Фрагмент для ознакомления
2
В последние годы произошли существенные изменения в механизмах финансового контроля, в том числе контроля за реализацией (исполнением) государственных программ. Совершенствование такого контроля является необходимым по причине важности и значимости таких программ для экономики, поскольку их исполнение, целевое расходование средств в рамках программы, обеспечивает развитие и стабилизацию экономики страны и ее регионов, что соответствует целевым направлениям экономической политики государства.
Такой контроль является частью государственного финансового контроля, а, следовательно, оперирует средствами и методами этого контроля, установленными требованиями законодательства.
Однако в последние годы исследователи рассматривают необходимость совершенствования финансового контроля. Это связано с тем, что существующие методы в целом являются устаревшими, а в условиях функционирования современных информационных технологий требуются новые методы и средства контроля, способствующие повышению его качества и эффективности.
Следовательно, возникает необходимость совершенствования существующих основ финансового контроля в том числе контроля за реализацией государственных программ. Улучшение механизма такого контроля представляется также целесообразным по причине кризисных явлений, когда цель большинства государственных программ заключается в том, чтобы стабилизировать развитие экономики страны и ее регионов.
Особенности организации, методика и проблемы государственного финансового контроля изучены в работах таких ученых, как: Басовский Л.Е., Бригхэм Ю., Гаврилова А.Н., Загородников С.В., Ивасенко А.Г., Колчина О.А., Лапуста М.Г., Лихачева О.Н., Ляпунов С.И., Мазурина Т.Ю.,Мишарев А.А., Мягкова Е.Л., Мягкова Т.Л., Никонова Я.И., Попов А.А., Попов В.М., Саак А.Э., Скамай Л.Г., Трошин А.Н., Фомкина В.И., Щуров С.А., Эрхардт М., и других.
Однако в современных условиях постоянного совершенствования контрольного процесса требуется формирование новых подходов к развитию теории и практики контроля в целом.
Цель курсовой работы – рассмотрение особенностей организации и механизма функционирования финансового контроля в регионе.
Реализация данной цели обусловила постановку и решение следующих задач, отражающих логику и концепцию исследования:
- рассмотреть теоретические основы системы финансового контроля;
- провести оценку практики осуществления финансового контроля в регионе.
- отразить направления развития финансового контроля.
Объектом исследования являются финансовый контроль.
Предмет исследования – практика осуществления финансового контроля в Чувашской Республике.
При подготовке работы использовались общенаучные методы: анализ, синтез, абстрактно-логические и статистические методы.
Основой для написания работы послужили материалы учебной, научной, периодической литературы, официальные данные Интернет-ресурсов.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические основы системы финансового контроля
1.1. Понятие и история развития финансового контроля
В целом можно сказать о том, что в литературе достаточно полно и объективно раскрывает существенные аспекты финансового контроля. В этой связи рассмотрим, что представляет собой финансовый контроль в научных трудах современных исследователей.
Фролова Ю.В. считает, что финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, которые осуществляются субъектами контроля по проверке обоснованности процессов распределения общественного продукта, формирования, распределения и использования доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.
Щегорцов В.А. отмечает, что финансовый контроль представляет собой одну из форм управления финансами, особую сферу контроля, которая связана с формированием и использованием финансовых ресурсов во всех сферах экономики.
Колесов Р.В. отмечает, что финансовый контроль представляет собой одно из важнейших направлений контрольной деятельности и функцию государственного управления.
Светлова В.В. подчеркивает, что финансовый контроль представляет собой систему методов, органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования денежных фондов государственного и местного самоуправления.
Существующие точки зрения на понимание сути финансового контроля в современных исследованиях достаточно многообразны. На наш взгляд финансовый контроль следует рассматривать в широком и узком смыслах.
В узком смысле финансовый контроль, по нашему мнению, представляет собой систему, направленную на подверждение законности и целесообразности различных хозяйственных операций, выполняемых субъектами хозяйствования согласно требованиям действующего законодательства. В узком смысле финансовый контроль представляет собой деятельность федеральных и местных органов власти, направленную на проверку законности и целесообразности использования бюджетных ресурсов.
Таким образом, нами представлена авторское понимание термина финансовый контроль.
Финансовый контроль в своем историческом развитии и до сегодняшнего дня прошел ряд этапов, характеристику которых приведем в таблице 1.
Таблица 1 - Этапы развития финансового контроля
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
2. Асташова Н. Государственный финансовый контроль: приоритетные направления развития / Н. Асташова // Проблемы Теории и практики управления. - 2020.- № 3. - С. 52-61.
3. Волков В. Н. Государственный аудит (контроль) в Российской Федерации: достижения и резервы развития (экспертная оценка) / В. Н. Волков // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – Т. 1, № 3. – С. 4-10.
4. Волков В.Н. Об уровне развития государственного аудита в Российской Федерации / В. Н. Волков 2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ranepa.ru/ob-akademii/prepodavateli-i-sotrudniki/sotrudnik/?id=edecff73-28ab-4ae1-b218-
5. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. проф. С. И. Лушина, проф. В. А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2018. – 604 с.
6. Государственный аудит: учебное пособие / А. Н. Саунин; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа государственного аудита МГУ.- Москва: Изд-во Московского ун-та, 2018.- 479 с.
7. Гусев А. Принципы и задачи внутреннего финансового аудита / А. Гусев // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. – 2019. – N 9. – C. 17-23
8. Данилова Т. Н. Институциональные аспекты государственного финансового контроля в современной России / Т. Н. Данилова, Е. А. Федорова / / Финансы и кредит. - 2019. - N 32. - С. 2-8.
9. Двуреченских В.А. Национальный контроль / В.А. Двуреченских. - М.: ИД "Финансовый контроль", 2018. - 562 с.
10. Дубина Е.Д. Контрольно-счетная палата как инструмент государственного контроля / Е.Д. Дубина // Инновационная наука. - 2021. - №2. - С. 186-191.
11. Ермакова Е. А. Оценка устойчивости государственных финансов / Е. А. Ермакова / / Финансы и кредит. - 2018. - N 37. - С. 2-8.
12. Колесов Р.В. Система государственного финансового контроля РФ: проблемы и перспективы: Монография / Р.В. Колесов. - Ярославль: ЯФ МФЮА, 2018. – 458 с.
13. Контроль и ревизия: учеб. пособие / В.К. Сусин, В.П. Шегурова, О.В. Шибилева. - Саранск, 2019. - 405 с.
14. Контроль и ревизия: учеб. пособие / В.К. Сусин, В.П. Шегурова, О.В. Шибилева. - Саранск, 2019. – 568 с.
15. Лапина М.А. Понятие и виды финансового контроля / М.А. Лапина, А.С. Ловинюков // Юридический мир. - 2018. - N 4. - С. 26-30.
16. Латфулин Г. Методология управления учебное пособие / Г. Латфулин. - СПб.: Питер, 2019. – 358 с.
17. Николаева Т.П. Бюджетная система России: учебно-практическое пособие / Т.П. Николаева. - М.: Евразийский открытый институт, 2020. - 384 с.
18. Родионова В.М. Финансовый контроль / В.М. Родионова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2019. – 571 с.
19. Черкашина И.Б. Счетная палата в системе управления финансами: учебник / И.Б. Черкашина. - М.: Лаборатория книги, 2021. - 257 с.
20. Шохин С.О. Новый этап в развитии финансового контроля / С.О. Шохин // Юрист. - 2020. - №19. – С. 35-41.