. / Плетнева Н.Г. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГИЭУ, 2017. - 126 с. - ISBN 978-5-88996-780-4.
11. Просветов, Г.И. Математические методы в логистике: учебное методическое пособие / Г.И. Просветов. - Москва: Изд-во РДЛ, 2018. - 272 с.- ISBN 978-5-94280-630-9.
12. Пласкова, Н.С. Экономический анализ: учебник / Н.С. Пласкова. - Москва: Эксмо, 2017. - 704 с. – ISBN 978-5-16-015915-7.
13. Неруш, Ю.М. Логистика / Ю.М.Неруш. - Москва: Проспект, 2018. - 520 с.- ISBN 978-5-534-12457-6.
14. Кириллова, А.Г. Методология организации контейнерных и контрейлерных перевозок в мультимодальных автомобильно-железнодорожных сообщениях. Дисс. док. техн. наук, 2017. - 335 с.
15. Лапидус, Б.М. Экономические проблемы управления железнодорожным транспортом России в период становления рыночных отношений (системный анализ) [Текст] / Б.М. Лапидус. - Москва: Изд-во МГУ, 2017. - 301 с. – ISBN 5-211-04254-9.
16. Единая транспортная система: учебник для вузов / под ред. В.Г. Галабурды. - Москва: Транспорт, 2017. - 303 с. – ISBN 5-277-02148-5.
17. Мирошниченко, О.Ф. Система управления экономическими результатами железнодорожных пассажирских перевозок [Текст] / О.Ф. Мирошниченко. - Москва: Издательство МЭИ, 2017. - 304 с. – ISBN 5-7046-0776-4.
18. Терешина, Н.П. Расходы инфраструктуры железнодорожного транспорта: учебное пособие [Текст] / Н.П. Терешина [и др.] - Москва: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2018. - 224 с. – ISBN 5-89035-329-2.
19.Cargo.rzd.ru: информационный портал: сайт. - Красноярск,2022-. -URL: https://cargo.rzd.ru/ru/9514/page/3104?id=271518 (дата обращения 17.04.2022).
20. Аникин, Б.А. Логистика: учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2017. - 452 с. – ISBN 978-5-392-09201-7.
21. Бариленко, В.И. Анализ финансовой отчетности / В.И. Бариленко - Москва: КНОРУС, 2018. - 416 с. – ISBN 978-5-406-07937-9.
22. Боцвин, Д.В. Совершенствование организации контейнерных перевозок на основе консолидации участников транспортного процесса. Дисс. канд. техн. Наук, 2017. - 199 с.
23. Габбасова, В.В. Контейнерезация перевозок грузов на железнодорожном транспорте /В.В. Габбасова, Е.А. Дробина. // Молодой ученый. -2018.-№4 (108). - 351 с.
24. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник. - 21-е изд. - Москва: Дашков и К, 2017. - 246 с.- ISBN 978-5-91131-596-2.
25. Гайданенко, А. А., Гайданенко, О. В. Логистика: Учебник для бакалавриата. - Москва: КноРус, 2018. - 32 с.- ISBN 5-94727-232-6.
26. Герами, В. Д., Колик, А.В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для академического бакалавриата - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 124 с.- ISBN 978-5-534-12806-2.
27. Гудков, Д.В. Основы логистики: учебник для ВУЗов. - Москва: Горячая линия - Телеком, 2017. - 351с. – ISBN 978-5-9912-0132-2.
28. Еремеева, Л. Э. Транспортная логистика [Текст]: учебное пособие для студентов / Л. Э. Еремеева ; Сыкт. лесн. ин-т. - Сыктывкар : СЛИ, 2017.- ISBN 978-5-9239-0445-1.
29. Иванов, С.Е. Транспортная инфраструктура: учебное пособие /С. Е. Иванов, Д. С. Панфилов. – Санкт-Петербург: Изд-во НМ-СУ «Горный», 2018.
30. Иловайский, Н.Д. Сервис на транспорте (железнодорожном) [Текст] / Н.Д. Иловайский, А.Н. Киселев. - Москва: Маршрут, 2017. - 585 с. – ISBN 5-89035-104-4.
31. Крылов, С.И. Анализ бухгалтерского баланса коммерческой организации с помощью финансовых коэффициентов / С.И. Крылов // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2018. - № 8. - 37 с.- ISBN 978-5-7996-1614-4.
32. Лапидус, Б.М. Теория и практика управления эксплуатационными затратами железнодорожного транспорта [Текст] / Б.М. Лапидус, Д.А. Мачерет, А.Л. Вольсфон. - Москва: МЦФЭР, 2018. - 256 с. - ISBN 5-7709-0195-0.
33. Лукинский, В.С. Модели и методы теории логистики: учебное пособие для вузов / под ред. проф. В.С. Лукинского. - Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2017. - 176 с. – ISBN 978-5-9472-3611-7.
34. Парушина, Н.В Основные направления анализа и прогнозирования финансового состояния по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций / Н.В. Парушина // Международный бухгалтерский учет. - 2018. - № 2. - 22 с.- ISBN 978-5-8397-1145-7.
35.Cargo.rzd.ru: информационный портал: сайт. - Красноярск,2022-. -URL: https://cargo.rzd.ru/ru/9514/page/3104?id=271518 (дата обращения 17.12.2023).