Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Здоровье детей – здоровье нации. Здоровье детей является одной из высших ценностей общества. А здоровье взрослого человека напрямую связано с его здоровьем в детстве. Сейчас очень сложно найти полностью здорового человека, не говоря уже о ребенке. Профилактика является важной частью охраны здоровья детей. Она заключается в воспитании здорового ребенка, профилактики у него возможных заболеваний и нарушений развития. Большое значение имеет первичная профилактика – комплекс медицинских, психолого–педагогических и правовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья путем устранения или уменьшения влияния контролируемых неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды.
Особое значение имеет оценка показателей и условий формирования здоровья детей первого года жизни, так как она отражает: исход перинатального периода; во многом определяет качество жизни ребенка в следующих возрастных группах. Показатели общей заболеваемости и продолжительности грудного вскармливания объективно свидетельствуют и прогнозируют эволюцию адаптационных реакций, характеризующих качество «жизненного коридора» гомеостатических показателей ребенка. Соответственно, рост острой заболеваемости является показателем снижения качества приспособительных способностей детей первого года жизни.
Важная роль в формировании здоровья детей первого года жизни принадлежит сестринскому персоналу. Медсестра участвует в комплексе медико–правовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей первого года жизни путем устранения неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды. Сестринский персонал иногда недооценивает свою роль, считая, что формирование здоровья детей напрямую зависит от самих родителей и педиатра. В связи с изложенным данная тема очень актуальна в настоящее время.
Цель: изучить роль медицинской сестры в профилактике заболеваний детей раннего возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть организацию патронажа детей до года;
2.Изучить особенности наблюдения за детьми из группы риска;
3.Проанализировать результаты анкетирования и выявить роль среднего медицинского персонала в профилактике заболеваний детей раннего возраста.
Объект: профилактика заболеваний детей до 3-х лет.
Предмет: изучение профилактической деятельности медицинской сестры.
База исследования: Городская детская поликлиника №1 г. Тюмень.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Патронаж здоровых детей раннего возраста
Среди всех мероприятий, выполняемых участковым педиатром или участковой медицинской сестрой, особое место занимает патронаж новорожденного, осуществляемый на дому.
Ее цели:
- своевременное выявление заболеваний и предотвращение их развития;
- динамическое наблюдение за состоянием здоровья новорожденного;
- определение плана диагностических и лечебных мероприятий;
- санитарное просвещение для мотивации длительного грудного вскармливания;
- разработка рекомендаций по уходу за ребенком.
Педиатр делает два визита, а участковая медсестра – три. Кроме того, по показаниям может осуществляться четвертый патронаж. При выявлении каких–либо отклонений в состоянии здоровья ребенка все последующие визиты проводятся в качестве активных вызовов на дому. Тактика патронажного наблюдения за детьми первого месяца жизни предполагает составление плана врачебно–сестринского патронажа. Посещения на дому доношенных детей с отклонениями в состоянии здоровья и недоношенных детей осуществляются по индивидуальному графику, установленному участковым педиатром и согласованному с заведующим педиатрическим отделением. Реализация алгоритма патронажа ребенка контролируется заведующей и старшей медицинской сестрой педиатрического отделения.
Первичный сестринский патронаж за детьми первого года жизни осуществляется на 3–4 сутки жизни. Медсестра заполняет необходимую информацию о новорожденном. Второй визит к ребенку осуществляется медицинской сестрой между 5–м и 10–м днем жизни и включает заполнение карты развития. Третий патронаж медсестры осуществляют на 17–18–й день жизни ребенка. Сюда же входит заполнение формы 112. Дополнительный патронаж можно проводить на 24–28–й день жизни ребенка по показаниям. При отсутствии врачебного назначения для дополнительного патронажа проводится контрольный телефонный обзвон.
Задачи сестринских патронажей
Посещение медсестрой ребенка осуществляется в следующих целях:
1. регистрация ИДС для медицинских вмешательств;
2. сбор анамнеза;
3. изучение условий проживания, соблюдение гигиенических требований;
4. инструктаж по технике грудного вскармливания и уходу за ребенком;
5. осмотр ребенка, инструкции по уходу за пупочным кольцом и остатками пуповины;
6. оценка заживления пупочной ранки.
Роль медсестры в проведении патронажей очень важна. Медсестра выписывает направления к специалистам по назначению врача, проводит патронаж, приглашает на приём, на прививки, следит за соблюдением режимных моментов, состоянием кожных покровов, аппетитом и всех врачебных рекомендаций и назначений.
Медсестра вносит сведения о новорожденном в историю развития ребенка, заполняет анкету, информирует родителей о порядке наблюдения и порядке выбора лечебного учреждения. Все последующие визиты сводятся к оценке объема лактации матери и техники кормления, а также общему осмотру ребенка. Медсестра контролирует динамику прибавки массы тела по предоставленным данным, оценивает заживление пупочной ранки, дает рекомендации по уходу и проверяет выполнение рекомендаций педиатра.
Диспансерное наблюдение участковой медицинской сестры: 1 выезд на дом 1 раз в месяц, с обязательными контрольными визитами после профилактических прививок. Частота осмотров специалистами: педиатром в первый месяц жизни не менее 3 раз, затем не реже 1 раза в месяц.
Осмотр узкими специалистами:
– в 1 год невропатолог, офтальмолог, ортопед;
– осмотр ЛОР, стоматологом в 12 месяцев.
– осмотр педиатра, невролога, окулиста, ортопеда, оториноларинголога в 2 и 3 года.
Лабораторно диагностическое обследование:
– анализ мочи на ФКУ 2х;
– клинический анализ крови, общий анализ мочи в 3 месяца и в 12 месяцев.
Мониторинг показателей эффективности:
– хорошая ежемесячная прибавка в весе;
– хорошая адаптация ребенка к новым условиям жизни;
– нормальное физическое и нервно–психическое развитие и снижение уровня заболеваемости.
При профилактических осмотрах проводится контроль:
– режим дня;
– кормление ребенка;
– выполнение массажа;
– закаливающие мероприятия;
– выполнение рекомендаций по воспитанию, профилактике рахита, анемии, хронических пищевых расстройств, инфекционных заболеваний.
При объективном обследовании контролируется:
– масса тела и рост;
– окружность головы и груди;
– оценка нервно–психического и физического развития;
– прорезывание зубов;
– поведение;
– состояние кожи, опорно–двигательного аппарата, внутренних органов;
– реакции на прививки по календарю;
– наличие врожденных заболеваний, аномалий развития.
Дополнительные методы обследования: антропометрия 1 раз в месяц, клинический анализ крови и мочи к 3–м месяцам жизни и в 1, 2 и 3 года.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абольян Л.В., Евлоева Ф.М., Петров А.И. Актуальные проблемы грудного вскармливания с позиций общественного здоровья и здравоохранения // Проблемы управления здравоохранением. – 2011. – № 6. – С. 337
2. Альбицкий В.Ю. Актуальные проблемы социальной педиатрии: избранные очерки. – М.: Союз педиатров России, 2012. – С. 344.
3. Амбулаторно–поликлиническая педиатрия / под ред. В.А. Доскина. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ООО Изд–во «Медицинское информационное агентство», 2015. – С. 504
4. Голубев, В. В. Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста. Учебник / В.В. Голубев. – М.: Academia, 2019. – 240 c.
5. Запруднов А.М., Общий уход за детьми: руководство к практическим занятиям и сестринской практике / Запруднов А.М., Григорьев К.И. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2015. – 512 с
6. Макарова М.В. Здоровье детей, находившихся на естественном и искусственном видах вскармливания // Пермский медицинский журнал. – 2012. – Т. 29, № 3. – С. 106–111.
7. Общий уход за ребенком: учебное пособие / А.С. Панченко [и др.]; ЧГМА. – Чита: РИЦ ЧГМА, 2018. – 113 с
8. Основные тенденции здоровья детского населения России / под ред. А.А. Баранова, В.Ю. Альбицкого. – М.: Союз педиатров России, 2015. – 116 с.
9. Педиатрия. Часть 1: болезни органов дыхания: учебное пособие. / В.А. Щербак [и др.]; ЧГМА. – Чита: РИЦ ЧГМА, 2013. – 119 с.
10. Профилактическая педиатрия: руководство для врачей / под ред. А.А. Баранова, Л.С. Намазовой–Барановой. – М.: Изд–во «ПедиатрЪ», 2015. – 744 с.
11. Румянцев А.Г., Тимакова М.В., Чечельницкая С.М. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей. – М.: Медпрактика–М, 2004. – С.11–55.
12. Файзуллина Р.А., Самороднова Е.А., Пикуза О.И., Шошина Н.К. Питание детей раннего возраста. – Казань, 2013. – С. 16–18.
13. Цыбульская И.С. Медико–социальные аспекты формирования здоровья детей. – Тверь: Тверская Городская Типография, 2013. – С 290.
14. Энциклопедия медицинской сестры. Все по уходу в больнице и дома / под общ. ред. Ю.П. Никитина, Н.Л. Това. – М.: ГЭОТАР–МЕД, 2013. – С. 704.
15. Яромич И.В. Сестринское дело: учебное пособие. – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – С. 431.